Ребенок и компьютер: найти золотую середину
Рубрика:
Мир детства
Четверг,09.02.2012
«Как врач я не могу обойти стороной влияние компьютера на неокрепший организм ребенка, — начала разговор Светлана Палкина, психотерапевт. — Оно в разы больше, чем влияние на организм взрослого человека. Это и электромагнитная нагрузка, и нагрузка на мозг (яркие вспышки на экране активизируют процессы возбуждения), также страдают органы зрения и осанка. Об этом следует помнить. И если убрать компьютеры из нашей жизни уже невозможно, то дозировать общение ребенка с ним — вполне по силам родителям. 10‑15 минут у экрана не принесут большого вреда. Однако мало кто, к сожалению, выполняет эту рекомендацию. Как правило, взрослые, желая иметь свое собственное свободное время, усаживают ребенка за компьютером или перед экраном телевизора, не отслеживая, сколько времени он провел с этими техническими средствами».
Будет ли ребенок играть в компьютерные игры или проводить много времени в виртуальном пространстве, по мнению специалистов, во многом зависит от родителей. «Вся наша жизнь — это привычка, — говорит Светлана Филаретовна. — И мы, взрослые, своей жизнью, своим личным примером формируем привычки ребенка. Поэтому если родители сами много времени проводят за компьютером, играют во всевозможные «бродилки» и «стрелялки», то и дети будут делать это. Компьютер и Интернет — они ведь как деньги: кто-то потратит их на покупку оружия, а кто-то отдаст на благотворительность. Это всего лишь инструмент для достижения какого-то результата. Вопрос лишь в том, в какие руки он попадет и как его будут использовать. В нашем случае — как родители научат использовать компьютер: как источник информации, который поможет качественно улучшить жизнь, или как игрушку, которая заменит реальность. Усаживая ребенка за компьютер, родитель должен задать себе вопрос: «А что это в будущем даст моему ребенку?» Ведь чаще всего игры развивают не мышление и какие-то другие способности, а скорость реакции. Навыки общения тоже не сформируются в Интернете, их можно получить лишь в реальной жизни, общаясь, например, со сверстниками во дворе или в школе».
О том, что в пристрастии ребенка к компьютеру большую роль играет родитель, говорит и психолог Ольга Вотинова. «Важно, чтобы дети проводили как можно больше времени с родителями, — говорит Ольга Анатольевна. — Например, взять тот же компьютер: не усаживать ребенка одного за игру, а играть вместе с ним. Потом вместе с ним сделать перерыв на чай, покататься на лыжах, заняться совместным творчеством. Если родители все делают вместе с ребенком, тогда ребенок понимает, что компьютер — это всего лишь часть жизни, но не вся жизнь. Взрослые должны дать детям возможность испытать радость и удовольствие от занятий спортом, творчеством, от совместного труда, командной работы, встреч с друзьями и общения с родственниками. Тогда у них не возникнет зависимости от компьютера. Усаживая своих детей за компьютер с рождения, мы обедняем их жизнь».
Действовать на причину, а не бороться со следствием
• Проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве. Поделитесь с ребенком секретами этих игр и поиграйте вместе с ним — получите огромное удовольствие.
• Чаще давайте ребенку в руки кисти, мозаику, пластилин или глину. Занимайтесь с ребенком совместным творчеством.
• Вспомните, что где-то рядом с вами есть парки, музеи, выставки. Заведите традицию куда-нибудь вместе ходить, хотя бы раз в неделю. Совместные прогулки вас очень сблизят.
• Избегайте награждать ребенка игрой на компьютере. Это может придать особый престиж такому времяпровождению. А ваша задача скорее состоит в том, чтобы ценность общения с компьютером перестала быть столь значимой. Если допуск к машине становится поощрением за успехи, лишение его — наказанием за провинности, это может только усугубить ситуацию.
• Сформируйте свои семейные ритуалы («День рождения семьи», «Веселая уборка», «Мой день удачи» и др.).
• Если ваш ребенок «заболел» компьютером, сначала попробуйте достучаться до ребенка сами, постарайтесь его понять…
Немного правил:
1. Правило «3‑6-9‑12». Его суть предельно проста: до 3 лет никакого компьютера; до 6 лет никаких приставок; до 9 лет никакого Интернета; до 12 лет пользоваться Интернетом вместе со взрослым.
2. Договориться о расписании. До семи лет видеоигры необходимо дозировать: не чаще четырех раз в день по 15 минут. Но будьте внимательны: некоторые из них могут длиться гораздо дольше. Поэтому иногда можно разрешить сыну или дочери играть два-три раза в неделю, но дольше, чем обычно, — по полчаса в день.
3. Обсуждать каждый сеанс. Представьте, что ваш ребенок вернулся с детского праздника. Конечно же, вам захочется узнать, что там происходило, с кем он играл. Так же и с компьютером — расспрашивайте его о том, что он делал, каких персонажей узнал и какие чувства новая игра у него вызвала. «Только общаясь со взрослыми, рассказывая им о своих чувствах и переживаниях, — говорит детский нейропсихолог Николай Воронин, — ребенок учится понимать себя и осознавать мир — реальный и виртуальный».
Почему возникает компьютерная зависимость?
Не стоит путать причину со следствием и считать, что проблема возникла из-за компьютера. Компьютерная зависимость может возникнуть в том случае, если у ребенка есть предрасположенность к зависимостям как таковым. Очень может быть, что не будь у вас в доме компьютера, ребенок пристрастится к курению или алкоголю. Вот главные причины, которые делают подростка предрасположенным к зависимости:
• низкая самооценка;
• дефицит общения;
• желание отвлечься от неблагополучной ситуации и побыть в собственном мире;
• подростковая депрессия.
Точки зрения
Будет ли ребенок играть в компьютерные игры или проводить много времени в виртуальном пространстве, по мнению специалистов, во многом зависит от родителей. «Вся наша жизнь — это привычка, — говорит Светлана Филаретовна. — И мы, взрослые, своей жизнью, своим личным примером формируем привычки ребенка. Поэтому если родители сами много времени проводят за компьютером, играют во всевозможные «бродилки» и «стрелялки», то и дети будут делать это. Компьютер и Интернет — они ведь как деньги: кто-то потратит их на покупку оружия, а кто-то отдаст на благотворительность. Это всего лишь инструмент для достижения какого-то результата. Вопрос лишь в том, в какие руки он попадет и как его будут использовать. В нашем случае — как родители научат использовать компьютер: как источник информации, который поможет качественно улучшить жизнь, или как игрушку, которая заменит реальность. Усаживая ребенка за компьютер, родитель должен задать себе вопрос: «А что это в будущем даст моему ребенку?» Ведь чаще всего игры развивают не мышление и какие-то другие способности, а скорость реакции. Навыки общения тоже не сформируются в Интернете, их можно получить лишь в реальной жизни, общаясь, например, со сверстниками во дворе или в школе».
О том, что в пристрастии ребенка к компьютеру большую роль играет родитель, говорит и психолог Ольга Вотинова. «Важно, чтобы дети проводили как можно больше времени с родителями, — говорит Ольга Анатольевна. — Например, взять тот же компьютер: не усаживать ребенка одного за игру, а играть вместе с ним. Потом вместе с ним сделать перерыв на чай, покататься на лыжах, заняться совместным творчеством. Если родители все делают вместе с ребенком, тогда ребенок понимает, что компьютер — это всего лишь часть жизни, но не вся жизнь. Взрослые должны дать детям возможность испытать радость и удовольствие от занятий спортом, творчеством, от совместного труда, командной работы, встреч с друзьями и общения с родственниками. Тогда у них не возникнет зависимости от компьютера. Усаживая своих детей за компьютер с рождения, мы обедняем их жизнь».
Действовать на причину, а не бороться со следствием
• Проводите с ребенком больше времени. Вспомните игры, которые вас самих занимали в детстве. Поделитесь с ребенком секретами этих игр и поиграйте вместе с ним — получите огромное удовольствие.
• Чаще давайте ребенку в руки кисти, мозаику, пластилин или глину. Занимайтесь с ребенком совместным творчеством.
• Вспомните, что где-то рядом с вами есть парки, музеи, выставки. Заведите традицию куда-нибудь вместе ходить, хотя бы раз в неделю. Совместные прогулки вас очень сблизят.
• Избегайте награждать ребенка игрой на компьютере. Это может придать особый престиж такому времяпровождению. А ваша задача скорее состоит в том, чтобы ценность общения с компьютером перестала быть столь значимой. Если допуск к машине становится поощрением за успехи, лишение его — наказанием за провинности, это может только усугубить ситуацию.
• Сформируйте свои семейные ритуалы («День рождения семьи», «Веселая уборка», «Мой день удачи» и др.).
• Если ваш ребенок «заболел» компьютером, сначала попробуйте достучаться до ребенка сами, постарайтесь его понять…
Немного правил:
1. Правило «3‑6-9‑12». Его суть предельно проста: до 3 лет никакого компьютера; до 6 лет никаких приставок; до 9 лет никакого Интернета; до 12 лет пользоваться Интернетом вместе со взрослым.
2. Договориться о расписании. До семи лет видеоигры необходимо дозировать: не чаще четырех раз в день по 15 минут. Но будьте внимательны: некоторые из них могут длиться гораздо дольше. Поэтому иногда можно разрешить сыну или дочери играть два-три раза в неделю, но дольше, чем обычно, — по полчаса в день.
3. Обсуждать каждый сеанс. Представьте, что ваш ребенок вернулся с детского праздника. Конечно же, вам захочется узнать, что там происходило, с кем он играл. Так же и с компьютером — расспрашивайте его о том, что он делал, каких персонажей узнал и какие чувства новая игра у него вызвала. «Только общаясь со взрослыми, рассказывая им о своих чувствах и переживаниях, — говорит детский нейропсихолог Николай Воронин, — ребенок учится понимать себя и осознавать мир — реальный и виртуальный».
Почему возникает компьютерная зависимость?
Не стоит путать причину со следствием и считать, что проблема возникла из-за компьютера. Компьютерная зависимость может возникнуть в том случае, если у ребенка есть предрасположенность к зависимостям как таковым. Очень может быть, что не будь у вас в доме компьютера, ребенок пристрастится к курению или алкоголю. Вот главные причины, которые делают подростка предрасположенным к зависимости:
• низкая самооценка;
• дефицит общения;
• желание отвлечься от неблагополучной ситуации и побыть в собственном мире;
• подростковая депрессия.
Точки зрения
1. «Ни в 22 месяца, ни в 42 ребенка не следует допускать к компьютеру — это можно делать лишь в гораздо более старшем возрасте. В идеале ребенку должно исполниться не менее 9 лет — иначе общение с компьютером лишь ухудшит его способности», — пишет профессор Сигман в главе, посвященной детям и компьютерам, из объемной книги, которой он дал красноречивый заголовок «Дистанционно управляемые: как телевидение разрушает наши жизни».
2. «Компьютерные технологии рассчитаны на взрослый мозг, — объясняет психиатр и психоаналитик Серж Тиссерон. — У ребенка мозг только формируется, он еще не в силах одновременно познавать мир реальный и виртуальный». До трех лет ребенку необходимо трогать, нюхать, ощупывать, то есть активно стимулировать все пять органов чувств. До шести лет — осваивать разнообразные действия и манипуляции с предметами: раскрашивать, вырезать, лепить, шнуровать, собирать мозаику… Мелкая моторика активизирует связи между различными зонами мозга. После шести лет худшие враги для ребенка — скука и ничегонеделание. Поэтому необходимо удостовериться в том, что он умеет играть и занимать себя и при выключенном экране.
Семь основных правил при работе малыша за компьютером
(их также необходимо соблюдать и взрослым):
• При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.
• Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50‑70 см).
• Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15‑25 минут работы перед монитором.
• Соблюдать правильную рабочую позу.
• Не работать на компьютере в темноте.
• Следить за содержательной стороной игр и программ.
• После занятий умыться прохладной водой.
2. «Компьютерные технологии рассчитаны на взрослый мозг, — объясняет психиатр и психоаналитик Серж Тиссерон. — У ребенка мозг только формируется, он еще не в силах одновременно познавать мир реальный и виртуальный». До трех лет ребенку необходимо трогать, нюхать, ощупывать, то есть активно стимулировать все пять органов чувств. До шести лет — осваивать разнообразные действия и манипуляции с предметами: раскрашивать, вырезать, лепить, шнуровать, собирать мозаику… Мелкая моторика активизирует связи между различными зонами мозга. После шести лет худшие враги для ребенка — скука и ничегонеделание. Поэтому необходимо удостовериться в том, что он умеет играть и занимать себя и при выключенном экране.
Семь основных правил при работе малыша за компьютером
(их также необходимо соблюдать и взрослым):
• При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.
• Соблюдать расстояние от глаз до экрана (50‑70 см).
• Делать перерывы в работе и гимнастику для глаз через каждые 15‑25 минут работы перед монитором.
• Соблюдать правильную рабочую позу.
• Не работать на компьютере в темноте.
• Следить за содержательной стороной игр и программ.
• После занятий умыться прохладной водой.
Просмотров: 2125
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: