Дорога к семейному счастью
Рубрика:
Мир детства
Четверг,08.07.2010
— Но дети же очень часто обижаются на «несправедливость» родителей, не
купленная по объективным причинам игрушка может стать поводом для
истерики и обиды. Как в этой ситуации ребенок может понять маму и папу и
любить их?
— Любить родителей для ребенка совершенно естественно, но если папа или мама не позволяют ему обижаться или злиться, то непрожитые чувства накапливаются в нем. Ребенок не может просто отпустить их, каждое возникающее чувство ему необходимо проживать от начала и до конца. Подавленная злость, обида или грусть будут мешать ребенку любить, потому что одновременно человек способен испытывать только одно чувство. Позитивное воспитание не только помогает ребенку полностью проживать все возникающие чувства, но и ориентироваться в них. Дети начинают понимать, в какой момент они злятся, в какой обижаются, в какой испытывают страх или печаль и, конечно, любовь. Таким образом, если, например, мама позволит ребенку полностью прожить чувство злости в ответ на некупленную в магазине игрушку, то ему на смену придет чувство любви. Но для того, чтобы ребенок не забывал в конфликтной ситуации о своей естественной любви к родителям, нужно правильно организовывать ситуацию проживания негативной эмоции и поддерживать в ней обиженного или разозленного ребенка.
— Как такое воспитание воспринимает ребенок?
— Методы позитивного воспитания позволяют детям не бояться своих родителей и других воспитателей в том числе. Добравшись до чувства любви к родителям, ребенок вдруг понимает, что он рад сделать то, о чем его попросили мама и папа. Особенно сильно это бросается в глаза рядом с детьми, которые выполняют требования родителей на фоне злости или обиды — они все делают спустя рукава, так как ощущают сильный протест внутри. Позитивно воспитываемый ребенок все делает хорошо, потому что он любит и помнит об этом. В результате такой ребенок живет в здоровых управляемых границах, но не позволяет собой помыкать. Соответственно, он растет более удовлетворенный, счастливый, успешный и гармоничный. Такие дети готовы к реализации любых задач в своей жизни, потому что они понимают себя, свои таланты и свои желания.
— Почему же многие дети не могут разглядеть свои таланты?
— Им просто некогда их видеть, они озабочены тем, чтобы заставить других любить себя. Ни родители, ни дети не называют это угождением, они считают это «правильным поведением». И все, что не входит в рамки этого правильного поведения, представляет для ребенка источник опасности. «А вдруг меня перестанут любить?» — думает он и в погоне за обусловленной «правильными действиями» любовью забывает о собственных желаниях. Но ради любви окружающих он забывает не только о собственных желаниях. Вырастая, такой ребенок начинает делать то, что ему посоветовали, а не то, что по-настоящему хочет он сам. Позитивное воспитание не предполагает оценок, и когда ребенка ни с кем не сравнивают, никак не оценивают, он ощущает, что его могут любить безусловно, что открывает ему в жизни огромную свободу.
— Что происходит, если ребенок живет в атмосфере запрета на проявление чувств?
— Тогда подавленные эмоции начинают разрушать его изнутри и проявляются в виде неврозов, страхов, болезней. Проведено множество исследований, которые доказывают, что в современном мире большинство людей умирает именно из-за подавленных чувств. Соответственно, и у детей причиной всех сложностей являются подавленные чувства. Поэтому автор системы позитивного воспитания говорит, что проблемы детей не в детях, а в их родителях. Они сами создают их, а потом героически преодолевают. Быть героем для своего ребенка, конечно, хорошо, но ведь было бы лучше просто не создавать многих проблем. И это возможно.
— Позитивное воспитание может помочь семье с уже взрослыми детьми?
— Конечно, ведь, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Ребенок способен любить родителей в любом возрасте, просто с годами у него становится больше непроявленных чувств, с которыми надо будет научиться работать. Да и потом у родителей взрослых детей могут появиться внуки, и если вся семья будет едина в системе воспитания, то на этой почве не возникнет противоречий и ссор между поколениями. Кроме того, позитивное воспитание меняет жизнь не только ребенка, но и самого родителя. Обучаясь приемам позитивного воспитания, родитель заново проживает свои детские травмы, ситуации протеста в адрес своей мамы или своего папы и, может быть впервые, понимает их. Позитивное воспитание делает людей более дипломатичными в хорошем смысле этого слова, более эмоциональными, более чувствительными к переживаниям других.
— С какими сложностями сталкиваются родители, начинающие применять методы позитивного воспитания?
— Самая главная сложность — это прийти к таким отношениям с ребенком, которые можно назвать сотрудничеством. Часто дети просто отказываются выполнять просьбы родителей, отвергают их предложения и вообще бунтуют против родительской власти. Когда родитель не имеет силы, чтобы договориться с ребенком, он, от своего бессилия, может применять насилие. Но это создает ему больше проблем в будущем, чем приносит пользы в настоящем. Мамам и папам нужно понять, что они изначально сильнее своего ребенка и для того, чтобы с ним договориться, им не нужно применять насилие. Дети очень быстро откликаются на позитивное воспитание и действительно сотрудничают с родителями, помня при этом о любви к ним. В результате ребенок учится понимать и принимать желания других людей, позволять этим желаниям быть и следовать им, когда это действительно необходимо. В то же время ребенок остается свободным в собственных желаниях, потому что не боится их проявлять и всегда знает, чего хочет он, а не другие. Позитивно воспитываемые дети никогда не угодничают ради положительной оценки социума и без страха могут проявлять в нем себя.
— Что происходит, если один родитель начал общаться с ребенком исходя из принципов позитивного воспитания, а другой пользуется традиционными, привычными для него методами?
— Тогда второй родитель начинает видеть, что у первого отношения с ребенком изменились, что они могут договориться между собой, между тем как для него это по-прежнему проблема. А вообще родителям очень важно быть едиными в воспитании. Когда в семье выработан единый устав, дети не могут использовать противоречия между родителями для собственной выгоды. Обычно супружеская пара образуется на основе общих представлений о жизни, но таких совпадений бывает не больше 70 %. Еще 30 % — это индивидуальность партнера, и именно эти 30 % используют дети в играх за внимание одного из родителей и манипулирование им против другого. Кроме возможности манипулирования, такая ситуация делает ребенка менее уверенным в жизни вообще, он живет между двух огней и не знает, какому богу молиться. Поэтому, чтобы сохранять мир в семье и заложить здоровое и счастливое будущее ребенка, лучше не пожалеть времени для создания единого семейного устава. Тогда никто в семье не будет говорить «пусть будет по‑моему» или с грустью идти на уступку со словами «пусть будет по-твоему», а будет возможен вариант, когда «не по‑моему, не по-твоему, а по-нашему».
— Любить родителей для ребенка совершенно естественно, но если папа или мама не позволяют ему обижаться или злиться, то непрожитые чувства накапливаются в нем. Ребенок не может просто отпустить их, каждое возникающее чувство ему необходимо проживать от начала и до конца. Подавленная злость, обида или грусть будут мешать ребенку любить, потому что одновременно человек способен испытывать только одно чувство. Позитивное воспитание не только помогает ребенку полностью проживать все возникающие чувства, но и ориентироваться в них. Дети начинают понимать, в какой момент они злятся, в какой обижаются, в какой испытывают страх или печаль и, конечно, любовь. Таким образом, если, например, мама позволит ребенку полностью прожить чувство злости в ответ на некупленную в магазине игрушку, то ему на смену придет чувство любви. Но для того, чтобы ребенок не забывал в конфликтной ситуации о своей естественной любви к родителям, нужно правильно организовывать ситуацию проживания негативной эмоции и поддерживать в ней обиженного или разозленного ребенка.
— Как такое воспитание воспринимает ребенок?
— Методы позитивного воспитания позволяют детям не бояться своих родителей и других воспитателей в том числе. Добравшись до чувства любви к родителям, ребенок вдруг понимает, что он рад сделать то, о чем его попросили мама и папа. Особенно сильно это бросается в глаза рядом с детьми, которые выполняют требования родителей на фоне злости или обиды — они все делают спустя рукава, так как ощущают сильный протест внутри. Позитивно воспитываемый ребенок все делает хорошо, потому что он любит и помнит об этом. В результате такой ребенок живет в здоровых управляемых границах, но не позволяет собой помыкать. Соответственно, он растет более удовлетворенный, счастливый, успешный и гармоничный. Такие дети готовы к реализации любых задач в своей жизни, потому что они понимают себя, свои таланты и свои желания.
— Почему же многие дети не могут разглядеть свои таланты?
— Им просто некогда их видеть, они озабочены тем, чтобы заставить других любить себя. Ни родители, ни дети не называют это угождением, они считают это «правильным поведением». И все, что не входит в рамки этого правильного поведения, представляет для ребенка источник опасности. «А вдруг меня перестанут любить?» — думает он и в погоне за обусловленной «правильными действиями» любовью забывает о собственных желаниях. Но ради любви окружающих он забывает не только о собственных желаниях. Вырастая, такой ребенок начинает делать то, что ему посоветовали, а не то, что по-настоящему хочет он сам. Позитивное воспитание не предполагает оценок, и когда ребенка ни с кем не сравнивают, никак не оценивают, он ощущает, что его могут любить безусловно, что открывает ему в жизни огромную свободу.
— Что происходит, если ребенок живет в атмосфере запрета на проявление чувств?
— Тогда подавленные эмоции начинают разрушать его изнутри и проявляются в виде неврозов, страхов, болезней. Проведено множество исследований, которые доказывают, что в современном мире большинство людей умирает именно из-за подавленных чувств. Соответственно, и у детей причиной всех сложностей являются подавленные чувства. Поэтому автор системы позитивного воспитания говорит, что проблемы детей не в детях, а в их родителях. Они сами создают их, а потом героически преодолевают. Быть героем для своего ребенка, конечно, хорошо, но ведь было бы лучше просто не создавать многих проблем. И это возможно.
— Позитивное воспитание может помочь семье с уже взрослыми детьми?
— Конечно, ведь, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Ребенок способен любить родителей в любом возрасте, просто с годами у него становится больше непроявленных чувств, с которыми надо будет научиться работать. Да и потом у родителей взрослых детей могут появиться внуки, и если вся семья будет едина в системе воспитания, то на этой почве не возникнет противоречий и ссор между поколениями. Кроме того, позитивное воспитание меняет жизнь не только ребенка, но и самого родителя. Обучаясь приемам позитивного воспитания, родитель заново проживает свои детские травмы, ситуации протеста в адрес своей мамы или своего папы и, может быть впервые, понимает их. Позитивное воспитание делает людей более дипломатичными в хорошем смысле этого слова, более эмоциональными, более чувствительными к переживаниям других.
— С какими сложностями сталкиваются родители, начинающие применять методы позитивного воспитания?
— Самая главная сложность — это прийти к таким отношениям с ребенком, которые можно назвать сотрудничеством. Часто дети просто отказываются выполнять просьбы родителей, отвергают их предложения и вообще бунтуют против родительской власти. Когда родитель не имеет силы, чтобы договориться с ребенком, он, от своего бессилия, может применять насилие. Но это создает ему больше проблем в будущем, чем приносит пользы в настоящем. Мамам и папам нужно понять, что они изначально сильнее своего ребенка и для того, чтобы с ним договориться, им не нужно применять насилие. Дети очень быстро откликаются на позитивное воспитание и действительно сотрудничают с родителями, помня при этом о любви к ним. В результате ребенок учится понимать и принимать желания других людей, позволять этим желаниям быть и следовать им, когда это действительно необходимо. В то же время ребенок остается свободным в собственных желаниях, потому что не боится их проявлять и всегда знает, чего хочет он, а не другие. Позитивно воспитываемые дети никогда не угодничают ради положительной оценки социума и без страха могут проявлять в нем себя.
— Что происходит, если один родитель начал общаться с ребенком исходя из принципов позитивного воспитания, а другой пользуется традиционными, привычными для него методами?
— Тогда второй родитель начинает видеть, что у первого отношения с ребенком изменились, что они могут договориться между собой, между тем как для него это по-прежнему проблема. А вообще родителям очень важно быть едиными в воспитании. Когда в семье выработан единый устав, дети не могут использовать противоречия между родителями для собственной выгоды. Обычно супружеская пара образуется на основе общих представлений о жизни, но таких совпадений бывает не больше 70 %. Еще 30 % — это индивидуальность партнера, и именно эти 30 % используют дети в играх за внимание одного из родителей и манипулирование им против другого. Кроме возможности манипулирования, такая ситуация делает ребенка менее уверенным в жизни вообще, он живет между двух огней и не знает, какому богу молиться. Поэтому, чтобы сохранять мир в семье и заложить здоровое и счастливое будущее ребенка, лучше не пожалеть времени для создания единого семейного устава. Тогда никто в семье не будет говорить «пусть будет по‑моему» или с грустью идти на уступку со словами «пусть будет по-твоему», а будет возможен вариант, когда «не по‑моему, не по-твоему, а по-нашему».
Просмотров: 1428
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: