ЕГЭ: две стороны одной медали


Рубрика: Актуально
Четверг,18.08.2011
Мнение доктора филологических наук
Первым специалистом, кто согласился озвучить в нашей газете существующие проблемы, стала Елена Александровна Баженова — эксперт по части «С» в тесте по русскому языку, доктор филологических наук, заведующая кафедрой русского языка и стилистики ПГУ.

— В чем, на Ваш взгляд, преимущество ЕГЭ и его недостатки?

— Я считаю, что существуют три основных преимущества. Первое — это унификация критериев при оценке тестов. Все эксперты — учителя и преподаватели вузов, которые проверяют часть «С» (сочинение по тексту), проходят сертификацию и на курсах в процессе обучения вырабатывают основные критерии оценки.
Второе преимущество — если тест был выполнен самостоятельно и заработаны высокие баллы, у выпускника любой школы: провинциальной, краевой или столичной — появляются равные возможности для поступления и дальнейшего обучения в лучших вузах России.
Третье преимущество — это системность при проверке знаний. Тест ЕГЭ по русскому языку охватывает почти все разделы школьного курса, поэтому тестирование дает возможность проверить знания в удобной, лаконичной форме.
Что касается недостатков, то главный из них заключается в том, что коррупция пришла в школу. Это очень тревожный сигнал, так  как школа — это такой социальный институт, который является важнейшим для воспитания и формирования подрастающего поколения, будущего нашей страны. Уже разработаны схемы, как за определенную плату тест за ученика может выполнить учитель, наемный исполнитель, например, тот же самый эксперт или студент, что и показала практика этого года. Получается, купить можно все, главное — знать за сколько.
Второе — в гуманитарных науках тестирование не позволяет оценить творческие способности, развитие мышления, в данном случае — это сформированность лингвистического мышления. Все-таки, во многом тест напоминает игру в «крестики-нолики». Да, он разрабатывается по определенной форме и охватывает базовую часть русского языка, но в формате теста невозможно оценить уровень мышления. Конечно же, мне могут возразить, что для этого существует часть «С», в которой можно отследить самостоятельность мышления, но я с этим не согласна. Трудно показать собственное мнение, точку зрения по навязанным текстам, тем более что они, как правило, очень неравнозначны — ни по собственным достоинствам: словесным и художественным, ни по уровню поднимаемых проблем. Поэтому выпускник оказывается в искусственных условиях — он не выбирает текст, ему его дают. Кроме того, учителя и репетиторы так научились натаскивать учеников, что эксперты, проверяя сочинения, читают тексты, написанные по образцу, по определенному шаблону. Это типичные, шаблонные формулировки, композиции, выводы, по которым можно дословно воспроизвести все то, что надиктовано учителем. О каком творчестве, самостоятельности мышления может идти речь? Вот это, на мой взгляд, основной минус — в школах перестали учить детей размышлять и высказывать собственное мнение, способность доказывать и отстаивать свою точку зрения.

— Что Вы посоветуете тем, кто, по разным причинам, не смог сдать какой-либо из экзаменов?
— Я уверена, что случайно победить в такого рода состязаниях сложно, а случайно ошибиться в тесте довольно просто. Поэтому тем, кто потерпел неудачу во время тестирования и не смог поступить в вуз, я бы посоветовала проанализировать причину провала (недостаток знаний, либо неумение собраться в ответственный момент, контролировать свою волю, эмоции) и честно признаться в ней самому себе. В этом случае важно помнить, что ничего невозможного нет и любая неудача в жизни — это время, когда нужно извлекать уроки, не подводить черту и ставить крест, а наоборот, искать перспективу. И вообще, ребенок становится взрослым, когда начинает учиться на своих ошибках. Я думаю, что нужно воспользоваться вот этим трудным моментом в жизни, чтобы повзрослеть и что-то в себе изменить. И если все-таки это пробел в знаниях, то за год или за два наверстать упущенное, воспользовавшись подготовительными курсами или занятиями с репетиторами. Главное — желание, а повторить тест можно, и правила позволяют сделать это каждому. Я сочувствую тем, кто по психологическим причинам не справился с тестом, но жизнь с новыми требованиями заставляет нас многому учиться. Поэтому нужно работать над собой, чтобы побеждать в сложных обстоятельствах.

— Ваше пожелание тем, кому предстоит в ближайшие годы сдавать ЕГЭ.
— Я думаю, что ЕГЭ — это всерьёз и надолго, хотя уверена, что тестовая форма контроля подходит не для всех людей. Тест требует особой концентрации личностных качеств, физических и психологических особенностей, умение собирать свои нервы в кулак. Поэтому ученикам нужно с младших классов привыкать к такой форме проверки знаний. Современные 6‑7-летние дети уже не испытывают стрессов при выполнении тестов, потому что при поступлении в хорошую школу нужно пройти через тестирование. А ученики средних и старших классов должны знать, что помимо теста существуют и другие формы проверки знаний, которые востребованы в вузах и, главное, в жизни. И основной совет: помните, что жизнь — это не игра в «крестики-нолики», постарайтесь понять, чего вы хотите добиться и готовы ли заниматься по максимуму для достижения своей цели.
Мнение кандидата физико‑математических наук
А вот точка зрения человека, всю свою жизнь посвятившего точным наукам. Анатолий Прокопьевич Иванов — кандидат физико‑математических наук, профессор, заведующий кафедрой высшей математики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в г. Перми, семикратный Соросовский учитель. Он говорил четко, ясно, лаконично, как и подобает человеку, привыкшему к точности и не терпящему ошибок.

— Преимущества ЕГЭ.
— ЕГЭ — единственный способ оценивания уровня знаний, полученных в школе и предъявляемых при поступлении в вуз. ЕГЭ исключает коррупцию на вступительных экзаменах и предоставляет возможность школьникам из «глубинки» поступать в самые престижные вузы: МГУ, МГИМО, ВШЭ и другие. Это главный результат и основное преимущество ЕГЭ.

— Недостатки ЕГЭ.
— Буду говорить только о ЕГЭ по математике! ЕГЭ — измеритель уровня знаний и способности мыслить, то  есть это как прибор, точно измеряющий эти величины. Нынешний формат ЕГЭ по математике не удовлетворяет потребности точно замерить эти параметры. Поэтому о точности и объективности говорить практически бесполезно, т. к. используемые контрольно-измерительные материалы не соответствуют требованиям науки тестологии.

— Рекомендации тем, кому в ближайшие годы предстоит сдавать ЕГЭ.
— Привести знания в систему, стремиться к качеству знаний, а не только к количеству баллов. И не гоняться за вариантами ЕГЭ прошлых лет.
От автора
Таким образом, сравнивая мнения двух авторитетных людей в сфере образования — филолога и математика, — можно сделать вывод, что ЕГЭ при правильном подходе, отношении и в хороших, качественных заданиях действительно нужен. Времена меняются, жизнь не стоит на месте, каждое новое поколение сталкивается с разными проблемами, устаревают одни методы, требования, на смену им приходят другие, не всегда лучшие и правильные. Наше общество становится мобильнее, уже не подходят старые мерила, но и добрый, хороший опыт нельзя разрушать, потому что невозможно создать новое, перечеркивая старое. А у нас, чего ни коснись, сплошные нововведения. Особенно в образовании. Что принесли они нашим детям? Разве нынешнее поколение стало умнее, способнее, ответственнее? Скорее, это выглядит как чесание под одну гребенку. Уже сейчас инженеров-техников и гуманитариев становится все меньше, детям перестали давать разносторонние, глубокие знания. При всех нагрузках и сложностях в обучении качество образования не стало лучше, оно хромает уже на обе ноги. Это «заслуга» ЕГЭ? Для чего все это нужно нашей стране в лице правительства, министерства и различных ведомств, остается только догадываться. Возможно, для того, чтобы создать толпу бесталанных дураков — стадом-то управлять проще. Поэтому, чем меньше образованных, думающих людей, способных свободно мыслить, принимать ответственные решения и отвечать за них — тем лучше. Нынешняя правящая система не допустит ничего, что может повысить умственный и нравственный уровень россиян, создавая препятствия в виде странных программ усовершенствования образовательной системы. Тех, кто стоит за этим, не беспокоит наше будущее — у большинства из них дети и внуки получают образование в других странах.
Что касается возможностей поступления выпускников из провинции в московские и питерские вузы, можно сказать одно: у них своих стобалльников хватает да еще плюс различные категории льготников-абитуриентов, зачем им еще умницы и самородки из глубинки. Конкуренция, однако. Да, времена Ломоносова давно закончились.
А те, кто учится в наших школах в 21 веке, с 2009 года сдают два обязательных экзамена: тесты по русскому языку и математике. Если выпускник текущего года получил результат ниже минимального количества баллов: по русскому языку — 36 и по математике — 24, он сможет пересдать ЕГЭ только в следующем году. Таким образом, выпускник не получит свидетельства о результатах ЕГЭ, а вместо аттестата ему будет выдана справка об обучении в школе. В 2011 году в России сдавали ЕГЭ примерно 790 тыс. человек. Не смогли преодолеть минимальный порог по русскому языку — 4,1 % участников, по математике — 4,9 % выпускников этого года. Это всего лишь цифры, сухая статистика, но за ними стоят реальные люди, которые волнуются, переживают, страдают. Разве можно в процентах обозначить глубину отчаяния тех, кто получил низкие баллы и не смог поступить в то учебное заведение, о котором мечтал, или, что еще хуже, — остался без аттестата. Нет статистики о поломанных человеческих судьбах тех, кто попал в жернова новой системы образования.
По информации www. radiorus. ru, в начале августа в Москве произошел скандал, связанный с ЕГЭ. Более половины абитуриентов, поступавшие во «второй мед», оказались мертвыми душами.
Теперь в медицинском университете имени Пирогова больше половины абитуриентов, которых «второй мед» хотел зачислить на бюджетные места на самом деле оказались мертвыми душами, сообщила глава Рособрнадзора Любовь Глебова.
Ну а по словам ректора «второго меда» Николая Володина, абитуриенты вуза, не прошедшие по конкурсу из-за так называемых «мёртвых душ», все же могут стать студентами. Володин отметил, что сейчас в вузе проводится проверка, результаты которой будут обнародованы.
Некоторым членам приёмной комиссии уже объявлены выговоры. Ректор также назвал голословными утверждения о том, что впоследствии вместо абитуриентов-призраков в вуз предполагалось зачислить своих людей или абитуриентов, которые готовы заплатить деньги.
6 июня в «ВКонтакте» через группу «САМОподготовка к ЕГЭ и ГИА» (созданной 14 июня 2009 г.) во время экзамена по математике осуществлялась рассылка ответов на задания экзамена.
Эту схему «раскрыл» и на всю Россию раструбил о ней известный школьный преподаватель математики из Санкт-Петербурга, «Лучший учитель России — 2007» Дмитрий Гущин. По его словам, по рекламным ссылкам со страницы этой группы можно было выйти на два сайта. На первом сайте были размещены «пиратские» контрольно-измерительные материалы для подготовки к единому госэкзамену, а на втором в день экзамена «продавались» ответы на задания ЕГЭ, которые высылались на мобильный телефон. Напомним, что с этого года телефоны вообще запрещено иметь на экзаменах. Однако, 6 июня уже через два часа после начала ЕГЭ по математике примеры КИМ с Дальнего Востока, сфотографированные с помощью телефонов, появились в Сети. Кстати, именно на этот день пришёлся пик посещаемости группы «САМОподготовка» (165 тыс. заходов), в которой сейчас состоит свыше 282 тыс. пользователей.
В этом году не помогло и ужесточение законодательства. Тот же запрет иметь на экзамене средства мобильной связи оказался поруганным. Кстати, всё в той же группе «САМОподготовка» её создатель и куратор некий Слава Борисов попросил выпускников написать сочинения «Как я сдавал ЕГЭ — 2011» (с призом за первое место в 1 тыс. рублей — прим. автора). Вот вполне типичная выдержка из «сочинений»: «Сегодня, 10 июня, написал свой последний экзамен — обществознание. Впечатления положительные, рад, что зашёл с утра в группу, так как пара вопросов совпала с теми, что были в КИМах с Дальнего Востока. Организаторы были хорошими, насчёт телефонов сразу сказали: «Мы люди, но для пользования телефоном у нас существует туалет!» После этих слов накалённая обстановка в аудитории стала крайне домашней и комфортной». Поговаривают, что Рособрнадзор намерен подать в суд на социальную сеть «ВКонтакте» за распространение недостоверных материалов о едином госэкзамене, а также готовит иски к четырём сайтам, предлагавшим решение заданий за деньги. Кроме того, не исключено, что со следующего года в аудиториях на экзаменах повсеместно будут использоваться «глушилки» сотовой связи и видеонаблюдение.
В ответ на обвинения координатор группы «САМОподготовка» Слава Борисов подготовил открытое письмо в Рособрнадзор, где, в частности, отметил: «Мы создали эту группу потому, что считаем жизненно необходимым обеспечить в Интернете информационную платформу для подготовки к ЕГЭ. А это должно было сделать государство. Современный официальный портал ЕГЭ представляет скупой до безумия сайт. Об использовании его при подготовке и речи быть не может. Мы доставили КИМы с Дальнего Востока потому, что мы считаем необходимым показать детям то, что они будут сдавать на экзамене. На классическом экзамене студент всегда знает конкретные вопросы, на которые ему стоит ответить. На ЕГЭ же далеко не всегда ребёнок точно знает, какие задания его ждут. Расхождения с демоверсиями и методическими пособиями по подготовке к ЕГЭ уже не единожды обсуждались в кругах специалистов. Поэтому мы решили помочь достать КИМы с Дальнего Востока. Чем вообще вредит идея того, чтобы показывать ОДИН типовой вариант на регион. Дать детям разобрать его за неделю до экзамена. И этот вариант НЕ ВКЛЮЧАТЬ в работы. По нашему мнению, ничем это не помешает. Наконец, мы позволили выложить всем желающим ребятам свои работы. Для чего? Для того, чтобы наглядно показать — на ЕГЭ списывают! Все! Много. Это не разовые случаи. Это тысячные случаи. И не будь нашей группы — выкладывали бы в другое место. Налицо факты звонков репетиторам, преподавателям, родителям. Мы смогли сконцентрировать это и явным образом проявить. Это единственный способ, доступный нам, как гражданам России, показать необъективность результатов ЕГЭ».

По информации сайта «Аргументов и Фактов», статья http://www.perm.aif.ru/education/article/14895






Просмотров: 1453


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам