Уставшие от неуставных...
Рубрика:
В Фокусе
Четверг,03.05.2012
«Проблема неуставных взаимоотношений военнослужащих в России существует уже много лет. Oна приобрела настолько
острый характер, что, пожалуй, не осталось ни одного призывника, ни одной матери призывающегося на военную службу молодого человека, которые не боялись бы предстоящей военной службы из-за связанной с ней реальной возможности подвергнуться неуставным посягательствам. Неуставные отношения присутствуют в воинских частях по всей территории России. В самом общем виде они сводятся к неформальной иерархии военнослужащих в зависимости от срока службы, с соответствующим набором прав и обязанностей для каждой категории. Как и в большинстве армий мира, новобранцы первое время не имеют практически никаких прав, которые они еще должны «заслужить». Жизнь «молодого бойца» сводится к услужению тем, кто прослужил уже достаточно долго. Старослужащие, или «деды», имеют над «духами» практически неограниченную власть. Оставаясь вне рамок уставов и других официальных нормативных документов, они могут приказать молодым исполнить любую прихоть, вне зависимости от степени унизительности или абсурдности приказа, а за неподчинение – подвергнуть любому наказанию, вплоть до крайней степени насилия.
Устойчивости неуставных отношений способствует и позиция многих командиров и начальников, которые практически устранились от борьбы с негативными проявлениями. Подавляющее большинство офицеров либо предпочитает не замечать «дедовщину», либо мирится с неуставными отношениями или даже поощряют их как эффективное средство поддержания дисциплины. Результаты исследований свидетельствуют о том, что командиры, как правило, не доводят до своих подчиненных понимание недопустимости неуставных отношений, низводят предусмотренные уставами механизмы предупреждения до пустой формальности или вообще игнорируют их, а также не принимают мер в отношении явных проявлений «дедовщины».
В настоящее время в педагогике усиливается внимание к проблемам диагностики, выявления и учета индивидуальности, личностных, групповых особенностей обучающихся, чтобы повысить эффективность образовательного процесса, обеспечить его гуманистическую направленность и формирование компетентности. Об этом свидетельствуют научные публикации, практика высших учебных заведений.
Как показывает опыт других государств, дедовщина на самом деле может быть изжита. Для этого достаточно сделать совсем немного: иметь волю государства, воспринимая дедовщину как фактор серьезных социальных последствий. Повысить открытость сообщества, дать возможность общаться с «внешним миром» и проводить максимально возможную часть свободного времени вне сообщества. В армии, например, при устранении казарменности (дать солдату возможность ночевать и проводить выходные вне части) число случаев дедовщины значительно снижается. В этом отношении имеется положительный опыт в армии Израиля. Кроме того, систему оценки деятельности командиров частей необходимо изменить таким образом, чтобы взыскание за сокрытие фактов дедовщины в подразделении было существенно более серьезным, чем за сами эти факты.
Практически полное прекращение дедовщины наступает после перехода к добровольному принципу комплектования. Для России этот путь считается неприемлемым, по крайней мере, в полном объеме, по экономическим соображениям.
Дедовщина безразлична основной массе населения, за исключением призывников и их семей, а среди последних социально активных людей, минимум, большинство либо ищет возможность избежать службы в армии, либо считает, что все равно ничего сделать нельзя, поэтому нужно просто пойти в армию и постараться перетерпеть.
Проблема неуставных взаимоотношений, их педагогическая диагностика в военных кругах стали не только темами дипломных работ выпускников военных училищ, но и серьезными исследованиями ученых-практиков, таких как В.Н. Герасимов, В.Е. Эминов, И.М. Мацкевич, В.В. Лунеев.
Будущим призывникам хотелось бы пожелать воспринимать службу в армии не как наказание судьбы, а как жизненную необходимость формирования мужского характера. Для этого необходимо быть подготовленным физически и психологически. Останется ли дедовщина в армии традицией, сегодня зависит и от вас».
острый характер, что, пожалуй, не осталось ни одного призывника, ни одной матери призывающегося на военную службу молодого человека, которые не боялись бы предстоящей военной службы из-за связанной с ней реальной возможности подвергнуться неуставным посягательствам. Неуставные отношения присутствуют в воинских частях по всей территории России. В самом общем виде они сводятся к неформальной иерархии военнослужащих в зависимости от срока службы, с соответствующим набором прав и обязанностей для каждой категории. Как и в большинстве армий мира, новобранцы первое время не имеют практически никаких прав, которые они еще должны «заслужить». Жизнь «молодого бойца» сводится к услужению тем, кто прослужил уже достаточно долго. Старослужащие, или «деды», имеют над «духами» практически неограниченную власть. Оставаясь вне рамок уставов и других официальных нормативных документов, они могут приказать молодым исполнить любую прихоть, вне зависимости от степени унизительности или абсурдности приказа, а за неподчинение – подвергнуть любому наказанию, вплоть до крайней степени насилия.
Устойчивости неуставных отношений способствует и позиция многих командиров и начальников, которые практически устранились от борьбы с негативными проявлениями. Подавляющее большинство офицеров либо предпочитает не замечать «дедовщину», либо мирится с неуставными отношениями или даже поощряют их как эффективное средство поддержания дисциплины. Результаты исследований свидетельствуют о том, что командиры, как правило, не доводят до своих подчиненных понимание недопустимости неуставных отношений, низводят предусмотренные уставами механизмы предупреждения до пустой формальности или вообще игнорируют их, а также не принимают мер в отношении явных проявлений «дедовщины».
В настоящее время в педагогике усиливается внимание к проблемам диагностики, выявления и учета индивидуальности, личностных, групповых особенностей обучающихся, чтобы повысить эффективность образовательного процесса, обеспечить его гуманистическую направленность и формирование компетентности. Об этом свидетельствуют научные публикации, практика высших учебных заведений.
Как показывает опыт других государств, дедовщина на самом деле может быть изжита. Для этого достаточно сделать совсем немного: иметь волю государства, воспринимая дедовщину как фактор серьезных социальных последствий. Повысить открытость сообщества, дать возможность общаться с «внешним миром» и проводить максимально возможную часть свободного времени вне сообщества. В армии, например, при устранении казарменности (дать солдату возможность ночевать и проводить выходные вне части) число случаев дедовщины значительно снижается. В этом отношении имеется положительный опыт в армии Израиля. Кроме того, систему оценки деятельности командиров частей необходимо изменить таким образом, чтобы взыскание за сокрытие фактов дедовщины в подразделении было существенно более серьезным, чем за сами эти факты.
Практически полное прекращение дедовщины наступает после перехода к добровольному принципу комплектования. Для России этот путь считается неприемлемым, по крайней мере, в полном объеме, по экономическим соображениям.
Дедовщина безразлична основной массе населения, за исключением призывников и их семей, а среди последних социально активных людей, минимум, большинство либо ищет возможность избежать службы в армии, либо считает, что все равно ничего сделать нельзя, поэтому нужно просто пойти в армию и постараться перетерпеть.
Проблема неуставных взаимоотношений, их педагогическая диагностика в военных кругах стали не только темами дипломных работ выпускников военных училищ, но и серьезными исследованиями ученых-практиков, таких как В.Н. Герасимов, В.Е. Эминов, И.М. Мацкевич, В.В. Лунеев.
Будущим призывникам хотелось бы пожелать воспринимать службу в армии не как наказание судьбы, а как жизненную необходимость формирования мужского характера. Для этого необходимо быть подготовленным физически и психологически. Останется ли дедовщина в армии традицией, сегодня зависит и от вас».
Просмотров: 1326
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: