Быть триалистом


Рубрика: Спорт
Четверг,04.09.2014
Быть триалистом Быть триалистом Быть триалистом Быть триалистом

22-24 августа в Кунгуре состоялся заключительный третий этап Кубка России по джип-триалу. После его завершения сразу два экипажа из Чайковского поднялись на подиум: Павел Галанов и Виталий Батыршин стали лучшими триалистами России, Данил Тептин и Антон Евшин завоевали серебро. Еще один чайковский экипаж – Александр Васильев и Елена Башегурова – расположились в итоговом протоколе Кубка на четвертой строчке. После возвращения с соревнований спортсмены рассказали, что такое джип-триал, как они в него попали, как сами собирали автомобили и как шли к тем результатам, которых добились.

Как в Европе

По мнению чайковских триалистов, из всех трех этапов Кубка России в этом году именно соревнования в Кунгуре были самыми сложными. «Один из организаторов гонки недавно побывал на джип-триале в Европе, поэтому уровень трасс был приближен именно к евротриалу, – рассказал Александр Васильев. – До этого никогда трассы не были такими сложными и интересными. Все ворота проходили на грани, уровень гонки был выше, чем раньше. Соответственно, и технику народ «убивал» по несколько раз в день – ломались, кувыркались, чинились, снова ломались. Соревнования длились два дня, но до второго многие машины просто не доехали». «Мы в первый день поменяли сцепление, во второй – полуось, – поделился Данил Тептин, пилот экипажа, ставшего вторым на Кубке России. – В нашем зачете из-за поломок из соревнований окончательно выбыло четыре участника. И почти все хотя бы раз переворачивались либо на бок, либо на крышу».

«Сашка предложил»

Путь в джип-триал для экипажа Васильев/Башегурова начался с судейства соревнований по автоспорту и общения с Андреем Сметаниным – руководителем «Центра водительского мастерства» и одним из организаторов соревнований по ралли, кроссу и другим дисциплинам автоспорта в Пермском крае. Александр Васильев описал это так: «Как-то раз четыре года назад он (Андрей Сметанин) притащил нас на судейство джип-триала как раз в Кунгуре. До этого мы судили только ралли и кроссы. А тут все совсем по-другому: другая техника, машины катаются там, где, кажется, ездить просто невозможно, переворачиваются, спортсмены при этом улыбаются, говорят, что все хорошо. Потом джип-триал добрался и до Чайковского, а мы к тому моменту уже катались в джип-спринтах. И тогда мы решили попробовать себя и в триале. Купили машину, «Ниву», перестроили ее, попробовали – понравилось. Правда, на следующий год пришлось заменить автомобиль на УАЗ, но это нас не останавливало».

Штурман Александра, Елена, описала свое попадание в джип-триал проще: «Так получилось. Сашка предложил». Как она рассказала, до своего первого «боевого» заезда она видела соревнования по джип-триалу только на видео. «То, чем джип-триал оказался на самом деле, было совсем не тем, чего я ожидала, – рассказала Елена. – Все намного интереснее, чем в других внедорожных дисциплинах». При этом девушке приходится наравне со своим пилотом проводить время в гараже, подготавливая машину к гонкам. «Можно сказать, что весну она именно в гараже и прожила, – говорит Александр. – Но теперь она знает названия всех запчастей и инструментов, понимает, какое давление в шинах должно быть на той или иной трассе. Я могу просто попросить передать мне «вон ту штуковину», и она поймет, о чем идет речь».

Другой экипаж – Данил Тептин и Антон Евшин – пришли в джип-триал из джип-спринтов (по сути – классических гонок на внедорожниках). «Катались в спринтах в Ижевске, Нефтекамске, Сарапуле и других городах, – вспоминает пилот экипажа Данил Тептин. – Получалось удачно, всегда были в первой тройке. А потом Сашка (Александр Васильев) говорит: «Поехали в триал, там поломок меньше». Мы поверили, поехали…» Первыми соревнованиями в новой дисциплине для экипажа Тептин/Евшин стали заезды в Чайковском, на которых они сумели занять сразу четвертое место. Вскоре после этого они и еще два экипажа – Александр Васильев и Елена Башегурова, а также Павел Галанов и Виталий Батыршин – решили испытать себя на соревнованиях всероссийского уровня.

Сколько стоит?

Первым автомобилем Александра и Елены в джип-триале была «Нива». Она прослужила им год, после чего уступила место более надежному, но и более дорогому в обслуживании УАЗу. «Когда готовишь машину к соревнованиям, в ней переделываешь все, – говорит Александр Васильев. – Берешь изначально автомобиль как заготовку, оставляешь кузов, а все остальное в рамках технических требований перебираешь до винтика, чтобы быть уверенным в технике. Мы внимание уделяли, в первую очередь, безопасности – каркас, сиденья-ковши, четырехточечные ремни. Потом поставили блокировку заднего дифференциала, без которой в триале делать нечего, провели разрешенные доработки подвески и других частей и механизмов. В нашем классе – Д1 – не так много можно поменять в машине. Например, двигатель и коробка стоят такие же, как на любом серийном автомобиле».

Но заниматься обслуживанием триального автомобиля приходится не только между соревнованиями, но иногда и во время них. «Предугадать все нюансы невозможно, поломки могут быть очень неожиданными, – отметил Антон Евшин. – Поэтому приходится импровизировать – после заезда отгонять машину в поле, чинить ее там, искать детали у других спортсменов и пытаться успеть на следующий заезд. А в триале на ремонт дается очень мало времени».

Джип-триал, как и любая дисциплина автоспорта, обходится дорого. При этом, по словам Данила Тептина, все приходится делать на собственном энтузиазме. «Мало кто нас финансирует, – говорит он. – От спорткомитетов или властей денег на участие в соревнованиях ждать не приходится. Поддержка спонсоров – это пять-десять тысяч рублей, которых хватает разве что на стартовый взнос. Так что мы участвуем за свой счет». Поездка на первый этап Кубка России в Ярославль в этом году обошлась трем экипажам из Чайковского примерно в пятьдесят тысяч рублей. Покупка комплектов экипировки для двух экипажей – шлемы и комбинезоны – вылилась в такую же сумму. Еще пятьдесят тысяч экипажу Тептин / Евшин пришлось вложить в восстановление своей «Нивы» после прошлогоднего сезона – переборка и капитальный ремонт двигателя, покупка блокировки дифференциала и расходных материалов. К этой сумме можно прибавить затраты на покупку каркаса и ремней безопасности, гоночных сидений и других частей.

«Сложно подсчитать все расходы на машину, – отмечает Александр Васильев. – Если все сварочные работы и переборку всех узлов и агрегатов делать не своими силами, а в автосервисе, то обслуживание техники выльется в астрономическую сумму. К тому же существуют затраты разовые – тот же каркас и сиденья, и существуют постоянные – расходники, к которым можно отнести даже стекла и зеркала. Хотя для некоторых спортсменов-триалистов и шрус с мостами являются расходниками».




 Во время заездов в джип-триале обычным явлением считаются «уши», то есть переворот автомобиля на крышу. Особая форма гоночных сидений-ковшей и четырехточечные ремни безопасности при этом жестко фиксируют пилота и штурмана на своих местах, а каркас обеспечивает необходимую жесткость кузова автомобиля. Елена Башегурова отмечает, что по ощущениям «уши» похожи на то, что испытываешь на аттракционе «хип-хоп» в парке развлечений.


Пилот и штурман

В джип-триале, как и во многих других дисциплинах автоспорта, в машине во время заезда находится два человека – пилот и штурман. Пилот крутит руль и жмет на педали, а штурман делает все остальное. «Задача штурмана – запомнить, где находятся ворота, как до них доехать, как их взять, как потом выехать обратно, – говорит Антон Евшин. – Штурман перед заездом пешком проходит всю трассу, изучает что, где, как, зачем и почему, а во время заезда направляет пилота. Правда, иногда приходится импровизировать, и в такие моменты главная задача – не дать пилоту растеряться. Плюс к этому, штурман психологически поддерживает пилота, иногда матом». Помимо этого штурман работает со всей технической документацией, ведет хронометраж во время заезда, принудительно включает блокировку дифференциала, помогает в ремонте. «И обеспечивает хорошую развесовку в машине», – добавила Елена.



Информация:

Джип-триал – дисциплина автоспорта, в которой соревнования проводятся на закрытой трассе с искусственными и/или естественными препятствиями, расположенной на сильно пересеченной местности и разделенной на зачетные секции. В отличие, например, от джип-спринтов, где имеется хотя бы какая-то дорога, в джип-триале ее нет совсем. Нет даже какого-то конкретного направления движения. Главное – пройти максимальное количество ворот, как в слаломе, за минимальное время, преодолевая препятствия.


В джип-триале участвующие автомобили разделены на пять зачетных групп. Зачет Д1, в котором выступают все чайковские экипажи, – самый младший, это автомобили практически без каких-либо доработок. Все аксессуары и специальное оборудование, которое может быть установлено на заводе-изготовителе, разрешено, если нет соответствующего ограничения. Старые автомобили могут быть обновлены до состояния моделей, выпущенных позже. Допускается установка каркаса безопасности, гоночных сидений и ремней, блокировка заднего дифференциала и незначительный тюнинг подвески.



Автор: Александр Шилов

Просмотров: 2593


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Авторские статьи
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам