Феномен Виктора Цоя


Рубрика: В Фокусе
Четверг,12.08.2010
Биографы считают, что основной причиной бешеной популярности Цоя стало его своевременное появление в нужном месте. В начале 80‑х Москва «переваривала» Олимпиаду, была чистой и мирной столицей. Ленинград же был городом «андеграунда» – именно там зарождалась «новая волна» отечественной рок‑музыки. Цой собирался создать «новую музыку для нового поколения»: может быть, в современной России это звучало бы банально, но в тот момент ждали именно этих слов. «Новая музыка» немного напоминала то Duran Duran, то в ней видели мотивы из «Ласкового мая»… Может быть, ничего сверхъестественного в песнях «Кино» и не было, но в ней было другое, самое главное – искренность.
«Нам за честность могут простить практически все, и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность – уже ничего не прощают». Эти слова были сказаны Цоем в интервью «АиФ» в 1987 году.
«Я не считаю себя борцом. Я пою песни. Пою о том, что мне нравится или нет, о том, что меня волнует». Юноша с экзотической внешностью, по сути, был для поклонников «своим парнем» – в начале он работал кочегаром, а играл в свободное время на квартирниках. Когда стал популярным, в интервью говорил или честно и резко, или молчал. «Что вас раздражает в окружающей действительности?» – спросили у него однажды из зала, после концерта. «Все!» – ответил он.
«…не было в его ответах ни интеллектуальной подкованности Гребенщикова, ни глубокого осмысления жизни Шахрина или Сукачева, ни режущей и колющей правды‑матки Шевчука. Цой говорил медленно, старательно подбирал слова, абсолютно без каких-либо эмоций и красок. Говорил вещи правильные, но стандартные и малоинтересные», – так описывает Цоя один из журналистов, который брал у него интервью.
Именем Виктора Цоя не назовут улицу или город – он не такого «типа» личность, но свой переулок у него есть, в Москве на Старом Арбате. Стена, исписанная словами «Виктор, ты Бог» и «Цой жив» оживает два раза в год: 21 июня, в день рождения, и 15 августа, в день смерти.
В гибели Цоя есть странности и непонятные факты: автокатастрофа была такой нелепой, что в это даже сложно поверить. На пустынном шоссе в Латвии, за рулем «Москвича-2141», Цой не справился с управлением и на скорости около 130 км / ч врезался в рейсовый автобус. Официальные выводы экспертизы говорят о том, что Цой был трезв и, вероятно, заснул за рулем, возвращаясь утром с рыбалки. Тем не менее, отец Виктора высказывал сомнение по поводу сна за рулем: от места до места было от силы 15 минут езды, и за это время сложно разогнаться до 130 км / ч и заснуть. После трагедии находились энтузиасты, которые проводили собственные расследования той аварии и утверждали, что многое в официальной версии кажется им подозрительным и неправдоподобным. Более того, фразу «Цой жив» некоторые поклонники пишут вполне серьезно, утверждая, что их герой не погиб, а живет отшельником где-то далеко в Сибири.
ЦОЙ: новое кино
«Игла. Ремикс» — фильм с таким названием планирует закончить к 15 августа – дню гибели музыканта – друг Виктора Цоя, режиссер культового фильма о легенде русского рока «Игла» — Рашид Нугманов. Затем картину покажут в кинотеатрах. Также полноценный фильм высокого качества выпустят на DVD.
Прибегнув к новым технологическим возможностям, Рашид Нугманов возродил эпизоды, уничтоженные в советское время. «Зрители узнают, по какой причине герой Цоя приехал в восточный город из Москвы. Сколько и почему ему должен Спартак? Что у него за бизнес? И самый главный вопрос — жив ли Виктор?» — рассказал он журналистам.
По сути, все герои останутся прежними. Новые лица появятся только в эпизодах. К сожалению, вырезанные из ленты 20 лет назад эпизоды не сохранились. Нугманову пришлось снимать по новой. Все «дополнения» он обсуждал с гражданской супругой Виктора Цоя — Натальей.
Музыка
Как сообщило РИА Новости, 6 августа один из самых успешных ди-джеев в мире британец Пол Окенфолд представил в Москве свой новый альбом Pop killer, одним из главных синглов которого стал ремикс на песню Виктора Цоя «Перемен!».
«Перемены – это очень мощная тема, — сказал Пол Окенфолд на пресс-конференции в столичном клубе Imperia Lounge, — она существует постоянно, достаточно посмотреть на то, что сейчас происходит в Америке».
Песня «Перемен!» прославленного российского музыканта Виктора Цоя понравилась британцу сразу, как только он впервые ее услышал. Окенфолд, который сделал себе имя прежде всего на миксах современной танцевальной музыки (диско, соул, хаус), тем не менее, вдохновился потенциалом россий-ской композиции. Как рассказал ди-джей, после того как ему перевели текст композиции, он понял глубокий смысл, лежащий в ней.
«Виктор Цой — легенда в России, человек, на песнях которого выросли несколько поколений», — добавил коллега Окенфолда DJ Паша Кореец. Он также выразил надежду, что посредством этой композиции музыку Виктора Цоя узнают во всем мире.
Стена памяти
Поскольку реальной Стены памяти Цоя в Петербурге нет (она находится в Москве), «Санкт-Петербург. ру» решил создать виртуальную. Оставить свою запись на ней может любой, принявший участие в опросе о возможности появления Стены памяти Цоя в его родном городе.
Автор наиболее проникновенной записи на виртуальной Стене памяти Цоя получит два билета на мультимедийное представление «Виктор Цой: от «Камчатки» до небес! Рок-история», которое пройдет в Михайловском замке Санкт-Петербурга 15 августа.
Памятники
Как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на Фонд памяти певца, к 15 августа памятник на могиле Виктора Цоя 
на Богословском кладбище Петербурга будет отреставрирован.
Реставрационные работы стартовали в начале июля. Бронзовая часть памятника будет полностью восстановлена и приобретет первоначальный вид. На монументе вновь появятся бронзовые солнечные лучи, часть которых была отломана вандалами несколько лет назад, металл будет почищен, сколы и трещины ликвидированы.
В феврале этого года губернатор Петербурга разрешила установить памятник знаменитому рок‑музыканту Виктору Цою, несмотря на введенное в городе правило — увековечивать память не менее чем через 30 лет после смерти.
Определено и место. Валентина Матвиенко одобрила установку будущего мемориала в лесопарке Александрино, на пр. Ветеранов в Кировском районе. Как объясняют в Фонде «Памяти Виктора Цоя», совместно с петербургским комитетом по культуре, инициировавшем акцию, это памятное место для поклонников певца.
Новая версия гибели
Жена Виктора Цоя – Марьяна, ушедшая из жизни после продолжительной болезни несколько лет назад, — всегда говорила: «Не тот Витя человек, чтобы заснуть за рулем! Самоубийство я тоже отрицаю. Витя только подошел к истокам славы и благополучия. Если ему было плохо в Москве, он всегда мог бы вернуться в Питер, он не был связан никакими кабальными контрактами. Убийство? Но кому это было нужно? Я считаю, что упустили момент и группа, и продюсер, и менеджеры, не говоря уж о правоохранительных органах.
Нужно было сразу после 15 августа 1990 года браться за эту тему, если хотели что-то раскопать. Но никто не задался такой целью, все приняли на веру официальную версию. Потому что были в ошарашенном состоянии, а у меня маленький ребенок на руках… Это счастье, что Витя в то роковое утро не взял с собой Сашу. Сын очень любил ездить на рыбалку, но именно в то утро почему-то отказался…»
…Как бы то ни было, с годами версия об убийстве не только не отпала, а наоборот — укрепилась. Недавно в Интернете на одном из сайтов появилось письмо некоего Яниса из Риги. По его словам, 15 августа 1990 года у него и двух его приятелей был конфликт на озере с каким-то рыбаком с восточной внешностью. Судя по описанию, этим рыбаком мог быть Виктор Цой. Автор письма утверждает, что дело дошло до потасовки. Цой, применив приемы восточных единоборств, уложил хулиганов на землю. А сам бросился к машине и дал по газам. Вполне возможно, что этот конфликт и стал причиной ДТП на дороге…
Цой на ТВ
15 августа, в день гибели легендарного музыканта, на Первом канале покажут ряд документальных фильмов о жизни и творчестве Виктора Цоя. Авторы кино попытаются разобраться, в чем секрет таланта Виктора и почему армия его поклонников не уменьшается, а только растет год от года.
17.20 – фильм Алексея Учителя «Последний герой». Интересна история его создания: киносъемки начались еще при жизни Виктора. Портрет Виктора Цоя складывается из размышлений и воспоминаний знавших его людей, документальных кадров, песен и предстает перед зрителями музыкальным пророчеством артиста о собственной жизни. В фильме собрана документальная хроника: отрывки концертов, любительские съемки, воспоминания близких и кадры рыдающих фанатов, которые буквально живут у могилы кумира, поют его песни и расписывают стену его памяти.

21.20 – «Виктор Цой. Группа крови». Вдова Виктора Цоя, к примеру, считала, что он никогда не был бунтарем, борцом и тем более революционером. Он никогда не пел про перестройку («Перемен!» — не о политических переменах) — это лишь один из многих мифов, сочиненных о нем. Впервые на экране можно будет увидеть уникальные кадры любительской видеохроники — Вите Цою 8 лет. В фильме использованы ранее не выходившие на центральных телеканалах видео-материалы: съемки квартирников с участием группы «Кино», домашнее видео семьи Цой, записи подпольных концертов группы «Кино», общение со зрителями (личное видео друзей Цоя). Роберт Цой вспоминает в фильме о том, как на его сына влияли постоянные скандалы в семье. Есть и интервью с учителями музыканта по художественному училищу, с теми самыми, которые выгнали студента с третьего курса.

22.20 – трансляция концерта «Виктор Цой и группа «Кино», снятого в «Олимпийском» в мае 1990 года. Цой исполнил хиты, на которых выросло целое поколение молодежи бывшего СССР конца 80‑х и начала 90‑х: «Белый день», «Звезда по имени Солнце», «Закрой за мной дверь», «Верь», «Печаль», «Последний герой», «Бошетунмай», «Пачка сигарет», «Камчатка», «Война», «Спокойная ночь», «Перемен!», «Группа крови».

При подготовке материала использовалась информация с сайтов: www.rian.ru,www.newsmusic.ru
Из альбома «Группа крови»

Закрой за мной дверь, я ухожу
Они говорят: им нельзя рисковать,
Потому что у них есть дом,
                                                                   в доме горит свет.
И я не знаю точно, кто из нас прав,
Меня ждет на улице дождь,
                                                     их ждет дома обед.

Закрой за мной дверь. Я ухожу.
Закрой за мной дверь. Я ухожу.

И если тебе вдруг наскучит твой
                                                                           ласковый свет,
Тебе найдется место у нас,
                                                          дождя хватит на всех.
Посмотри на часы,
Посмотри на портрет на стене,
Прислушайся — там, за окном,
                                          ты услышишь наш смех.

Закрой за мной дверь. Я ухожу.
Закрой за мной дверь. Я ухожу…

Мама, мы все тяжело больны
Зерна упали в землю, зерна просят дождя.
Разрежь мою грудь, посмотри мне внутрь,
Ты увидишь, там все горит огнем.
Через день будет поздно,
                                                       через час будет поздно,
Через миг будет уже не встать.
Если к дверям не подходят ключи,
                                                      вышиби двери плечом.

Мама, мы все тяжело больны…
Мама, я знаю, мы все сошли с ума…

Сталь между пальцев, сжатый кулак.
Удар выше кисти, терзающий плоть,
Но вместо крови в жилах застыл яд,
                                                                         медленный яд.
Разрушенный мир, разбитые лбы,
                                              разломанный надвое хлеб.
И вот кто-то плачет, а кто-то молчит,
А кто-то так рад, кто-то так рад…

Мама, мы все тяжело больны…
Мама, я знаю, мы все сошли с ума…

Ты должен быть сильным,
                                                 ты должен уметь сказать:
Руки прочь, прочь от меня!
Ты должен быть сильным,
                                                       иначе зачем тебе быть.
Что будет стоить тысячи слов,
Когда важна будет крепость руки?
И вот ты стоишь на берегу и думаешь,
                                                              плыть или не плыть.

Мама, мы все тяжело больны…
Мама, я знаю, мы все сошли с ума…

Из альбома
«Звезда по имени Солнце»

Место для шага вперед
У меня есть дом, только нет ключей,
У меня есть солнце, но оно среди туч,
Есть голова, только нет плечей,
Но я вижу, как тучи режут солнечный луч.
У меня есть слово, но в нем нет букв,
У меня есть лес, но нет топоров,
У меня есть время, но нет сил ждать,
И есть еще ночь, но в ней нет снов.

И есть еще белые, белые дни,
Белые горы и белый лед.
Но все, что мне нужно, —
Это несколько слов
И место для шага вперед.

У меня река, только нет моста,
У меня есть мыши, но нет кота,
У меня есть парус, но ветра нет
И есть еще краски, но нет холста.
У меня на кухне из крана вода,
У меня есть рана, но нет бинта,
У меня есть братья, но нет родных
И есть рука, и она пуста.

И есть еще белые, белые дни,
Белые горы и белый лед.
Но все, что мне нужно, —
Это несколько слов
И место для шага вперед.

Тексты песен,
не вошедших в альбомы

ЛЕТО
В городе плюс двадцать пять — Лето,
Электрички набиты битком,
Все едут к реке.
День словно два,
Ночь словно час — Лето.
Солнце в кружке пивной,
Солнце в грани стакана в руке.

Девяносто два дня Лето,
Теплый портвейн,
Из бумажных стаканов вода.
Девяносто два дня Лето.
Летний дождь
Наливает в бутылку двора ночь.

7 УТРА
Я из тех, кто каждый день уходит прочь из дома                                                                                   около 7 утра.
Что бы ни было внизу — холод или жара.
Я знаю точно: завтра будет то же, что и вчера.
Я — это тот, кто каждый день уходит прочь                                                                         из дома около 7 утра.

В это утреннее время там, внизу, всё так похоже                                                                                                                                                                                        на кино.
И я беру зубную щётку, открываю окно.
Я ко всему уже привык,
                                                     всё началось уже давно.
Да, наверно, в это время там, внизу,
                                                       всё так похоже на кино.

Я сажусь в какой-то транспорт и смотрю,
                                                       куда он привезёт меня.
Я сажусь в какой-то транспорт и смотрю,
                                                       куда он привезёт меня.
Со мною рядом кто-то едет из гостей домой.
Зачем я еду, я ведь так хотел остаться с тобой.
Я тот, кто сел в какой-то транспорт посмотреть,                                                                                                                                                куда он привезёт меня.

Я из тех, кто каждый день уходит прочь из дома                                                                                   около 7 утра.
И в моей комнате, наверно, дуют злые ветра.
И в этой песне нет смысла, эта песня стара.
Я — это тот, кто каждый день уходит прочь                                                                   из дома около 7 утра.

ПЕРЕМЕН!
Вместо тепла — зелень стекла,
Вместо огня — дым,
Из сетки календаря выхвачен день.
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним,
На пылающий город падает тень.

Перемен! — требуют наши сердца.
Перемен! — требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен: «Перемен!
Мы ждем перемен!»

Электрический свет продолжает наш день,
И коробка от спичек пуста,
Но на кухне синим цветком горит газ.
Сигареты в руках, чай на столе —
Эта схема проста,
И больше нет ничего, все находится в нас.

Перемен! — требуют наши сердца.
Перемен! — требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен: «Перемен!
Мы ждем перемен!»

Мы не можем похвастаться мудростью глаз
И умелыми жестами рук,
Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять.
Сигареты в руках, чай на столе —
Так замыкается круг,
И вдруг нам становится страшно
                                                                           что-то менять.

Перемен! — требуют наши сердца.
Перемен! — требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен: «Перемен!
Мы ждем перемен!»

ЛЮБОВЬ — ЭТО НЕ ШУТКА
Ты уходишь так рано и приходишь так
                                                                           поздно домой.
Я скучаю целый день, я смотрю во двор в окно.
Я хотел бы всё время быть только с тобой.
Но пока я без тебя. И в душе моей темно.

Любовь — это не шутка.
Ты знаешь, я не шучу.

Ты живёшь на 4‑ом, а я на 6‑ом,
И обёртки от конфет пролетают за окном,
А когда ты уходишь, я смотрю тебе вслед.
Обернёшься или нет, я махну тебе платком.

А когда в доме тихо, я слышу, как ты поёшь.
Я пытаюсь тебе подыграть,
Но никак не могу подобрать мотив.
Засыпая, я вижу твои глаза,
Но они говорят мне «нет».
Удивляюсь, как я ещё жив.

Игорь Выгодчиков, 30 лет,
президент чайковского рок-клуба «Скиф»:
– Впервые я услышал песни Виктора Цоя в середине 90‑х годов на перезаписанных кассетах. Честно говоря, я не сразу их понял. Это произошло лишь со временем, когда я начал играть его песни на гитаре. Вот тогда я понял, кто это такой. Окончательно Виктор Цой закрепился в моей голове как культовый человек после просмотра фильма «ИГЛА».

Костя Тиканов, 43 года,
предприниматель:
– Цой жив. И будет жить вечно. Это не пустые слова. Он стал одним из тех, кто помог вырваться из того бреда, который нам навязывали в Советском Союзе. Он, как и Владимир Высоцкий, – человек своей эпохи, они оба герои своего времени. Их песни актуальны независимо от того, какой на дворе год и какой политический режим в стране. Цой показал, что можно не молчать, а говорить о том, что тебя не устраивает.

Луиза Сафина, 20 лет,
студентка ПГТУ:
– Имя Цоя часто обыгрывается писателями, музыкантами, пародистами и другими деятелями культуры. Как сейчас помню, мне очень нравилась песня «Звезда по имени Солнце». Особенно запомнились строки: «И мы знаем, что так было всегда, что судьбою был больше любим, Кто живет по законам другим и кому умирать молодым».

Анна Тарасова, 34 года, начальник сектора по связям с общественностью администрации Чайковского района:
– Буквально несколько дней назад увидела по одному из телевизионных каналов клип с участием группы «Кино». Виктор Цой, как всегда, был в черном, пел о том, что мы ждем перемен. Я вспомнила, какой фурор он произвел в свое время. Это было что-то новое, живое, необычное. Я тогда училась в школе, был урок литературы, тема которого была «Герой нашего времени». Мы обсуждали творчество Высоцкого и Цоя. И на самом деле, у каждого времени — есть свой герой. В годы революции — Павка Корчагин, все стремились быть такими же, как он. В военные годы — солдат-герой, совершивший подвиг в бою. Затем, в годы оттепели — «лирики» Белла Ахмадуллина, Евтушенко, Рождественский. В восьмидесятых был Высоцкий, в девяностые — Цой и Тальков. «А кто герой сегодняшнего времени?» — спрашиваю я себя и, к сожалению, ответа не нахожу. И еще я подумала, а о чем бы сейчас пел Цой? Было бы его творчество так же актуально, как в девяностые? Или же он, как лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук, ушел в опалу, отказавшись делить сцену с «попсой»? Одно радует, современная молодежь возвращается к творчеству Виктора Цоя, находя что-то интересное для себя. Может, его творчество повторит судьбу творчества Высоцкого, после смерти которого популярность и интерес только возрастают?..

Павел Субботин, 27 лет,
музыкант, Producer-guy, СПб:
– Цой стал для меня «реальностью» лишь в месяц своей смерти, когда, фактически, уже перестал существовать. Мне было тогда 7 лет, а песни из окон и магнитофонов приобрели реальное автор-ство и виртуального исполнителя. Парень постарше во дворе грустно заявил: «Витя Цой погиб!», и я понял, что стихи к песне «Звезда по имени Солнце» в безымянном журнале — станут легендарными…
Весна Владимирова,
музыкант, радиоведущая:
– Цой очень интересный поэт для меня, не самый любимый, но весьма мною уважаемый. Когда я была маленькой, рядом с моим подъездом красовался огромный портрет мужчины во всю черную стену, нарисованный белой краской, а под ним подпись «Цой жив!». В чуть позднем возрасте мои знакомые рассказали мне, кто это, и познакомили с его творчеством. Безусловно, его текс-
ты и музыка оказали некоторое влияние и на мою творческую деятельность. В августе 2005‑го на концерте памяти Цоя наша группа Polly GunZ играла кавер на песню «Перемен». Получилось в нашем стиле жестковато, конечно, но многим очень понравилось наше видение его философско-социальной лирики.



14 августа в 19.00 на площадке у речного вокзала в районе причала № 1 состоится концерт памяти Виктора Цоя. В нем примут участие рок-
команды из Чайковского, Воткинска, Ижевска и Перми. Помимо песен из своего репертуара, каждая группа исполнит 2‑3 песни легендарного музыканта — таково обязательное условие участия в концерте. Его почетным гостем станет скрипачка Екатерина Балеев-ских, а в качестве хэдлайнеров выступит московская группа «Знаки». Вход свободный.







Просмотров: 2706


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам