Чайковский – спортивный?
За последние годы город Чайковский приобрел славу одного из спортивных центров России. По крайней мере, так утверждается в ряде источников. Тем временем на фоне грандиозных успехов в развитии одних видов спорта, другие в «Жемчужине Прикамья» постепенно вымирают.
Речь в данном случае идет об автоспорте. К сожалению, в этом году Чайковский лишился одной из своих визитных карточек – открытого чемпионата Пермского края по ралли. Последняя гонка на чайковской земле состоялась в марте этого года – первый этап чемпионата, ралли «Прикамье-2013». О том, что помимо автоспорта потерял Чайковский, почему город и район остались без гонки, где и как теперь будет проводиться это ралли, рассказал один из его организаторов – руководитель Центра водительского мастерства Андрей Сметанин.
– Ралли в Чайковском появилось в октябре 2010 года. Для этого нужно было одобрение администрации, согласование со службами – полицией, скорой, пожарной охраной, наличие дорог и энтузиастов. Все это, кроме дорог, у нас есть. Но при поддержке местных властей и эту проблему можно было бы решить. Однако наши администрации помогают тем, что не мешают. В прошлом году при подготовке ралли мы вместе со спонсорами и энтузиастами построили дорогу на Векошинке – это обошлось в четыреста тысяч рублей, а не в несколько миллионов, как это обычно бывает. При этом дорогой до сих пор круглый год пользуются местные жители. Пусть их и немного, но они есть, и она им нужна.
В «ЧИ» № 39 от 27.09.2012 года в материале «Построишь дорогу – нарушишь закон?» мы рассказывали о том, с каким трудностями и проволочками приходится сталкиваться организаторам ралли в вопросах подготовки дорог к гонкам. |
Гонка без дорог
К 2012 году чайковское ралли «Каменный Ключ» осталось одним из немногих клубных ралли в России – то есть гонкой, в которой может принять участие практически любой желающий. Остальные ралли либо развились до уровня чемпионатов и Кубков России, тем самым существенно ограничив число потенциальных участников, либо просто перестали существовать. Однако после проведения гонки в марте этого года многие участники начали выражать свое недовольство состоянием чайковских дорог – как во время ралли, так и после него, уже на просторах всемирной паутины. Это, а так же то обстоятельство, что соревнования в Чайковском проводятся не за счет бюджетных средств, а за счет стартовых взносов самих участников и спонсорской помощи, вынудили организаторов увести ралли на другую территорию Пермского края. Вторая гонка текущего чемпионата состоялась уже в Очерском районе.
«Прошлое ралли мы провели в Очере, – рассказал Андрей Сметанин. – Глава местной администрации не только одобрил идею проведения гонки: он собрал руководителей всех служб и дал команду: «Вы обеспечиваете это, а вы – это. И мне неважно, где вы найдете средства». Специально для нашего ралли они сами подготовили дороги, никаких организаторских проблем у нас вообще не было. А уже после ралли в Очере даже участники из Казахстана пообещали приехать снова, причем уже не двумя, а десятью экипажами. Люди снова хотят участвовать в этой гонке, и местная администрация эту идею одобряет. Отношение властей налицо».
Бюджет без денег
Затрагивая тему денег, нельзя не отметить, какое количество средств в городской и районный бюджеты могло бы поступить за три года проведения ралли в Чайковском. А главное – какое их количество могло бы поступить в будущем, учитывая то, какой статус приобретает прежде мало кому известная гонка.
В качестве примера можно привести ралли, проводимые в статусах Чемпионатов или Кубков России в таких небольших городах Челябинской области, как Бакал или Кыштым. «Сколько денег приносит там каждое ралли, я не могу сказать даже приблизительно, – говорит Андрей Сметанин. – Можете сами прикинуть: 50 экипажей – это 100 участников, плюс человек 300 механиков и сопровождающих, плюс столько же зрителей, еще 70-80 судей. В зависимости от расписания, вся эта публика живет от одной до четырех ночей в гостиницах (от 500 до 1500 рублей за место). Все они что-то едят (от 300 до 800 рублей с человека в сутки), пьют (еще от 150 до 500 рублей с человека в сутки), заправляют и моют автомобили, меняют колеса (в среднем, один автомобиль на троих). И это еще не полный список. А есть еще зрители, которые не ночуют в гостиницах. Таких в том же Бакале набирается до трех тысяч человек только в зрительских зонах. Треть из них хотя бы один раз поест в местных кафе. Вот и считайте, какие деньги остаются в городе с населением чуть больше 20 тысяч человек. Конечно, там и жители, и власти с нетерпением ждут каждую гонку. Да и кто раньше знал про такие города как Сатка, Асбест, Кыштым, Бакал? А сейчас это известные раллийные столицы. Достаточно ввести в поисковике название любого из этих городов, чтобы в этом убедиться».
В ряде территорий Пермского края соревнования по автоспорту, например в дисциплине «кросс» в Чернушинском и Бардинском районах, проводятся исключительно за счет бюджетных средств. При этом за счет денег, оставленных зрителями, гонки полностью окупаются и пополняют местные бюджеты. |
Показали пример
Отдельно стоит отметить тот факт, как развитие автоспорта в Чайковском повлияло на его популяризацию в регионе. По самым скромным оценкам география участников каждого ралли «Каменный Ключ» была такова: Пермский край, Свердловская, Кировская и Челябинская области, республики Удмуртия, Башкортостан и Коми, а также Казахстан. Очевидно, что ради участия даже не в Чемпионате России, а в местном ралли, люди готовы были ехать в Чайковский из Сыктывкара, Челябинска и Астаны. Соответственно, к Чайковскому стали присматриваться в Федерациях автоспорта Пермского края и России. В прошлом году одну из гонок посетил председатель комитета ралли РАФ (Российская автомобильная федерация – прим. ред.) Алексей Ершов, по достоинству оценивший уровень ее организации.
«Посмотрев на ралли в Чайковском, – пояснил Андрей Сметанин, – краевая федерация автоспорта приняла решение провести в Чусовом Кубок России по ралли (ралли «Ермак» состоялось в феврале этого года – прим. ред.). В прошлом году мы впервые провели в Чайковском соревнования по джип-триалу. А в прошлые выходные в Кунгуре прошел этап чемпионата России в этой дисциплине автоспорта. Это все – и ралли, и джип-триал – могло бы проходить в Чайковском и приносить деньги. С другой стороны, у нас люди не знают, что на «Снежинке» проходят грандиозные международные соревнования – сами помните, сколько зрителей там зимой было. Что тут говорить о краевых соревнованиях по автоспорту?»
В ближайшие дни на совете РАФ будут рассмотрены заявки в единый календарный план на 2014 год. По результатам Совета, ралли, проводимое «Центром водительского мастерства», в следующем году может получить статус Чемпионата Уральского и Приволжского Федеральных округов. Но проводиться оно будет уже не в Чайковском. |
Почему никто не спас ралли?
В ответ на журналистский запрос в администрации Чайковского городского поселения сообщили, что развитием автоспорта на территории города занимается муниципальное бюджетное учреждение «Автоклуб «Автолайн», которое является структурным учреждением Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации Чайковского городского поселения. Соответственно, городская администрация решает задачи, связанные с развитием только этого клуба. А соревнования по ралли всегда были включены в календарный план Комитета по молодежной политике администрации Чайковского муниципального района.
Редакция еженедельника «Частный Интерес» подготовила журналистский запрос на имя и.о. главы администрации Чайковского муниципального района. Мы вернемся к теме проведения ралли после того, как нами будет получен официальный ответ.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее