Музей Боевой славы: реанимация продолжается


Рубрика: В Фокусе
Четверг,23.05.2013
Музей Боевой славы:  реанимация продолжается
7 мая 2013 года музею Боевой славы 359-й Ярцевской Краснознаменной ордена Ленина стрелковой дивизии исполнился 41 год. Все это время музей работал в стенах третьей школы — теперь уже бывшей. Сейчас на ее месте располагается филиал СОШ № 10 (школа для старшеклассников). Проводя реорганизацию этих двух учебных заведений, чиновники от образования и районные власти заверяли, что музей сохранится и, более того, его деятельность будет расширена. Так ли это сейчас? Мы попытались найти ответ на этот почти провокационный вопрос.
Мы его теряем!
На время реконструкции здания третьей школы (2009‑2010 гг.) практически все экспонаты музея были упакованы в коробки и перевезены на хранение в школьные мастерские. Но даже при таком положении дел члены штаба «Подвиг» вместе с руководителем музея Татьяной Фоминых проводили тематические классные часы для учеников СОШ № 3, посвященные истории одного предмета, вели традиционную переписку с ветеранами 359-й стрелковой дивизии и их близкими людьми.
А вообще в течение сорока лет работа музея строилась по семи основным направлениям:
 исследовательская деятельность (написание рефератов, докладов, лекций с использованием научно-вспомогательного фонда и экспонатов музея);
 поисково-собирательная деятельность, в том числе связь с ветеранами ВОВ и их родственниками;
 массово-пропагандистская, просветительская деятельность, организация экскурсий;
 туристско-краеведческая деятельность;
 экспозиционно-выставочная работа:
 организация экспедиций по местам боев дивизии.
 образовательная деятельность: изучение истории ВОВ.
После того, как школа для старшеклассников впервые распахнула свои двери в сентябре 2010 года, началось восстановление музея. Занимался этим на безвозмездной основе учитель истории школы для старше-классников Виктор Пьянков. «Когда происходила передача имущества третьей школы, мы с учениками во время урока случайно увидели в окно, как музейную мебель, коробки с экспонатами грузят в машины и собираются вывозить за пределы школьной территории, — рассказывает Виктор Юрьевич. — Мы с ребятами тут же выбежали на улицу и забрали все это у рабочих. После чего я начал заниматься восстановлением музея. Было жалко, что он «болтается» никому не нужный. А я все-таки сам учился в третьей школе, и мне было неудобно перед Зинаидой Алексеевной Грызуновой (которая почти тридцать лет отдала работе в музее Боевой славы, — прим. ред.) за то, что ее детище погибает».
К концу 2010‑2011 учебного года благодаря усилиям Виктора Пьянкова и ребят, которые помогали ему, часть экспозиции была восстановлена. Однако речи о том, чтобы музей заработал в полную силу, пока не шло — слишком много появилось новых проблем. И главные из них — у музея не было руководителя, не было штаба «Подвиг», основа которого всегда состояла из учеников среднего звена.
Пульс прослушивается
Человека, который бы взял на себя обязанности руководителя музея, искали еще более года. Но все-таки в сентябре 2012 г. эту должность (правда, на полставки) заняла Анна Шивырталова — историк по образованию, сотрудник Чайковской художественной галереи.
Анна Викторовна продолжила восстанавливать экспозицию музея, и на сегодняшний день на стендах и витринах представлен достаточно богатый информативный материал. Неоценимую помощь в возрождении музея оказывают его бывший руководитель Зинаида Алексеевна Грызунова и бывший учитель русского языка и литературы третьей школы, в прошлом член штаба «Подвиг» Наталья Геннадьевна Федосеева.
«Школьный музей, как и любой другой, должен постоянно пополняться, — говорит Анна Шивырталова. — Но это очень сложно, потому как со времен Великой Отечественной войны прошло уже семьдесят лет. Чтобы пополнять фонды, надо ездить по местам боевой славы 359-й стрелковой дивизии: в Ярцево, Смоленскую область. Однако недавно музей все-таки принял в дар новые экспонаты. Дело в том, что у преж-них сотрудников музея сохранились связи с ветеранами дивизии и их родственниками. И вот сын одного из ветеранов прислал Наталье Геннадьевне большую часть наследства отца. Это и рукописи, и фотографии, и другие материалы». 
Сейчас Анна Шивырталова проводит в музее инвентаризацию. «Естественно, все до одного экспонаты школьный музей не смог сберечь, — говорит она. — Однако большая их часть сохранилась, в том числе самые ценные. Это около трех тысяч экспонатов основного фонда».
О том, какие именно экспонаты были утрачены за время кочевания музея с места на место, можно будет говорить после окончания процесса инвентаризации. Тогда появится возможность сравнить новый перечень со старым.
Другие признаки жизни
Какая же еще деятельность ведется на сегодняшний день в музее Боевой славы?
Как рассказала Анна Шивырталова, в соответствии с разработанной программой, в сентябре 2012 года в музее начала заниматься небольшая группа шестиклассников из десятой школы. «В первом полугодии они прослушали курс лекций и знают теперь о работе музея даже больше, чем старшеклассники, — говорит Анна Викторовна. — Сейчас работа с детьми в силу некоторых обстоятельств замерла, но в сентябре занятия с этой группой будут возобновлены. Да и во время летней отработки ребятам найдется, чем заняться в музее, ведь инвентаризация еще не окончена».
По словам Анны Шивырталовой, то, что музей находится в здании школы для старшеклассников, не очень выгодно для него: «Ученики десятых-одиннадцатых классов чаще всего заняты на сто процентов — в этом я уже неоднократно убеждалась. Однако они никогда не отказываются помочь музею, если их попросить об этом. Но постоянно здесь заниматься они не готовы. Поэтому, придя сюда работать, я сразу поняла, что детей надо взрастить с пятого-шестого класса. А это возможно только при тесном сотрудничестве с десятой школой. Тем более что этот музей является музеем СОШ № 10, а не просто школы для старшеклассников. Отрадно, что завучи и десятой школы, и ее филиала поддержали меня и активно включились в работу».
Ко Дню Победы в музее силами старшеклассников готовилась обзорная экскурсия. Однако празднование 9 Мая ограничилось лишь митингом у здания бывшей третьей школы и чаепитием в буфете, которое было организовано для ветеранов и тружеников тыла. Музей Боевой славы в День Победы свои двери для посетителей так и не открыл.
Прогноз благоприятный?
«Обыватели считают, что работа музея заключается в проведении экскурсий, но все-таки самое главное — это сохранение музейных фондов. Для нас это стоит на первом месте, — поясняет Анна Шивырталова. — Как музейщик, я вижу, что раньше многое было сделано некорректно теми же сотрудниками третьей школы. Например, нельзя развешивать на стендах и выкладывать на витринах оригинальные фотографии, письма, документы и т. п. — разрешается демонстрировать только копии. Ни в одном школьном музее нашего города не созданы условия, которые должны быть в настоящем музее: отдельный вход, поддержание нужной температуры, специально выделенные для хранения музейных фондов помещения. Поэтому работы здесь всегда будет много, и она никогда не закончится».
Нынешний руководитель музея с оптимизмом смотрит в будущее. «На мой взгляд, активную деятельность здесь наладить можно — это безо всяких сомнений. Курировать работу школьников среднего звена должны старшеклассники — на это у них времени хватит. Неравнодушных, небезразличных, интересующихся историей детей очень много. Сейчас старшеклассники активно занимаются исследовательской работой, пользуются материалами музея при подготовке проектов, не забыта ими и книга о боевом пути 359-й Ярцевской стрелковой дивизии «Священная память Урала», написанная начальником штаба дивизии Геннадием Ховриным и изданная силами музея.
Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы музей был оснащен современным оборудованием, которое бы позволило осваивать новые методы работы. А еще чтобы у музея появился свой сайт — его могли бы разработать сами дети, тем более что техника в школе для старше-
классников позволяет это сделать. По нашей задумке на сайте можно будет увидеть экспонаты в 3D-формате — это уже давно практикуется многими музеями. И тогда станет необязательно доставать каждый экспонат из коробки, трогать его всем посетителям, ведь из-за этого он быстрее придет в негодность. В общем, планы у нас есть, были бы возможность и желание их осуществить».


Информация:

«Тематика музея была выбрана не случайно. 359-я стрелковая дивизия формировалась в Пермской области в самый тяжелый для страны момент, когда враг угрожал столице нашей родины Москве. Дивизия прошла славный боевой путь от подмосковного города Калинина до польского города Бреслау. В ее рядах воевали и уроженцы Фокинского (ныне Чайковского) района. Школьный музей стал данью памяти молодого поколения подвигу уральцев в годы войны». (Из книги «Учительство. Годы и люди», г. Чайковский, 2011 г.)

Мнения:

Своими мнениями относительно дальнейшей судьбы музея Боевой славы поделились люди, причастные к его прошлому, а также те, от которых зависит его настоящее и будущее.
Виктор Пьянков, учитель истории филиала СОШ № 10:
— Я считаю, что сейчас музей не выполняет ту функцию, которую выполнял раньше. Во-первых, здесь должна быть постоянная экспозиция, во-вторых, нужно проводить встречи, читать лекции… Сейчас этого нет.
На мой взгляд, наладить такую работу в школе для старшеклассников нельзя. Конечно, заинтересованные ребята всегда есть, но пока они освоятся тут, познакомятся с музеем, уже проходит полгода, потом у них есть еще год, а дальше начинается подготовка к экзаменам. Что успеет ребенок за один год? Поэтому я считаю, что к работе в музее надо привлекать ребят, которые могли бы посвятить ему пять-шесть лет. Чтобы они были профессионально сориентированы на эту деятельность, знали лекционный материал, спокойно ориентировались в музее, сходу могли рассказать историю того или иного экспоната, историю дивизии… Именно так, как это было в прежние годы.
Пока я не вижу шансов на то, что музей начнет работать в полную силу. Во-первых, сначала здесь должен появиться хозяин, готовый посвящать музею немало времени. (Хорошо, что сейчас есть хотя бы временный хозяин.) Во-вторых, необходимо набрать группу самое малое из пяти-шести детей, которые бы постоянно занимались здесь как минимум в течение года, а потом — готовить для них новую смену. Это первые шаги, которые нужно сделать для того, чтобы вдохнуть в музей новую жизнь.

Валентина Дерюшева, директор СОШ № 10:
— Я читаю, что вполне реально привлекать к работе в музее учеников шестых-седьмых классов десятой школы. Потому что ученики десятых-одиннадцатых классов приходят в школу для старшеклассников со своей программой: за два года им надо получить профессиональное самоопределение и сдать ЕГЭ. Им достаточно сложно совмещать учебу с работой в музее, да и для них это неактуально.
А со школьниками среднего звена мы уже начинали эту работу и поняли, что занятия в музее вызывают у них большой отклик, они ходят туда с желанием, им там интересно, и они даже вели исследовательскую работу. Поэтому, когда через три-четыре года нынешние ученики шестых-седьмых классов перейдут в школу для старшеклассников, они смогут продолжить работу в музее, и при этом у них уже будет определенный багаж знаний.
Я думаю, что в будущем музей станет местом проведения исторических или литературных чтений, защиты проектно-исследовательских работ. Чтобы дети, которые интересуются историей своей страны, военной историей, могли проводить там свои мероприятия, пусть даже камерные.

Вячеслав Филиппов, бывший директор школы № 3:
— В течение почти сорока лет, пока музей находился в третьей школе, мы развивали семь основных направлений его деятельности, наработали богатейший материал. Я считаю, что сейчас нужно использовать этот материал, чтобы он не лежал мертвым грузом. Если в школе для старшеклассников действительно делается упор на исследовательскую деятельность, то музей может стать одной из серьезных исследовательских площадок. Пусть здесь занимаются и школьники среднего звена, однако, по моему мнению, сюда обязательно нужно привлекать старшеклассников, а для этого надо заинтересовать их работой в музее. А чтобы заинтересовать детей, руководству школы и музея надо самим быть заинтересованными в его развитии, а не содержать его просто для галочки.


Просмотров: 4024


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам