Прощай, восемьдесят восьмой!
9 июня при показе сказки Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке» в режиссуре Светланы Тетеновой и комедии положений режиссёра Алексея Орлова «Дети понедельника» по пьесе Ивана Алифанова свет рампы в последний раз озарил 88-й театральный сезон Чайковского театра драмы и комедии.
Несмотря на ясный тёплый летний день с его соблазнами и на многочисленные мероприятия по случаю празднования Дня города, проводы театрального сезона прошли почти при полном зрительном зале. И при дневном, и при вечернем показах спектаклей!
Пересказывать их содержание не имеет смысла. У маленьких и взрослых чайковских театралов каждый из них имел в сезоне большой успех. Поэтому эти спектакли хорошо известны широкому кругу зрителей. Лишь отмечу: несмотря на разножанровость финальных спектаклей, их обращение к различным по возрастному восприятию категориям зрителей, постановки связывают акценты на «тёмные» морально-этические стороны человеческих характеров. В сказке режиссёра Светланы Тетеновой «Вниз по волшебной реке» обречённый на власть царь-батюшка дал слабину. И неожиданно с горечью узнал, кто среди его подданных был настоящим другом, а кто – завистником и льстецом и тем самым, будучи скрытым врагом, стал предателем. И в комедии положений Алексея Орлова «Дети понедельника» легкомысленный аферист Лоренцо – закадычный приятель сеньора Фабрицио постоянно вторгается в жизнь своего друга. И тридцатилетний умница, знаток юриспруденции, чтобы выпутаться из щекотливых положений, вынужден выполнять головокружительные «сальто-мортале» – в переносном смысле, конечно.
Отрадно, что оба финальных спектакля прошли на высоком профессиональном уровне с предельно гармоничной самоотдачей актёрских ансамблей. Артисты, занятые в обоих спектаклях, продемонстрировали в них подлинное искусство перевоплощения. К примеру, актёр Сергей Пантющев в сказке – двуличный прислужник Гаврила, а в «Детях понедельника» – уже жестокий мафиози Марчелло Мазератти, актриса Александра Баталова – обаятельная, степенная Василиса Премудрая и менеджер по кадрам компании «Интеса Санпаоло» Джулия Гведиччи. В сказке «Вниз по волшебной реке» Артём Палкин явил маленькому зрителю ленивого Стражника-соню, а в вечерней комедии положений он – темпераментный сеньор Фабрицио. Иван Костоусов, Елена Сенько, Дарья Карпушина – все они отличились глубокой разработкой образов с богатой палитрой сценических красок.
Очевидное невероятное, но… Впервые восемьдесят восьмой сезон заносили в скрижали чайковского театрального искусства «по-домашнему»: в родном кругу зрителей и служителей храма чайковской Мельпомены. Впервые в истории Чайковского театра драмы и комедии после вечернего показа спектакля не было традиционного помпезно-торжественного официоза: соревнования в ораторском искусстве городских представителей власть придержавших и депутатского корпуса, награждения отличившихся финалистов сезона с их купанием в море цветов и прочая, прочая, прочая. Однако бурные зрительские аплодисменты, перешедшие в овации в «положении стоя», были - после тёплой сердечной речи главного режиссёра театра Алексея Орлова, поздравившего работников театра с окончанием сезона и поблагодарившего зрителей за внимание к творчеству.
Душевно, содержательно и на хорошем художественном уровне прошла и корпоративная часть праздника. Художественный руководитель театра Валерий Эминов и коллеги по сцене в первую очередь тепло поздравили Артёма Олеговича Палкина с присвоением ему в Год театра в России звания «Человек года» в сфере культуры. В прошлом году он был признан лауреатом государственной стипендии Союза театральных деятелей Российской Федерации, завоевал диплом лауреата II степени XII Фестиваля-конкурса театральных капустников сценических коллективов Пермского края «Солёные уши» (он был посвящён 150-летию со дня рождения русского писателя, прозаика и драматурга Максима Горького). В режиссуре Артёма Палкина с огромным успехом на сцене театра прошла мелодрама «Как боги» по пьесе Юрия Полякова и авторское новогоднее представление «Битва Ледяных престолов». Об актёрской же деятельности Артёма Олеговича можно сказать кратко и ёмко: это ведущий мастер сцены Чайковского театра драмы и комедии.
Традиционно нашлось время и разбору «полётов», и подведению итогов сезона. Активно выступили заслуженные артистки России Лидия Волкова и Инесса Муран, а также актриса и режиссёр Светлана Тетенова. Много благодарственных слов адресовалось администрации Чайковского театра драмы и комедии, обеспечившей выполнение репертуарного плана успешной активностью в различных грантовых конкурсах. Так, за счёт федеральной субсидии и субсидии из бюджета Пермского края открытие 88-го театрального сезона 5 – 6 октября прошлого года ознаменовалось премьерой чеховской «Чайки» в режиссуре челябинца Олега Хапова. А сказку для семейного просмотра Юлия Кима «Три Ивана» Алексей Орлов подарил юным зрителям при финансовой поддержке Министерства культуры Пермского края.
Под «занавес» же 88-го сезона благодаря участию театра в федеральном проекте «Культура малой Родины» партии «Единая Россия» увидела свет рампы сказка Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха» в инсценировке и режиссуре Алексея Орлова. Этот же источник финансирования положил начало работе Алексея Алексеевича над постановкой бессмертных «Маленьких трагедий» Пушкина (ими театр собирается открыть свой 89-й сезон в начале октября текущего года).
Прощай, восемьдесят восьмой! В межсезонье театру предстоит вживаться в начало капитального ремонта, интенсивно вести подготовку к открытию 89-го, предъюбилейного сезона и совершить гастроли в город Ирбит Свердловской области и в Губаху.
Вадим Бедерман
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее