В мир сказок мы откроем дверь


Рубрика: Актуально
Вторник,30.04.2013
Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития 
малыша, как и игра. Исследования показали, что у детей, которым регулярно читают вслух, речь и интеллектуальные способности начинают развиваться в более раннем 
возрасте. Если ребенку нравится проводить время за книгой — это залог того, что он будет хорошо учиться в школе. Поэтому одна из первых обязанностей родителей — 
привить своему чаду любовь к чтению, которую он пронесет через всю жизнь.
С какого же возраста нужно читать детям книги? Одни полагают, что только после двух лет, другие — с двух-трех месяцев, а третьи начинают знакомить малышей с миром сказок, когда те еще находятся в материнской утробе. Ведь известно, что ребенок, ожидающий своего появления на свет, реагирует на все ощущения, чувства, эмоции, слова и мысли мамы… Поэтому ему, как и новорожденному, можно выразительно рассказывать ваши любимые стихи, читать художественную литературу, от которой вы сами получаете удовольствие. Все это поможет малышу познакомиться со своим родным языком, уловить речевой ритм, интонационное разнообразие.
Нарисуй мне сказку
Благодаря тому, что печатное слово вызывает в сознании определенный видеоряд, ребенок постепенно учится видеть внутренним взором картины, нарисованные писателем, у него появляется связь между словом и внутренними образами, развивается фантазия. Происходит это не сразу, а постепенно, поэтому идти нужно «от простого к сложному»: сначала следует подбирать книги с простым ритмичным текстом, с хорошими крупными иллюстрациями, которые будут давать толчок «видеоряду», но не заполняя его целиком, а оставляя место для воображения. Со временем текст может становиться все сложнее, а картинки к нему — детальней.
Кстати говоря, хорошая детская книжная иллюстрация — это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Она служит многим целям: воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка.
Без сомнения, магия многих сказок была бы неполной без рисунков выдающихся художников. Например, Эрнеста Шепарда, который иллюстрировал «Винни-Пуха» Алана Милна (четвертое место в рейтинге лучших детских книг) и «Ветер в ивах» Кеннета Грэма (восьмое место). «Наверное, карандаш Шепарда был сделан из особого материала, — пишет в своей статье, размещенной на интернет-сайте Antrakt.ng.ru, Ольга Батлер. — Во многом благодаря ему герои повестей быстро стали любимыми и узнаваемыми типажами… Оказаться втянутым в приключения этих удивительных зверушек несложно — достаточно полюбоваться картинками… Эрнест Шепард — не просто знаток животных и гений безукоризненной линии. Он не жалел времени, чтобы проникнуться духом произведений. Именно поэтому рисунки к «Ветру в ивах» и «Винни-Пуху» навсегда остаются в памяти вместе с бессмертными текстами их создателей. Все остальные художники, иллюстрировавшие эти произведения, так и не смогли подняться до его уровня. Копировщики тоже не смогли. К примеру, нарисованные Шепардом виннипуховские характеры растиражированы в мультфильмах Диснея — и одновременно опошлены американскими сиропными улыбками. Настоящий, британский Винни-Пух улыбался крайне редко, он был очень серьезный медвежонок, мыслитель».
Если «Винни-Пух» и «Ветер в ивах» обязаны своей популярностью сразу двум людям — писателю и художнику, то некоторые детские книги целиком и полностью выходили из-под руки одного человека. Например, без авторских иллюстраций невозможно представить себе «Приключения муми-троллей» финской писательницы Туве Янссон, повести чеха Йозефа Лады, оказавшего сильное влияние на творчество автора знаменитых детских мультиков Зденка Миллера, духовного отца известного чешского «Кротика». Или неподражаемые сказки извест-ного художника‑мультипликатора Владимира Сутеева, которые стали любимыми для нескольких поколений малышей.
Будьте, как дети!
Выбирая книгу для ребенка, стоит учитывать некоторые правила. Во-первых, издание должно быть высококачественным: никакой пахнущей краски и расслаивающихся страниц, крепкий корешок и достаточно крупный шрифт. Во-вторых, детские психологи рекомендуют проверять содержание книги до того, как вы начнете читать ее малышу. Не поленитесь, пролистайте ее еще в магазине, убедитесь, что в книжке нет злых героев, драк, слез и прочих негативных моментов — как в тексте, так и на рисунках.
Но успех детской книги во многом зависит и от настроения того, кто ее читает. Не бубните сказку себе под нос, ликуйте и радуйтесь вместе с героями, грустите, если они грустят… Читая стихотворение, помогите малышу ощутить заложенный в нем ритм, отстукивайте его ладошкой или ногой. По-пробуйте приблизиться к уровню восприятия ребенка, изображайте то, что можете изобразить: какой круглый колобок, какой зубастый волк. Со временем вы будете вознаграждены любовью вашего малыша к чтению, а пока сможете снова ощутить себя ребенком.
В любое время семейные чтения дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети вырастают незаметно, потому-то так важна сказка, рассказанная малышу. В ней содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь. Благодаря этому у ребенка развивается логическое мышление и умение слушать, он усваивает структуру произведения, законы развития сюжета, расширяет словарный запас, учится чему-то новому. Если он все время просит вас почитать одни и те же книги, это не значит, что они не дают ничего полезного, хорошо известные герои путешествуют с ним в его фантастическом мире, он оттачивает образное мышление. Специалисты провели исследование, в результате которого выяснили, что ребенок, которому ежедневно читают вслух, задает по книгам десять-пятнадцать тысяч вопросов в год! А чем больше знаешь, тем больше хочется узнать.

Тепло души, а не машины
Но рассказывать сказки, как и петь колыбельные, нужно обязательно самому, не передоверяя столь ответственную миссию музыкальному центру или компьютеру. Даже самое выразительное чтение с диска менее полезно для малыша, чем личный контакт, теплые объятия и живой рассказ. Учеными доказано, что люди общаются не только словами. Огромную часть информации несут интонации, тембр голоса, жесты, мимика, а также образы, возникающие у нас в воображении при рассказе. При общении ребенок «считывает» часть информации непосредственно из головы взрослого, таким образом обучаясь соотносить вербальную информацию — слова, звуки, речь — с образами и картинами, возникающими в воображении рассказчика. Постепенно он учится строить свои собственные… А еще такой «мультфильм в голове» отвлекает малыша от внешнего мира, помогая ему легче перейти в мир снов, становящихся продолжением сказки.
Именно поэтому во время чтения или рассказывания малышу сказки ни в коем случае нельзя думать о недоваренном супе или петь колыбельные, размышляя о любимом сериале или новых сапогах. Такое несоответствие слов и образов очень вредно для ребенка. Аудиозапись же не несет образов вообще, что тоже не слишком полезно.
«Я — положительный герой!»
Через сказку легче всего объяснить детям первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Малыш отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает подрастающему поколению добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Нельзя не согласиться с тем, что в наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальной. Родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к усилиям, к которым он часто не готов ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития дошколенка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций маленького человека, которое во все времена использовали учителя и родители. Никакие, даже сверхнужные знания не должны опережать нравственного развития ребенка.
При подготовке материала была использована информация из сети Интернет


Информация:

Что и когда читать?
Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте какая сказка будет особенно полезна. Однако помните, что приведенный ниже список произведений не претендует на право называться единственно верным.
Малышу до 3‑х лет важно привить умение воспринимать поэзию, чувствовать ритмы родного языка. Вам пригодятся: народные сказки, песенки и потешки, сказки Корнея Чуковского и Владимира Сутеева, стихи Агнии Барто, Бориса Заходера, Самуила Маршака, Александра Пушкина…
От 3 до 5 лет. В этот период у малыша формируется система мышления. Пересказывайте друг другу прочитанные сказки. Сравнивайте их между собой. Рисуйте на тему сказок. Додумывайте свои «концовки» или повороты сюжетных линий. Обратите внимание на произведения Григория Остера, Николая Сладкова, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. Малышу будут интересны книги: «Серебряное копытце» Павла Бажова, «Рассказы и сказки о животных» Виталия Бианки, стихи Юнны Мориц и Ирины Токмаковой, «Аленький цветочек» Сергея Аксакова, «Серая Шейка» и «Аленушкины рассказы» Дмитрия Мамина-Сибиряка, «Дядя Федор, Пес и Кот», «Вера и Анфиса» Эдуарда Успенского, «Ежик в тумане» и другие сказки Сергея Козлова, «Домовенок Кузька» Татьяны Александровой, «Приключения Незнайки и его друзей» и другие рассказы Николая Носова, «Приключения Буратино» Алексея Толстого, «Маугли», «Рикки‑тикки-тави» Редьярда Киплинга, «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок», «Ронья, дочь разбойника» Астрид Линдгрен, «Винни-Пух» Алана Милна, «Кума-Лиса» Йозефа Лады.
Ребятам в возрасте от 5-7 лет и старше обязательно понравятся книги: «Дядюшка Ау», «Лошадь, которая потеряла очки» Ханну Мякеля, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Волшебник изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и другие произведения Александра Волкова, «Маленькая Баба-Яга» и «Маленький Водяной» Отфрида Пройслера, «Путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф, «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса, «Хоббит, Или Туда и Обратно» Джона Роуэлла Толкиена, «Щелкунчик и мышиный король» Эрнста Гофмана, «Питер Пен и Венди» Джеймса Барри, «Ветер в ивах» Кеннета Грэма, «Повелитель волшебных ключей», «Астрель, принцесса сумерки» и другие сказки Софьи Прокофьевой, «Приключения Карандаша и Самоделкина» Юрия Дружкова, «Медвежонок по имени Паддингтон» Майкла Бонда, «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Приключения капитана Врунгеля» Андрея Некрасова, «Сказки дядюшки Римуса» Джоэля Харриса, «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик» Валентина Катаева, «Три толстяка» Юрия Олеши, «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри.


Автор: Диана Байдина

Просмотров: 2345


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам