Яркая жизнь в темноте


Рубрика: Преодоление
Четверг,16.12.2010
— Роза Петровна, как родители отреагировали на новость о вашей слепоте?
— Я могу рассказать только то, что мне говорили родители. По словам мамы, врач в больнице, где меня лечили, по ошибке закапала мне в глаза не то лекарство. Один глаз вытек сразу, а чтобы спасти второй, меня повезли в больницу в Пермь. Но там сказали, что уже поздно что-либо делать. Мама чуть в Каму не бросилась. Домой в Лысьву нас привезли с милицией…

— Расскажите, пожалуйста, о своем детстве.

— Когда мне было лет 6‑7, я считала, что все люди вокруг должны быть такими же, как и я. Я не понимала, что все остальные люди зрячие. Росла я очень бойким и резвым ребенком, а когда мне исполнилось 8 лет, к нам домой пришли из гороно и посоветовали родителям отвезти меня в Пермь — в школу-интернат для слепых детей. К 1 сентября папа повез меня туда, но, увидев, что дети там дерутся, вернулся домой вместе со мной. На следующий год люди из гороно уже пригрозили родителям: «Если не отправите дочь в эту школу, то мы увезем ее без вашего разрешения». После этих слов мама собрала меня и снова повезла в интернат.

— Вы долго привыкали к новой обстановке?
— Рассказывают, что поначалу я много плакала и все время просила отвести меня на ручной вокзал — это вместо речного (улыбается). Но потом мне очень понравилось учиться, и я привыкла. В школе мне было хорошо. Время как раз было послевоенное, и практически все голодали. А в интернате нас кормили очень хорошо. Когда меня только привезли, я была очень худой, а уже через некоторое время стала полной. Помню, у нас была повар Васса Антоновна — она пекла потрясающие пирожки! Аромат от них стоял на весь интернат, и отказаться от такого лакомства никто не мог. Даже дети, которые приезжали к нам в гости из Ленинграда, говорили, что у нас в Перми кормят гораздо лучше, чем у них дома.

— Насколько интересной для Вас была школьная жизнь?
— Говорили, что у меня очень хорошая дикция, поэтому на всех мероприятиях я была ведущей. Мне давали заучивать много речей, слов — память у меня была отличная. Помимо этого мне очень нравилось заниматься физкультурой. Нормативы, которые нужно было сдавать, я всегда сдавала наравне с мальчишками (улыбается). Вообще время было очень веселое, у меня там появилось много друзей, я узнала много нового. Окончив восьмилетнее обучение, я вернулась в родную Лысьву и продолжила учиться в вечерней школе для рабочей молодежи.
— Роза Петровна, в вашей жизни был близкий человек?

— Конечно. Я и замужем была, и не один раз. Первый раз я вышла замуж за человека старше себя на 14 лет. Он учился в Ленинграде, а когда началась война, их послали рыть окопы. Осколком от разорвавшейся мины ему повредило глаз, и он частично потерял зрение. Тогда его эвакуировали к нам в Лысьву, где мы с ним и познакомились. Человек он был очень веселый, хорошо играл на баяне. Муж очень хотел детей. У них в семье была традиция — первого рожденного сына называть Сашей. Так у нас и получилось. Когда родился сын, муж мне сказал, что если у нас не сложится жить вместе, то он его оставит у себя.

— Как долго вы были вместе?
— Семь лет. Муж был очень ревнивый. Когда я уезжала на турниры по шахматам, он провожал, потом встречал с цветами, а дома устраивал скандалы за то, что на меня кто-то не так посмотрел. А разве можно меня в этом винить, я же слепая и ничего не вижу… Мне надоело это терпеть, и я предложила ему расстаться. Вместе с сыном он уехал домой в Ленинград, где они и сейчас живут.

— Не сложно было расставаться с ребенком?

— Я понимала, что у незрячих людей дети детства почти не видят. Очень рано приходится помогать родителям, везде их сопровождать. Да и сыну все-таки был нужен отец.

— Роза Петровна, со вторым браком у Вас сложилось удачнее?
— Да. Несмотря на то, что мой второй муж сидел 4 года, человек он был хороший. По хозяйству мы всегда все делали вместе, а по выходным готовили. Я шинкую продукты, а он поджарку делает. А какие вкусные блины он пек!
За мной он очень следил — на улицу не выпускал, пока не проверит, в порядке ли моя одежда и почищена ли обувь. Прожили мы вместе долго, но потом он заболел — рак печени. Ухаживала я за ним сама и, видимо, на нервной почве заработала несколько болезней. Стали сильно болеть ноги, я уже не могла самостоятельно прибраться в квартире. После смерти мужа я решила переехать в Чайковский дом-интернат.

— Роза Петровна, почему именно сюда?
— Когда я была молодой и работала на предприятии для слепых, у нас был директор, который часто говорил о том, что в Чайковском для нас строят интернат. И когда мы состаримся, нам можно будет туда приехать жить. Поэтому я всегда считала, что здесь живут только слепые люди. Друзья и знакомые меня отговаривали, предлагали подумать и даже хотели поехать со мной на недельку, чтобы я все посмотрела и отказалась от своего решения. Но я никого не послушала.

— Не жалеете о своем решении?
— Теперь да, иногда сожалею. Но вернуться мне теперь некуда. Так сложилось, что свою квартиру я подарила сыну своих хороших друзей, а жить у кого-то и быть обузой я не хочу.
Но и в интернате тоже есть то, что меня держит, — сотрудники. Мне кажется, ни в одном из подобных учреждений нет таких работников, как здесь. Вы не представляете, насколько они терпеливые и внимательные ко всем людям. А люди здесь очень разные живут, порой могут и крепкое словцо вставить в разговор. Я, например, такого не понимаю совсем. Все: от санитарочек до медсестер и директора — люди замечательные, добрые и отзывчивые.

— Роза Петровна, как Вы проводите день?
— Утром я встаю, умываюсь, обязательно делаю зарядку, потом завтракаю. Если нужно, то готовлю себе на день поесть. А потом погружаюсь в чтение книг. До четырех я провожу время за книгой. А после включаю телевизор и слушаю новости и кино. Так проходит время до вечера. На ночь я обязательно накручиваю бигуди, принимаю душ и ложусь спать. Вот и весь день. Друзей у меня в интернате почти нет, другие слепые люди в основном сидят в комнатах и ничем не занимаются.
Раньше здесь был организован ансамбль, так я ходила петь. Сколько себя помню, я всегда пела и на разных конкурсах всегда занимала хорошие места. Петь я очень люблю, говорят, что голос мне дан от бога.

— Роза Петровна, Вы очень хорошо выглядите, как у Вас это получается?
— Меня как-то в магазине спросили: «Как вам удалось так сохраниться?» (улыбается) Я ничего специально никогда не делала. Пользуюсь только кремом для лица и для рук, и все. А одежду мне помогают подбирать. Когда я была моложе, мне помогали это делать мои сестры, они же зрячие были. Все вокруг говорили, что я была очень модная. У меня было много красивых брючных костюмов. Многим интересно, как я определяю, идет мне цвет одежды или нет. А это очень просто. Когда-то давно мне сказали, что мне подходят все теплые оттенки и оттенки красного. Для себя я представляю, как они выглядят, и когда мне приносят новое платье, я всегда спрашиваю, какого оно цвета.

— Что Вы больше всего цените в людях?
— Прямоту. Когда человек может все высказать в глаза, а не шепчется за спиной. Очень люблю умных людей. А в женщинах больше всего ценю ухоженность. Я хоть и не вижу, но чувствую, когда женщина за собой следит и всегда хорошо выглядит.

— Роза Петровна, Вы переехали в дом-интернат три с половиной года назад. За это время Вас навещали здесь друзья?
— Конечно. Каждый год ко мне на день рождения приезжали подруги. А когда ехали на 9 Мая, их машина перевернулась. После этого я запретила им ездить ко мне, потому что очень переживаю и не хочу, чтобы с ними что-то случилось. Я сама ездила к ним в гости, так они сразу меня отправили на концерт — выступать (улыбается). Еще гостила целый месяц летом. Мне предлагали остаться на все три месяца, но я уехала обратно. У них у всех свое хозяйство, свои квартиры, а я чувствую себя скованно от того, что не могу ничем помочь. Поэтому я уехала и живу здесь одна. Сама убираюсь у себя в комнате, сама стараюсь со всем справляться, чтобы лишний раз никого не просить о помощи.

— Роза Петровна, есть что-то, чего Вы боитесь?

— Да. Боюсь сильно заболеть и слечь. Ухаживать за лежачим больным большой труд, я испытала на себе это, когда у меня болел муж. Не хочу стать обузой для окружающих.

Два часа с Розой Жуковой пролетели незаметно. Эта женщина поражает своим умом, искренностью и самостоятельностью. В 72 года она сама убирает у себя в комнате, своими руками создает уют, следит за своим внешним видом и старается быть в курсе всех событий. Речь Розы Петровны пересыпана пословицами и поговорками, что выдает в ней начитанную и грамотную женщину. А ее решение уехать из родного города, где много друзей и знакомых, говорит о том, что она смелая и решительная.





Просмотров: 1218


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам