Стоит ли ждать перемен?
Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов является одним из самых крупных социальных учреждений нашей территории. Однако в 2012 и 2013 годах от его клиентов и их родственников поступали многочисленные жалобы на качество проживания и обслуживания как в редакцию еженедельника «Частный Интерес», так и на имя уполномоченной по правам человека в Пермском крае Татьяны Марголиной. Не так давно в ДИПИ произошла смена руководства, в связи с чем мы решили выяснить, что изменилось или изменится в ближайшее время в работе учреждения.
Люди жалуются
Как отметила Татьяна Марголина в официальном ответе на редакционный запрос, в прошлом году к ней обратились граждане, постоянно проживающие в ДИПИ, с жалобой на несоблюдение государственного стандарта оказания социальных услуг.
В том же ответе говорится, что по итогам посещения учреждения и общения с клиентами были выявлены факты несоблюдения перечня и объемов гарантированных государством социальных услуг. В частности, Татьяна Ивановна сообщила, что подавляющее большинство технических приборов и приспособлений, находящихся в пользовании клиентов, приобреталось за счет их личных средств; мягкий инвентарь, одежда и обувь выдавались не в полном объеме, не соблюдались сроки эксплуатации изделий; не оказывалась социально-правовая помощь; не соблюдались объемы и периодичность оказания социально-бытовых услуг, а также гигиенических процедур.
Быть в центре внимания
Как уже было сказано, в этом году в доме-интернате произошла смена руководства. Заместитель директора ДИПИ по научно-методической работе, исполняющая обязанности руководителя филиала этого учреждения, расположенного в Заринском районе в Чайковском, Елена Хузина высказала свою точку зрения на жалобы, поступающие от клиентов учреждения, и сообщила, что ни одно из них не нашло своего фактического подтверждения.
«Мы работаем в соответствии с государственным стандартом, – подчеркнула Елена Александровна. – Есть услуги, которые законодатель нам прописал очень четко – сколько раз покормить, помыть, побрить, сколько времени это должно занять, в каком случае мы должны предоставить транспорт клиентам и так далее».
По мнению руководства учреждения, некоторые клиенты специально ищут поводы для жалоб, чтобы привлечь к себе внимание. «Люди бывают разные, – говорит Елена Хузина. – Одни охотно идут на контакт, другие – нет. Например, сейчас у нас проживает мужчина, который побывал уже во всех домах-интернатах края, и всегда считал, что его права нарушались, что все директора его в чем-то обманывают. Нередко дело доходило и до суда, но когда судья выносил решение не в его пользу, он заявлял, что все куплены. К сожалению, от этого никуда не деться, и такие люди всегда будут искать поводы для жалоб».
|
| ||
| Несмотря на многочисленные жалобы на условия проживания, ни один из клиентов Чайковского ДИПИ, по словам руководства, не написал заявления о переводе в другое учреждение. «Это подталкивает нас к мысли о том, что жалобы – всего лишь способ привлечь к себе внимание», – подчеркнули в доме-интернате. |
| |
|
|
Можно ли лучше?
Но если жалобы клиентов порой действительно могут носить субъективный характер, то с объективными причинами, не дающими улучшать качество работы, все обстоит сложнее. Одной из основных проблем, с которыми на сегодняшний день сталкивается руководство Чайковского дома-интерната, является острый дефицит кадров. В первую очередь, как было отмечено, в учреждении не хватает медицинского персонала. Прежние работники уходят из-за давления со стороны некоторых проживающих в ДИПИ клиентов, а новые, как нам пояснили, боятся идти работать в учреждение. Так, в частности, Елена Александровна отметила, что из-за негативного воздействия СМИ у общественности сложился определенный стереотип, касающийся домов-интернатов, – мрачное помещение, полное больных людей и злобного персонала.
|
| ||
| По данным руководства Чайковского ДИПИ, количество долгожителей, проживающих в учреждении, примерно равно количеству долгожителей во всем Чайковском муниципальном районе. Также филиал Чайковского ДИПИ, расположенный в Заринском районе, является единственным домом-интернатом в Пермском крае, где проживает и молодежь. |
| |
|
|
Тем не менее, многие студенты в Чайковском все же проходят свою практику именно в филиале Чайковского ДИПИ в Заринском районе. И, по словам руководства учреждения, это приносит положительные результаты как самим студентам, так и клиентам. «Мы активно работаем с различными учебными, медицинскими и волонтерскими учреждениями, – отметила Елена Хузина. – Например, с кафедрой адаптивной физкультуры ЧГИФК мы сотрудничаем уже давно. И студенты этого вуза здесь могут на практике применять различные технологии реабилитации. Благодаря этому даже лежачие клиенты начинают ходить».
|
| ||
| «Мы ищем пути для развития услуг, предоставляемых нашим клиентам, – говорит Елена Хузина. – Но пока речь может идти только о развитии платных услуг. К сожалению, далеко не все проживающие здесь люди готовы их оплачивать». |
| |
|
|
В свою очередь, директор Чайковского ДИПИ Александр Шумкин рассказал о том, как учреждение планирует перенимать опыт работы своих коллег из других территорий Пермского края: «В других учреждениях реализуются очень интересные проекты, которые мы планируем внедрить здесь. Например, существует проект «Внучки». Его суть в том, что с каждым пенсионером индивидуально работает молодежь – общение, помощь в каких-то делах, поздравления с праздниками и прочее. Отсутствие дефицита общения и внимание очень важны для пожилых людей».
|
| ||
| Чайковский дом-интернат для престарелых и инвалидов состоит из шести учреждений, расположенных в разных населенных пунктах Чайковского района и за его пределами. Учреждение в Заринском микрорайоне является главным и крупнейшим, и именно оно привлекает наибольшее внимание общественности. |
| |
|
|
Контроль общественности
Александр Шумкин также отметил, что работу всех филиалов Чайковского ДИПИ контролирует не только уполномоченный по правам человека, но и местные представители власти и общества. «Мы полностью открыты для общественности, – подчеркнул Александр Владимирович. – Мониторинг нашей работы ведут председатель Совета Заринского микрорайона, депутаты Городской думы, представители общественных организаций, администраций города и района, территориального управления министерства социального развития и другие. Также мы постоянно приглашаем представителей СМИ, которые могут напрямую пообщаться с клиентами и задать им любые интересующие вопросы».
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее