Реформа образования: ждем перемен


Рубрика: Актуально
Четверг,13.09.2012
Современная система образования весьма отличается от той, что существовала несколько лет назад. И, конечно, нужно шагать в ногу со временем. Руководствуясь этим, российские государственные деятели решили приняться за приведение к современным стандартам законодательства об образовании, действовавшего последние двадцать лет. На смену законам «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно, призван прийти законопроект «Об образовании в Российской Федерации», подготовленный Министерством образования и науки РФ. Работа над проектом началась еще в 2009 году, а в мае 2010 года он был впервые опубликован на сайте Минобрнауки. Также законопроект был выставлен на сайте общественного обсуждения законопроектов. В связи с тем, что имелась масса недоработок, неоднозначных и не урегулированных законодательно нюансов, проект вызвал волну народного недовольства. И общественные деятели, и простые граждане оставляли на сайтах свои отзывы, комментарии и предложения. Большое количество предложений поступило также по результатам слушаний в Госдуме, Совете Федерации и Общественной палате РФ. Министр образования и науки Дмитрий Ливанов, представляя правительственный законопроект депутатам, сообщил, что документ, объемом в четыреста семнадцать страниц, уже прошел «беспрецедентно широкое обсуждение, в общей сложности рассмотрено около двадцати тысяч поправок, лучшие из них учтены».
На заседании комитета Госдумы по образованию было принято решение провести первое чтение законопроекта в одно из пленарных заседаний в октябре этого года. Если документ получит одобрение обеих палат парламента, в России впервые может появиться единый закон об образовании, регулирующий организацию педагогического процесса на всех его уровнях, начиная с дошкольного и заканчивая дополнительным послевузовским.
Новеллы законодательства
Целью законопроекта является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации. По сравнению с ранее действовавшим законодательством, вводится множество новелл. Изменится система уровней образования: если раньше их было семь, то теперь законодатели определили восемь образовательных цензов. Согласно новому законопроекту, общее образование будет включать в себя следующие уровни образования: дошкольное (которое раньше не было законодательно предусмотрено), начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Что касается дошкольного образования, то ныне действующая образовательная программа де-факто включает в себя и присмотр и уход за детьми. В предлагаемом же законопроекте разделяется непосредственно дошкольное образование и сопровождающие его присмотр и уход за детьми, включая организацию их питания и режима дня. Уточняется классификация учебных программ — вместо ныне действующих общеобразовательных и профессиональных предлагается ввести основные и дополнительные образовательные программы.
В предлагаемом законопроекте предусматривается возможность реализации основных образовательных программ общего образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными программами в целях получения обучающимися начальных знаний и навыков о профессии и подготовки их к продолжению образования по соответствующему направлению подготовки. Таким образом, основы будущей профессии могут быть заложены еще в самом начале образовательного процесса.
Ожидается модернизация системы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий предлагается осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях и вводится образовательная программа среднего профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих.
Что же касается профессионального обучения, то оно будет делиться на виды программ подготовки, чего нет сейчас.
Изменения коснутся и среднего профессионального образования. Если, согласно ныне действующему законодательству, оно предоставлялось на конкурсной основе, то теперь закрепляется его общедоступность, то есть без вступительных испытаний (за исключением специальностей, требующих наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств).
В соответствии с рассматриваемым законопроектом, в системе уровней высшего образования к уже имеющимся бакалавриату и подготовке специалистов и магистратуре добавятся подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка. Изменится система льгот и преимуществ при приеме в образовательные организации высшего профессионального образования.
Коснется новый законопроект и форм обучения: исключаются специальные формы обучения по дополнительным профессиональным программам, особой формой обучения призвана стать стажировка.
Нововведения затронут организации, осуществляющие образовательную деятельность. Так, будет расширен круг лиц, имеющих право осуществлять указанный вид деятельности, планируется усовершенствовать типы и виды государственных организаций.
Вводится понятие «обучающийся», которого в ныне действующем законодательстве нет. Также устанавливаются размеры государственных академических стипендий, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета, а для студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, стипендия будет выплачиваться вне зависимости от успехов в учебе. Также в новом законопроекте предусматривается размер государственной социальной стипендии, что в настоящее время законодательно не урегулировано.
Не забыли законотворцы и о педагогических работниках. Помимо сохранения всех прав и мер социальной поддержки, для них вводятся гарантии оплаты труда.
В наше время все больше людей имеют возможность и предпочитают обучаться дистанционно. Законопроект «Об образовании в РФ» совершенствует регулирование дистанционных образовательных технологий и вводит электронное обучение.
Кроме всего прочего, законодательно закрепляются права граждан на получение образования за счет бюджетных средств в образовательных организациях.
Платить или не платить?
И вот, наконец, самый волнующий вопрос — станет ли с 2013 года среднее образование в России платным? Интернет пестрит пугающими заголовками. Список бесплатных предметов крайне огорчает своей скудостью — русский язык (2 часа в неделю), иностранный язык (2 часа в неделю), математика (2 часа в неделю), физическая культура (2 часа в неделю) и история (1 час в неделю). А вот за все остальные предметы, которые ребенок решит посещать — физику, химию, биологию, информатику, рисование и другие, родителям придется раскошелиться. При этом твердой суммы оплаты дополнительных предметов на сегодняшний день не существует, и исходя из чего она будет рассчитываться, а также кто будет контролировать рост цен в этой области, пока неизвестно. Только первые три класса с тем же набором предметов, что и раньше, останутся бесплатными. Перспективы совсем не радостные, а для большей части россиян, и без того с трудом сводящих концы с концами, и вовсе безнадежные.
Однако человек внимательный наверняка заметит одну интересную особенность — почти все ссылки про платное образование имеют практически идентичный текст и указание «прямых виновников» грядущих перемен — весьма извест-
ную в РФ партию. При этом стоит отметить, что ни в одном материале не приводится названия закона, которым, собственно, и вводится платное среднее образование. Единственная зацепка — это Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», призванный сформировать основу законодательной базы для развития новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг.
Согласно данному закону, большая часть учреждений социальной сферы — больницы, школы и детсады — перейдут с бюджетного финансирования на самоокупаемость. То есть государство будет оплачивать не всю их деятельность, а только определенный объем услуг по госзаданию. Так как таким учреждениям будет предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться самостоятельно, то на все расходы, не оплачиваемые государством, придется зарабатывать своими силами. Для образовательных учреждений преимущественно предполагается перевод в автономные бюджетные учреждения. Формально этот закон всего лишь реорганизует финансирование и несколько меняет правовой статус бюджетных учреждений, однако многие «бюджетники» опасаются, что его последствием вполне может стать фактическая отмена бесплатного среднего образования.
Но не стоит забывать и о действующем законодательстве, в соответствии с которым государство гарантирует полное финансирование образовательных учреждений и бесплатное образование в рамках государственного стандарта. Государственные и муниципальные школы, как и раньше, должны будут получать бюджетное финансирование на реализацию государственного стандарта в полном объеме. Для образовательных учреждений государственное (муниципальное) задание формируется с учетом количества учеников, которые в нем учатся, и образовательной программы общеобразовательного учреждения. При этом субъектом Российской Федерации на основании рекомендованных Минобрнауки России модельных методик устанавливаются нормативы финансирования на одного учащегося.
Таким образом, реформа государственных учреждений не означает отказ от бесплатного и доступного среднего образования. Конституция России гарантирует всем гражданам страны бесплатное и доступное школьное образование.

При подготовке материала использована
информация сети Интернет





Просмотров: 1432


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Авторские статьи
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам