Четверть века служения Богу и людям
Гордость нашего города — величественный храм Георгия Победоносца по красоте и масштабу архитектурных форм, богатству внутренней и внешней отделки, благоустройству прицерковной территории считается одним из лучших храмов Пермского края. На его территории располагается целый комплекс специально оборудованных помещений и площадок, таких как гостевой дом с воскресной школой, часовня, церковная лавка, уникальная детская площадка, аналогов которой в Пермском крае не найдёшь. Имеется при храме и плодоносящий сад-огород, обеспечивающий церковную трапезную свежей зеленью, ягодами, фруктами и овощами.
Посещая храм, люди любуются его ухоженностью, чистотой, уютом и красотой, изобилием цветочных клумб, зелёным ковром аккуратно постриженных газонов… Любуясь церковным пространством, многие даже и не догадываются, каким огромным, кропотливым и усердным трудом достаётся всё это. Благополучие не приходит ниоткуда. Инструмент не будет красиво звучать, если над ним не потрудится грамотный и толковый настройщик. Ежедневной настройкой такого сложного организма, как Свято-Георгиевский храм, занимается его настоятель, протоиерей Михаил Шекель — опытный хозяйственник и мудрый руководитель.
Отец Михаил служит при храме со дня его основания, то есть, уже 9 лет. По словам служащих и прихожан, батюшку уважают не только за то, что он умеет расставить всё по своим местам и дать нужные указания подчинённым. Отец Михаил трудится над благоустройством территории храма наравне со всеми. «Прежде чем требовать исполнения обязанностей от других, — поясняет священник, — руководитель обязан сам хорошо разбираться в делах, которыми управляет: знать работу строителя, бухгалтера, сантехника, огородника, садовода». Обмануть его невозможно: обладая определёнными техническими навыками, он способен разобраться в устройстве любого механизма. Кроме того, отец Михаил вырос в селе, поэтому хорошо знаком и со спецификой сельскохозяйственных работ. Он уважает и любит сельский труд и трудится на грядках и в саду, технически оснащая приусадебный участок, не забывая при этом обучать навыкам сельхозработ молодых людей, приходящих потрудиться при храме.
Как подмечает благочинный храмов Чайковского округа, священник Георгий Машлякевич, можно и не приходить с проверкой в Свято-Георгиевский храм, как положено благочинному по церковному уставу, потому что здесь всегда всё в порядке: храм находится под заботливым присмотром отца Михаила. «Отец Михаил — очень ответственный человек. Он заботится о своей пастве и делает всё возможное для благоустройства храма, — поясняет отец Георгий, — четверть века он молится о спасении душ своих прихожан и благополучии России, и нет для него большей награды, чем любовь окружающих его людей».
Труд настоятеля ответственен и тяжёл, поскольку основной заботой отца Михаила является всё-таки пастырский труд — ежедневные, непрестанные молитвы и наставления прихожан на истинный путь надежды, любви и веры. «Батюшка Михаил — добрый, отзывчивый, милосердный и понимающий пастырь. Несмотря на большую занятость, он старается услышать всех, кто к нему обращается за помощью или советом, и всем помогает. Как священник он имеет широкий кругозор и всегда может дать мудрый совет», — отзываются о своём духовном наставнике служащие храма.
В январе отец Михаил отпраздновал юбилейную дату — служение в сане священника 25 лет! Чтобы поближе познакомить читателей «Частного Интереса» с отцом Михаилом, мы узнали о некоторых интересных фактах из его биографии и поинтересовались мнением священника о духовном состоянии россиян.
— Отец Михаил, Вы получили сан священника в 1991 году — в переворотное для судьбы России время. Что повлияло на выбор Вашего жизненного пути? И почему Вы стали именно священником?
— Всё было неслучайно. Во-первых, я родился в глубоко верующей семье, где несмотря на советское время чтились православные традиции: иконы висели в красном углу, все церковные праздники и посты свято соблюдались. Никаких парторгов и комсомольских работников мы не боялись. Бабушка водила меня в храм несмотря на то, что в дни православных праздников стояли так называемые погранотряды из учителей, которые не пускали детей на богослужения.
— То есть Вы решили стать священником с детства?
— Нет, сначала я мечтал быть военным. Кстати, уклад жизни священника очень напоминает военный. Я был воспитан на традиционном патриотизме и хотел защищать Отечество. Тем более, что большинство моих родственников были военными офицерами. Армия для меня была примером мужества, святости, чистоты.
В юности я учился в Санкт-Петербурге в кораблестроительном училище по специальности судовой сборщик-достройщик на базе знаменитого балтийского завода, где строили атомные корабли. Я проходил практику на таких кораблях, как атомный ледокол «Россия», «Адмирал Кузнецов» и другие. Я благодарен судьбе за то, что потратил свою юность на добрые дела. Эта гражданская профессия сегодня мне очень помогает в жизни — я могу разобраться в любом механизме.
Так вот, когда я учился в кораблестроительном училище, один из моих родственников учился в это время в питерской духовной семинарии, и я был в неё вхож, что и повлияло на мой выбор. Ректором этой семинарии в то время был сегодняшний Патриарх всея Руси Кирилл.
После училища я служил в Германии, в танковых войсках. Что интересно, в Армию я уходил служить из большой и могучей страны, а вернулся совсем в другую — раздробленную и слабеющую. Я видел развал общества, и у меня не было колебаний в выборе жизненного пути. В 20 лет я решил стать священником, а уже через год меня рукоположили в священный сан.
— Отец Михаил, Вы родом с Украины, учились в Киевской духовной семинарии. Как очутились в Чайковском? И как стали настоятелем Свято-Георгиевского храма?
— Быть настоятелем я, в общем-то, и не планировал… В Чайковский приехал по приглашению священника Игоря Семенко. Сначала работал при Свято-Никольском приходе (в Сайгатке) кочегаром. Когда открывали храм Георгия Победоносца, всё нужно было начинать с нуля, и отец Игорь, будучи настоятелем этого храма, позвал меня ему помогать. Но через год, когда отца Игоря перевели на другое место, обязанности настоятеля по благословению правящего архиерея передали мне.
— Насколько комфортно Вы чувствуете себя в нашем городе? Чем Вам нравится Чайковский? В чём его минусы и плюсы?
— С Чайковским я сроднился и чувствую себя здесь вполне комфортно. Чем хорош наш город? Во-первых, люди здесь приветливые, добрые и щедрые. Основатели города приехали строить Чайковский из разных уголков нашей страны. В жёстких условиях уральского климата они научились помогать друг другу и доверять.
Во-вторых, город многонационален, в чём, наверное, одновременно его и минус, и плюс. Здесь пересекается множество разных культур, национальностей и религий, но люди умеют находить общий язык. Ведь главные духовные ценности в разных культурах, что у башкир и татар, что у марийцев и удмуртов практически одинаковые — это твёрдая, крепкая семья, на основе которой держится всё благополучие рода.
Главный минус местного населения — незнание истории этого края, основ своей веры и неуважение других традиций, что сулит тому, кто этим пренебрегает, неприятности и даже беду. Задача церкви в том и заключается, чтобы объединить народы в многонациональное содружество, которое даст нам возможность жить в мире тысячелетиями.
— Отец Михаил, что, на Ваш взгляд, является наиболее тяжким недугом, который разрушает российское общество? И что нужно сделать для того, чтобы улучшить духовно-нравственное состояние россиян?
— Корень таких тяжких недугов общества, как пьянство, наркомания и последствия безнравственной и безответственной жизни — аборты кроется в духовной безграмотности, несоблюдении Божьих законов, отречении от своих корней и веры предков.
Чтобы Россия духовно преобразилась, нужно, в первую очередь, обратить внимание на ценности семьи, потому что именно на семейных общехристианских ценностях и дер-жится государство. Бог соединил людей для того, чтобы преумножать любовь. Родители должны нести ответственность за тех, кого родили. Это говорит не только о том, что мы должны детей одеть, обуть и накормить, но прежде всего, мы обязаны воспитать их духовно — воспитать своим примером. Именно наши дети будут решать вопросы этого мира — быть ему или не быть. И если мы будем и впредь нарушать Божественные законы, забывая духовную мудрость предков, мы лишимся своего Отечества и погибнем. Сегодня нам даётся ещё один шанс сохранить себя как народ — исполнять библейские заповеди и законы.
Чтобы Россия духовно преобразилась, нужно, в первую очередь, обратить внимание на ценности семьи, потому что именно на семейных общехристианских ценностях и держится государство.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее