Рули легко!
Мечтаете сесть за руль автомобиля, но что-то вас останавливает? Возможно, страх перед машиной, дорожным движением, а возможно, рассказы знакомых и друзей о том, сколько усилий и нервов было потрачено, чтобы получить заветное водительское удостоверение? О тонкостях обучения водителей рассказал в интервью директор одной из чайковских автошкол Эдуард Марданов.
Автошкола «Марданов» открылась в Чайковском в 1998 году. И уже более 20 лет здесь обучают водителей практически всех категорий: А, В, С, Д, Е, М, квадроциклы, трактора, снегоходы. Проводятся курсы дополнительного вождения. Выпускники успешно сдают экзамены, получают водительские удостоверения и выезжают на дороги города, становясь полноправными участниками дорожного движения.
– Эдуард Гафурьянович, ваша школа уже давно известна в городе. Как начинали своё дело?
– Вообще, автошкола – это у нас дело семейное. Начинали ещё мои родители. Приехав в Чайковский из Чернушки, устроились работать в ДОСААФ. Позже, в силу разных обстоятельств, решили организовать свою автошколу. Изначально в 1998 году она была филиалом Чернушинской автомобильной школы. С 2001 года мы стали самостоятельным юридическим лицом.
Кстати говоря, самая первая автошкола (тогда ещё в Пермской области) была открыта в Краснокамске. Это тоже был пример семейного дела. Она и сейчас действует, и мы сотрудничаем, общаемся. Потом стали появляться автошколы в Добрянке, Полазне, Березниках, Кунгуре, Чернушке и в Чайковском.
Здесь, в Чайковском, начинали мы с подготовки водителей легковых автомобилей, затем подключили обучение водителей грузовых автомобилей и автобусов. Сегодня обучаем практически по всем категориям, за исключением водителей трамваев и троллейбусов.
– Насколько сложно охватывать все направления?
– Начинать что-то новое всегда сложно, но интересно. Вносят свои коррективы в работу и изменения в законодательстве, но мы справляемся. С годами у нас уже сложился сработанный коллектив, утверждены все обучающие программы. Сформирована материально-техническая база, полноценный автопарк. Весь транспорт раз в год проходит техосмотр, преподаватели раз в три года – аттестацию.
Работаем на двух автодромах – для легкового транспорта и для грузового и автобусов. Открыли филиал в Заринском микрорайоне на ул. Декабристов, 5/4 – там преподаём теорию для обучающихся на категории А и В. В основном здании автошколы – на Вокзальной, 51А – ведётся подготовка по всем категориям. Количество специализированных классов и их оснащение позволяет предоставлять полный спектр обучающих направлений.
– То есть в Чайковском ваша автошкола единственная, где можно пройти обучение по всем водительским категориям?
– Да, именно так. Хочу также отметить, что спрос есть абсолютно на каждую категорию. Приезжают к нам даже из других городов. В том же соседнем Воткинске нет возможности обучиться по некоторым категориям, например, категория Д, ДЕ (автобус, автобус с прицепом) – едут к нам, мы обучаем. Многие умудряются приехать сюда на месяц-два, отдельно взять обучающие программы, вождение и идти сдавать экзамен.
– Эдуард Гафурьянович, освоить навыки вождения и научиться достойно управлять автомобилем всё-таки может абсолютно каждый? Или это не так?
– Теоретически нет таких людей, которых нельзя было бы научить управлять автомобилем. Просто для этого каждому человеку необходимо разное количество времени, усилий и т. д. Но мы не можем научить того, кто сам этого не захочет. Всех учащихся, которые приходят на первое организационное собрание, я всегда спрашиваю: «Вы точно подумали, что это ваше? Вам на самом деле это интересно? Или вас заставляют идти, чтобы получить очередную корочку? Тогда водительское удостоверение будет пылиться на полке. В обучении должна быть у человека необходимость, он должен быть замотивирован. Или в этом нет никакого смысла».
– Часто можно слышать, что большая аварийность на дорогах из-за водителей-новичков, что это следствие некачественного обучения в автошколах. Так ли это?
– Я бы так не сказал. Количество ДТП с участием водителей-новичков не превышает 15 % от общего числа дорожных аварий. Чаще всего ДТП происходят по другим причинам – превышение скорости, выезд на встречку, нарушение правил проезда перекрёстков, техническое состояние автомобиля, состояние дорожного полотна, а точнее, его отсутствие и прочее. К тому же, большая проблема – это культура вождения, которая зачастую также отсутствует у ряда водителей. Ведь все участники дорожного движения – это в прошлом выпускники автошкол, в которых их учили соблюдать правила дорожного движения, не создавать аварийные ситуации. А вот выполнять их после сдачи экзамена или нет – это, как говорится, дело каждого.
Есть ещё один нюанс – отсутствие у новичков практики вождения. За те часы, что предоставляются обучающей программой в автошколах, навык вождения, чтобы чувствовать себя на дороге уверенно и безопасно, не приобрести. В некоторых странах, например, сдав экзамен, водитель получает временное удостоверение сроком на два года. В этот период на молодого водителя накладываются некоторые ограничения, в случае нарушений к нему предъявляются более жёсткие требования. В России этот вопрос тоже поднимался неоднократно, но решения пока никакого не принято.
– С 1 апреля 2021 года начнут действовать изменения в правилах проведения экзаменов. В частности, отмена экзамена по первоначальным навыкам управления автомобилем, который проводится на автодроме. Что думаете об этом нововведении?
– Мне не понятно, почему введение всех этих изменений не обсуждают с автошколами. По сути, элементы параллельной парковки, заезда в гараж и другие всё равно придётся выполнять во время экзамена, но уже в условиях города с активным пассажиропотоком и движением пешеходов. К тому же, эти манёвры не выполнишь на каждой улице, необходимо определённое место, до которого ученик может и не доехать, допустив нарушения. Считаю, что в этом случае экзаменационная оценка будет совершенно необъективной.
– Как сегодняшняя ситуация с коронавирусом отражается на процессе обучения?
– Крайне негативно. Нам пришлось с апреля перейти на дистанционное обучение, понимаем, что 80 % населения не готовы получать материал в таком виде – они не понимают ни ответственности, ни того, что от них вообще хотят. Те единицы, которые умеют дистанционно обучаться, они выучились и успешно сдали теорию.
Если говорить о статистике, то с внедрением дистанционного обучения, лишь 20-30 % сдают внутренний теоретический экзамен в автошколе с первого раза. Раньше это было 60-80 %, в условиях очного обучения.
– Тем не менее ваша автошкола вот уже более 20 лет выпускает профессиональных водителей и считается одной из лучших в Чайковском. Если подводить итоги, что за эти годы сделано и что ждёт автошколу «Марданов» в будущем?
– Самое главное, что было сделано за эти годы, – это создание опытнейшего и компетентного трудового коллектива единомышленников, это я считаю самым главным богатством автошколы. Это коллектив профессионалов, которые знают, как сделать ваше обучение удобным и эффективным и оставить у вас после прохождения курсов только положительные воспоминания.
Ну, а планы на будущее – наверное, работать, работать и работать. Учить, учиться и передавать знания и умения. Тем более что у нас есть для этого все необходимые ресурсы.
Пользуясь случаем, поздравляю весь коллектив автошколы, всех учеников и выпускников с Днём автомобилиста. Здоровья, счастья, понимания, терпения в пути, сохранности в дороге и, конечно, хорошей машины! А будущим автомобилистам хочется напомнить, что водительские права – это прежде всего большая ответственность, и не только перед собой, но и перед другими участниками движения.
Редакция газеты «Частный Интерес» присоединяется к поздравлениям и желает автошколе «Марданов» и всем чайковским автомобилистам успехов в любых начинаниях и безопасных дорог!
Беседовала Лидия Ломакина.
Фото: vk.com/automardanov
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее