Быть Капитаном


Рубрика: Новости
Понедельник,24.04.2017
Быть Капитаном

Александр Матвеевич Антонов – капитан-легенда Камского речного пароходства. «Решительный, упорный, жёсткий, суровый, – характеризуют его коллеги по флоту, – но вместе с тем справедливый и человечный. На него равняются, с него берут пример».

 

Жизненное кредо капитана Антонова – никогда не извиняться. Нет, не потому, что он считает себя правым всегда. Александр Матвеевич старается не создавать ситуаций, после которых ему пришлось бы просить прощения: прежде чем что-либо предпринять, семь раз подумает, лишь после «отрезает». И, как правило, никогда не ошибается. Если ему и приходилось кого-либо наказывать, то только по делу, после чего человек сам извинялся: «Матвеич, а ведь ты был прав!».  

 

Чайковскому флоту Александр Антонов посвятил 43 года. Сейчас он на заслуженном отдыхе, а в середине апреля перешагнул семидесятипятилетний рубеж.

 

Ежедневно два раза в день при любой погоде капитан Антонов прогуливается по «рэбовскому» лесу и, останавливаясь на берегу Камского залива, долго вглядывается в синеющую даль, вспоминая былые времена. Его ОТ-2122 – самый мощный буксирный теплоход на Каме – первым весной во льдах прокладывал путь камским судам и последним в ледяной шуге заканчивал навигацию. Нелегко управлять теплоходом, когда скованная льдом река скрывает мели и повороты, когда закрыта туманом береговая линия.


Удостоен высшей награды Советского Союза

Бывалый капитан пользуется огромным авторитетом у речников. Будучи членом обкома КПСС и парткома пароходства Александр Матвеевич вёл большую общественную работу и был одним из лучших наставников молодёжи. Выпускники речного училища почитали за большую удачу попасть к нему в команду для прохождения практики. Много наших земляков, впоследствии ставших капитанами, прошли так называемую «антоновскую школу» – образец мужества, гражданской сознательности, чувства совести и долга, которых Александру Матвеевичу не занимать. При всех своих званиях и регалиях он всегда оставался сдержанным и скромным – скупо говорил о себе, но очень тепло отзывался о каждом из членов экипажа, искренне считая свои награды общей заслугой. Он не любил красоваться в форме, не бравировал  наградами, которых у него за годы трудовой доблести накопилось множество.  

 

Александр Антонов – лауреат Государственной премии СССР, кавалер орденов Ленина и «Знак почёта», награждён медалями и знаками, четырежды лауреат областной премии имени знатного речника Н.П. Зерова, многократный победитель социалистических соревнований. За годы работы ему трижды присваивалось звание лучшего капитана Министерства речного флота (МРФ) и пароходства. Его имя занесено в Книгу Почёта Камского пароходства и городскую Книгу трудовой славы.

 

В честь нашего земляка в 2007 году назван корабль. Сухогрузный теплоход «ALEKSANDR ANTONOV» бороздит российские и зарубежные просторы, покоряя Чёрное, Каспийское, Средиземное и другие моря, и несёт весть о том, что на маленьком  полуострове Камского залива живёт большой человек, безгранично преданный своей профессии и родной стране. На корабле имеется уголок-музей, повествующий о знаменательных событиях из жизни чайковского капитана.


Лучше, больше, быстрее!

Под таким девизом работали экипажи теплоходов капитана Антонова «Дунайский – 66» и ОТ - 2122, гордо носящие звание флагманов буксирного флота Камского речного пароходства, который, надо отметить, занимал второе место в Советском Союзе после Волжского по наличию судоходного транспорта, ремонтной базы и объёмам перевозок пассажиров и грузов. Речной флот СССР состоял из 30 тысяч судов. Всеми крупными перевозками в стране занимались речники. Только одному Антонову приходилось перевозить за навигацию более миллиона тонн грузов!

 

При поддержке команды Александр Матвеевич шёл на обдуманный риск, внедрял смелые новаторские идеи. Так была организована работа экипажей судов по групповому методу, чего ранее не проводилось. А в 1975 году Александр Антонов первым решился на смелый эксперимент – провёл большегрузный состав в 15 тысяч тонн, что было вдвое больше обычных составов.

 

История этого рейса такова. Осенью один из теплоходов-толкачей группы Антонова был поднят на берег для ремонта днища. По этой причине состав из двух гружёных гравием барж оказался беспризорным, обречённым на простой. Чтобы сэкономить время и топливо, Александр Матвеевич  принял решение взять вместо двух четыре баржи. Груз был отбуксирован без какого-либо дополнительного оборудования в сложных условиях, связанных с мелководьем и ограниченными габаритами судового хода. Но  вынужденный риск оправдал себя. Первый в истории Камского пароходства  большегрузный состав был проведён в пункт назначения досрочно. Именно за это новаторство Александр Антонов был награждён Государственной премией СССР. Инициативу экипажа «Дунайский - 66» подхватили и другие речники, после чего большегрузные составы на нашей реке стали явлением обычным.


С чего начинаются Капитаны

Родился будущий капитан в станице Суворовской Ставропольского края в 1942 году. На  Урал попал по направлению после окончания Астраханского речного училища, стать курсантом которого было престижно и очень непросто. Из четырёх станичных товарищей, приехавших вместе с Александром в «мореходку», сдал экзамены только он один.

 

За работу молодой дипломированный судоводитель взялся горячо, с желанием и радостью. Прежде чем оказаться на капитанском мостике, прошёл все ступеньки штурманской рубки, поработал старшим рулевым. Его способности и трудолюбие заметили сразу, и уже в 24 года Антонов был назначен капитаном грузового судна, на котором оказался старшим по званию, но самым младшим по возрасту в экипаже. Но, несмотря на молодость, новоиспечённый капитан сразу сумел найти ту грань, на которой держится авторитет руководителя любого ранга.

 

Стойкий, лидерский характер Александр унаследовал от отца. Семейные ценности – доброта, честность и порядочность всю жизнь оставались для Антонова мерилом человеческих отношений. Его отец Матвей Петрович был председателем колхоза, шестнадцатилетним подростком командовал эскадроном, лично был знаком с Будённым и Ворошиловым. Смелостью старший Антонов обладал безграничной. Об этом свидетельствует один из его, прямо скажем, дерзких по тому времени поступков. Защищая честь своей станицы, он вступил в серьёзный конфликт с Никитой Хрущёвым, за что был лишён ордена Трудового Красного Знамени, которым был награждён в Гражданскую войну.

 

Отцовский стержень вёл Александра Матвеевича по жизни. В своей семье он имел такой же «железный» авторитет. Недаром оба его сына – Юрий и Виктор – пошли по отцовским стопам. «С малых лет я мечтал стать капитаном, – рассказывает старший сын Антонова Юрий, – я рос и гордился отцом. Он для меня был настоящим мужиком!»

 

Под началом отца Юрий работал штурманом 10 лет. Приняв командование судном в 1981 году, капитаном ходит он и поныне. О Юрии Антонове говорят: «Сын, достойный своего отца!».

 

Романтикой речных просторов «заболели» и внуки Александра Матвеевича. Образовалась большая флотская династия Антоновых, где каждый, равняясь на легендарного капитана, увлечён своим делом, и, несмотря на трудности, с оптимизмом смотрит в будущее, с нетерпением ожидая начала новой навигации.

 


Елена Владимирова






Просмотров: 2608


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам