Петь, чтобы быть собой
Рубрика:
Актуально
Четверг,07.04.2011
— Люди действительно все чаще говорят о том, что хотят петь. В чем же здесь для них скрыта терапия?
— Мне кажется, что не стоит ограничивать музыкотерапию пением и слушанием музыкальных произведений в разных состояниях. В широком смысле музыкотерапия — это терапия искусством. На таких занятиях можно танцевать, рисовать, играть, общаться. Все это помогает человеку раскрепоститься, проявить креативность и творчество, заявить о себе и в то же время услышать другого. В этом контексте мне нравится работать по методике Карла Орфа, в ней мне видятся безграничные возможности для терапии искусством.
— Надежда, научиться петь — это просто или сложно?
— Есть такая поговорка: «Если ты умеешь ходить, значит, ты умеешь танцевать, а если ты умеешь говорить, значит, ты умеешь петь». И в этом смысле нет ничего сложного в том, чтобы петь. Но с другой стороны, просто открыть рот — явно недостаточно для того, чтобы запеть. Дело в том, что большинство из нас когда-либо слышали в свою сторону такие фразы: «У тебя нет слуха», «У тебя нет голоса», «Тебе никогда не петь на сцене»… Удивительно, как серьезно люди воспринимают такие заявления и потом помнят о них всю жизнь. Это, конечно, мешает петь. И мне кажется, что если человек чувствует в себе потребность петь или заниматься музыкой, то в этом направлении стоит идти.
— И куда человек в этом случае может прийти?
— Наверное, к самому себе. Он может увидеть себя в новом качестве, увидеть свои потенциальные возможности, перестать тратить столько усилий, чтобы защищать свою самооценку, потому что быть собой гораздо приятнее. Вся сложность на пути к естественному звучанию голоса заключается во внутренних зажимах, которые человек копит на протяжении всей своей жизни. И преодолеть их бывает непросто. Но это преодоление и есть терапия, потому что таким образом мы впускаем в свою жизнь новые чувства, а вместе с ними и новые возможности.
— Кому такая терапия может быть особенно актуальна?
— Абсолютно всем. Дело в том, что когда мы поем, то у нас работают все отделы головного мозга одновременно, и это мощный толчок к их развитию. Так что тренировать таким образом свои мозги могут и дети, и взрослые, и уже совсем пожилые люди. В то же время на занятиях музыкотерапией человек получает возможность более открыто заявить о себе в мир, перестать прятаться от жизни и начать получать от нее удовольствие. Для людей с ограниченными возможностями это вообще бесценный опыт.
— Так все-таки терапия искусством решает больше эмоциональные проблемы или проблемы здоровья физического?
— И те и другие. То, что на начальном этапе простуду можно просто «запеть», вообще не вызывает у меня и моих учеников никаких сомнений. Возвращение к естественному дыханию позволяет вылечивать бронхиты и астмы. Ну а если принять за аксиому тот факт, что любая болезнь тела — это только следствие психологической проблемы, то становится понятно, как важно работать и с эмоциями в том числе. Я действительно вижу, как меняются люди после того, как начинают петь. У них даже движения становятся другими, преображается осанка, меняется взгляд. Ведь некоторые взрослые говорят, приходя на занятие, что последний раз они пели в детском саду на утреннике, а танцевали в старших классах на дискотеке. Так не должно быть, и здорово, если человек сам чувствует потребность менять эту ситуацию.
— Может ли музыкальная школа нести терапевтический эффект?
— Особенность наших школ в том, что там старательно воспитывают профессионалов, в то время как, по моему мнению, гораздо эффективнее было бы заниматься воспитанием в человеке качественного любителя. Такого, который бы хорошо разбирался в музыке, имел о ней собственное мнение, понимал ее красоту и возможности, мог самостоятельно подобрать мелодию на своем музыкальном инструменте… У нас же часто, закончив музыкальную школу, дети вручают родителям диплом и больше никогда не открывают пианино, не берут в руки скрипку и не поют для собственного удовольствия, потому что все это закрепилось в сознании как тяжелая работа на результат. И, конечно, очень важна в процессе обучения роль личности педагога, как и в любом педагогическом процессе, потому что очень часто и дети, и взрослые не просто учатся петь, они ходят к конкретному человеку, и это тоже терапевтический момент.
— В чем Вы ощущаете терапию для себя самой?
— Для меня очень важно ощущать, что сама я тоже меняюсь. Постепенно меняются направления, в которых мне хочется двигаться и развиваться. Методикой Карла Орфа я, например, интересовалась еще в училище, но информации об этом тогда было слишком мало. И вот сейчас я снова к этому вернулась, начала общаться с людьми, которые учились в Германии в институте орфотерапии и теперь активно практикуют. Мне стал интересен фольклор как один из наиболее простых кодов доступа к нашей биологической памяти. Но больше всего меня увлекает сам процесс моего движения. Я хорошо понимаю, как тяжело работать на сцену, и собственные внутренние изменения стали для меня гораздо важнее. В терапии искусством не стоит работать на результат, ведь результат — это всегда конец, завершение, остановка. Но этот процесс не должен останавливаться, он может быть бесконечным и при этом очень интересным.
— Мне кажется, что не стоит ограничивать музыкотерапию пением и слушанием музыкальных произведений в разных состояниях. В широком смысле музыкотерапия — это терапия искусством. На таких занятиях можно танцевать, рисовать, играть, общаться. Все это помогает человеку раскрепоститься, проявить креативность и творчество, заявить о себе и в то же время услышать другого. В этом контексте мне нравится работать по методике Карла Орфа, в ней мне видятся безграничные возможности для терапии искусством.
— Надежда, научиться петь — это просто или сложно?
— Есть такая поговорка: «Если ты умеешь ходить, значит, ты умеешь танцевать, а если ты умеешь говорить, значит, ты умеешь петь». И в этом смысле нет ничего сложного в том, чтобы петь. Но с другой стороны, просто открыть рот — явно недостаточно для того, чтобы запеть. Дело в том, что большинство из нас когда-либо слышали в свою сторону такие фразы: «У тебя нет слуха», «У тебя нет голоса», «Тебе никогда не петь на сцене»… Удивительно, как серьезно люди воспринимают такие заявления и потом помнят о них всю жизнь. Это, конечно, мешает петь. И мне кажется, что если человек чувствует в себе потребность петь или заниматься музыкой, то в этом направлении стоит идти.
— И куда человек в этом случае может прийти?
— Наверное, к самому себе. Он может увидеть себя в новом качестве, увидеть свои потенциальные возможности, перестать тратить столько усилий, чтобы защищать свою самооценку, потому что быть собой гораздо приятнее. Вся сложность на пути к естественному звучанию голоса заключается во внутренних зажимах, которые человек копит на протяжении всей своей жизни. И преодолеть их бывает непросто. Но это преодоление и есть терапия, потому что таким образом мы впускаем в свою жизнь новые чувства, а вместе с ними и новые возможности.
— Кому такая терапия может быть особенно актуальна?
— Абсолютно всем. Дело в том, что когда мы поем, то у нас работают все отделы головного мозга одновременно, и это мощный толчок к их развитию. Так что тренировать таким образом свои мозги могут и дети, и взрослые, и уже совсем пожилые люди. В то же время на занятиях музыкотерапией человек получает возможность более открыто заявить о себе в мир, перестать прятаться от жизни и начать получать от нее удовольствие. Для людей с ограниченными возможностями это вообще бесценный опыт.
— Так все-таки терапия искусством решает больше эмоциональные проблемы или проблемы здоровья физического?
— И те и другие. То, что на начальном этапе простуду можно просто «запеть», вообще не вызывает у меня и моих учеников никаких сомнений. Возвращение к естественному дыханию позволяет вылечивать бронхиты и астмы. Ну а если принять за аксиому тот факт, что любая болезнь тела — это только следствие психологической проблемы, то становится понятно, как важно работать и с эмоциями в том числе. Я действительно вижу, как меняются люди после того, как начинают петь. У них даже движения становятся другими, преображается осанка, меняется взгляд. Ведь некоторые взрослые говорят, приходя на занятие, что последний раз они пели в детском саду на утреннике, а танцевали в старших классах на дискотеке. Так не должно быть, и здорово, если человек сам чувствует потребность менять эту ситуацию.
— Может ли музыкальная школа нести терапевтический эффект?
— Особенность наших школ в том, что там старательно воспитывают профессионалов, в то время как, по моему мнению, гораздо эффективнее было бы заниматься воспитанием в человеке качественного любителя. Такого, который бы хорошо разбирался в музыке, имел о ней собственное мнение, понимал ее красоту и возможности, мог самостоятельно подобрать мелодию на своем музыкальном инструменте… У нас же часто, закончив музыкальную школу, дети вручают родителям диплом и больше никогда не открывают пианино, не берут в руки скрипку и не поют для собственного удовольствия, потому что все это закрепилось в сознании как тяжелая работа на результат. И, конечно, очень важна в процессе обучения роль личности педагога, как и в любом педагогическом процессе, потому что очень часто и дети, и взрослые не просто учатся петь, они ходят к конкретному человеку, и это тоже терапевтический момент.
— В чем Вы ощущаете терапию для себя самой?
— Для меня очень важно ощущать, что сама я тоже меняюсь. Постепенно меняются направления, в которых мне хочется двигаться и развиваться. Методикой Карла Орфа я, например, интересовалась еще в училище, но информации об этом тогда было слишком мало. И вот сейчас я снова к этому вернулась, начала общаться с людьми, которые учились в Германии в институте орфотерапии и теперь активно практикуют. Мне стал интересен фольклор как один из наиболее простых кодов доступа к нашей биологической памяти. Но больше всего меня увлекает сам процесс моего движения. Я хорошо понимаю, как тяжело работать на сцену, и собственные внутренние изменения стали для меня гораздо важнее. В терапии искусством не стоит работать на результат, ведь результат — это всегда конец, завершение, остановка. Но этот процесс не должен останавливаться, он может быть бесконечным и при этом очень интересным.
Просмотров: 1374
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: