Идём в первый класс, или как подготовить ребёнка к школе?


Рубрика: Новости
Среда,16.08.2017

     Под таким названием 12 июля в нашей редакции состоялся круглый стол. В диалоге приняли участие педагоги, психологи, врачи и, конечно, родители тех самых будущих и настоящих школьников.

            Когда надо начинать подготовку ребёнка к школе и в чём она должна заключаться? О чём должны позаботиться родители накануне поступления их ребёнка в 1 класс в первую очередь? В чём заключается главная задача родителей первоклашек? Эти и многие другие вопросы родители будущих первоклассников смогли задать приглашённым экспертам. Состоялся живой и продуктивный диалог, эксперты дали очень ценные рекомендации, которыми мы и хотим поделиться с нашими читателями.

            Безусловно, все без исключения родители понимают, что к школе надо готовиться и они надеются, что их ребёнка подготовит детский сад, поможет школа будущего первоклассника или занятия в детских развивающих центрах. Но на деле оказывается этого не достаточно и большинство родителей всёравно сталкиваются со сложностями адаптации ребёнка к школе.

            Отвечая на вопросы, обмениваясь личным опытом, обсуждая различные ситуации, все эксперты сошлись в одном: подготовка ребёнка к школе начинается с рождения и заключается, в первую очередь, в подготовке к школе самих родителей. Ведь именно родители на протяжении семи дошкольных лет вкладывают в своё чадо всё, что могут: и крепкое (или не очень) здоровье, и позитивное (или нет) отношение к миру, и развитый познавательный интерес (или его отсутствие), и коммуникабельность (или неумение общаться)…Весь багаж, с которым приходит в школу первоклассник, сразу расскажет учителю о нас с вами - родителях. А уж как сложится учебная жизнь сына или дочки, в полной мере зависит от нашего, родительского отношения к школе и готовности мамы и папы участвовать в этой самой школьной жизни.

         

Мулахметова Светлана Михайловна, учитель начальных классов

             Проблема школы сегодня – ориентир только лишь на предметные результаты, преобладающие над развитием личности ребенка. Часто бывает сложно объяснить родителям, что важнее не дать знания, а сформировать личность, способную самостоятельно добывать знания, принимать решения, строить отношения. Это невозможно сделать без участия родителей. В соответствии с новым стандартом образования родители сегодня такие же участники образовательного процесса, как ученики и учителя. И если родителям удается найти общий язык со школой, то возникает сотрудничество, в результате которого выигрывает, прежде всего, ребенок! В 1 классе учитель становится третьим значимым взрослым в жизни ребёнка наряду с родителями. И если усилия взрослых объединены идеей развития личности ребёнка, тогда малыш растёт более успешным.

                Чтобы смягчить острые углы адаптационного периода, не стоит записывать детей в несколько кружков, лучше позаботьтесь, чтобы у них было свободное время, когда дети в состоянии покоя остаются в тишине своей комнаты один на один со своими игрушками, это позволит избежать нервных срывов, истерик как дома, так и в школе. Особенно страдают в адаптационный период тревожные дети, причём свою тревогу они черпают от своих тревожных родителей. Если родители чувствуют большую тревогу за своих детей – это повод обратиться за помощью к психологу. Опыт показывает, что положительные изменения в психологическом состоянии детей (исчезновение тревоги, агрессии, неуверенности в себе) начинаются после изменения состояния родителей.

               Любой учитель будет рад инициативе родителей в проведении классных мероприятий. Важно, когда родители в классе объединены общим делом и начинают дружить родительским коллективом. Тогда и дети будут дружны. А комфортная и доброжелательная атмосфера в классном коллективе помогает формировать положительную учебную мотивацию, т.к. дети не боятся осуждения и насмешек одноклассников, у них рождается желание проявлять себя, отвечать, достигать целей.


Палкин Олег Гельевич, педиатр, детский невролог     

  Сегодня здоровые дети в принципе не рождаются. Последнего здорового ребенка за всю свою практику невропатолога я видел в роддоме лет 15 назад. Вследствие этого очень многие 7-летние дети не готовы к школе. Либо их надо отдавать в школу попозже, либо помогать им с помощью специальных занятий, развивая у ребенка именно те качества, которые у него отстают (внимание, логика, мышление и т.д.). Если ребенок 6-7 лет жалуется на усталость, имеет смысл заняться его здоровьем: может, он недосыпает, может, что-то не так с питанием (это серьёзная вещь, которую сегодня пока недооценивают). Возможно, ребёнок испытывает психологические нагрузки, спровоцированные конфликтом в школе или дома. Обязательно надо искать причину…  Задача родителей – с самого рождения смотреть за тем, как развивается ребёнок, ведь любое отставание в развитии малыша говорит нам о каких-то проблемах. Например, мелкая моторика ребёнка часто страдает в случае шейной травмы (симптомы - слабость в руках, нарушения мелкой моторики, слабый плечевой пояс, неточность движения в руках) и заниматься решением этой проблемы надо с первых дней жизни малыша, чтобы впоследствии он мог уверенно держать в руке не только ручку. Если ребёнок в дошкольном возрасте с трудом берёт мелкие предметы, не справляется с пуговицами, шнурками – это показатель запущенной проблемы. В коррекции мышечного корсета может помочь спорт, за исключением тех видов, в которых нагрузка идет на шейный отдел позвоночника (бокс, кик-боксинг, борьба, прыжки в воду). А вот плавание, танцы, ушу, гимнастика пойдут на пользу. 


Палкина Светлана Филаретовна, педиатр, психотерапевт

   На мой взгляд, цель начальной школы – научить ребенка учиться и получать от этого удовольствие. Начальная школа должна быть для ребенка праздником, чтобы у него глаза горели... Да, это труд! Но труд должен быть с радостью. Пожалуй, и не надо учить детей трудиться без радости. И тут очень важна позиция родителей. Они должны поддерживать ребёнка, адекватно реагировать на его результаты. Учитель чаще всего оценивает школьника однобоко – по итогам учёбы, но ведь есть множество других характеристик, и задача мамы - высветить достоинства своего ребёнка и показать их учителю. Задача мамы - не занимать позицию учителя, а давать своему малышу поддержку, внимание, защиту, любовь независимо от его школьных достижений! Ребёнок не должен делать родителей счастливыми своими достижениями – это непосильная ноша для его хрупких плеч.            Считаю неправильным, что при поступлении в школу оценивается только интеллектуальная готовность дошкольника. А готова ли нервная система к перегрузкам? Когда ко мне обращаются родители за помощью, я открываю медицинскую карту ребёнка и изучаю её, начиная с выписки из роддома. Физические возможности ребёнка часто не учитываются ни родителями, ни учителями. Если он говорит: «Не хочу учиться», то это значит, скорее всего, что ему трудно, и он просто НЕ МОЖЕТ быть внимательным, усидчивым, легко запоминать и схватывать материал в силу имеющихся неврологических проблем. Такой ребёнок нуждается в поддержке. Я рекомендую родителям таких детей обращаться к специалистам (неврологу, педиатру, психологу) и проходить курс лечения в конце второй четверти и в конце длинной третьей четверти, чтобы помочь ему справиться с нагрузкой. У нас в городе при ЦГБ есть замечательное Отделение восстановительного лечения, где амбулаторно (без отрыва от школы) дети оздоравливаются и получают необходимую помощь.


Финогенов Алексей Сергеевич, психолог

            Страх уровня притязаний – это огромная проблема современных школьников. К сожалению, ребёнок, приходя в школу, оказывается в эпицентре требований и страдает от того, что он не может допрыгнуть до заданной планки, тем самым получая удар по внутренней мотивации. Родители должны понимать, что 1 класс – это кризисная ситуация для всей семьи. И именно семья должна стать для ребёнка той гаванью, куда он может прийти за помощью, отдышаться, набраться сил и снова идти бороться за границы своего личного пространства. Если же родители только требуют от него результатов, страдания усиливаются. Отсюда неврозы, которые выливаются в соматические проблемы, а в подростковом возрасте ведут к разрыву отношений с родителями. Поэтому так важно в самом начале школьного пути формировать у ребёнка чувство безопасности в семье, безусловного принятия.

         Примета времени – репетиторство, к которому прибегают родители из лучших побуждений уже в начальной школе. Но ведь репетитор – это костыль, если его убрать, окажется, что внутренних ресурсов ребёнка недостаточно. Репетитор не даёт самому получить удовольствие от собственных достижений. Даже при наличии красного диплома молодые люди впоследствии не могут воспользоваться полученными знаниями, т.к. у них не сформирована ни самостоятельность, ни ответственность, ни инициативность.

          Если учитель авторитарен и обращается к родителям только с целью предъявления требований, родители сами могут проявить инициативу в установлении контакта с учителем. Ищите позитивные идеи, объединяющие семью и школу. Задача родителя – всегда оставаться на стороне ребёнка, тогда у него всегда всё будет хорошо.


Башкова Валентина Ивановна, учитель-методист, учитель начальных классов со стажем 40 лет

            Часто родители говорят: «Вот пойдешь в школу, там тебя научат!..» Так родители пугают детей школой. Или обещают, что там будет очень интересно, а потом оказывается, что это колоссальный труд… Подготовка ребёнка к школе - это вся его жизнь от рождения до 7 лет. Что он получил за эти годы, то и принесет в школу. Поэтому так важно развивать его всесторонне, быть с ребёнком всегда, когда возможно, разговаривать уважительно и всегда выслушивать: иногда дети дают нам полезные советы. Играйте в настольные игры вместе с детьми, покупайте им книжки-развивайки, вместе выполняйте задания в них, постепенно увеличивая степень самостоятельности ребёнка.

             Родители стали меньше читать книги своим детям. Это заметно, когда они приходят в школу. Очень отличается речь того, кому много читали: она связна, ребёнок легко строит предложения, у него богатый словарный запас, поэтому его всегда с интересом слушают ребята. Больше читайте своим детям даже тогда, когда малыш уже научился читать; читайте по очереди, обсуждайте прочитанное, сопереживайте вместе с ребёнком героям книги! Гуляйте вместе, ходите в походы, в театр… После обязательно обговорите, что понравилось, что хорошо, что плохо. Используйте даже то время, когда вы просто идёте с ребёнком по улице. В это время хорошо играть в слова или заниматься счётом. В этом и проявляется любовь к малыщу – любить не как красивую милую игрушку, а, любя, вкладывать в него все хорошее, доброе, что может пригодиться ему в жизни…


Ветчанинова Надежда Владимировна, учитель-логопед первой категории

            Очень важно, чтобы к семи годам у ребёнка полностью была сформирована устная речь. Речь семилетнего ребёнка в норме – это речь взрослого человека без каких-либо ошибок. Это касается не только звукопроизношения, но и словаря, и грамматического строя, и фонематической стороны речи. Задержка в речевом развитии на любом этапе может привести к проблемам в освоении письменной речи в отложенном режиме. Поэтому так важно соблюдение всех рекомендаций врачей-педиатров и неврологов в раннем возрасте. Именно врачи – первые помощники родителей детей раннего возраста, а задача родителей – отслеживать, насколько своевременно и качественно проходит малыш все вехи своего развития.

        Например, если ребёнок пропустил этап ползания и сразу начал ходить, ему будет трудно усвоить ориентирование в горизонтальной плоскости – на листе бумаги. Если малыш в возрасте до года не реагирует на свое имя, т.е. не откликается, когда его зовут, это может говорить либо о нарушениях слуха, вплоть до глухоты, либо о задержке психического развития, даже умственной отсталости. Частые простудные заболевания и болезни дыхательных путей (ангины, аденоиды, риниты) могут привести к укорочению выдоха, а это приведет к укорочению фразы (в семь лет ребенок строит фразы из трёх-четырёх слов при норме семь-восемь слов). На письме это проявится в недописывании слов, невозможности обозначить границы предложения (ребенок не знает, где ставить точку, какое слово писать с заглавной буквы).


Дорогие родители будущих первоклассников! Загляните в глаза своим детям накануне 1 сентября, и вы увидите в них и тревогу («А как там?») и надежду на вашу поддержку («Что мама с папой скажут?»), готовность быть самым лучшим учеником («Учиться буду на одни пятерки!») И вперёд в школу ВСЕЙ СЕМЬЕЙ!


Наталья Букина

Фото Светланы Мартюшевой







Просмотров: 8413


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам