Ушёл, оставив в душах свет…


Рубрика: Событие
Четверг,13.04.2017
Ушёл, оставив в душах свет…

Уход из жизни Александра Вениаминовича Деева, начальника Центральной заводской лаборатории ОАО «Уралоргсинтез», вызвал душевный отклик у множества людей: заводчан, горожан, близких. Сам факт того количества скорбящих, вспоминающих добрыми, тёплыми словами этого скромного, как все отмечают, человека говорит о его человеческой величине. А ведь в нём не было никакой заносчивости, звёздности, в его жизни были: работа, завод, семья, сыновья, внуки, коллеги, преподавание, наука, книги, спорт и снова – работа, работа…


Людям важно сказать о нём хотя бы «после»: вспомнить, понять, оценить. Таких, как Александр Вениаминович, называют «столпами», на них держится мир. Помнить, стараться быть достойным и становиться лучше.


Олег Александрович Деев, младший сын:

- В жизни есть три очереди людей. Первая, самая многочисленная – критики, вторая, в три раза меньше – советчики, и третья, в которой почти нет людей, – делающие. Мой папа всегда был в очереди деятельных людей. Как будто фамилия его обязывала - делать.


Он делал, но никогда не хвастал, вообще о себе мало рассказывал. С огромным удивлением только недавно узнал, что о нём есть сведения даже в Википедии. Оказалось, он - «Отличник качества» химической промышленности и диплом ему вручал лично губернатор Пермского края.


Папа родился 2 мая 1954 года в посёлке Октябрьском на реке Обь. Его папа, мой дедушка, был ветераном войны, а после войны трудился механиком-капитаном речного судна, а бабушка - матросом на этом судне. В школе папа серьёзно увлекался хоккеем, футболом, был нападающим. Это увлечение пронёс через всю жизнь. И, конечно, кумиром его был Харламов. Они с братом вообще были талантливы во всем. Учились тоже хорошо. У папы отличный аттестат с одной четвёркой. Много читал, книжка всегда была на столе, даже когда ел. Уже в школьные годы он читал не только художественную литературу, но и научную, любил фантастику. С таким потенциалом легко поступил на физический факультет Томского университета. На студенческих фотографиях видно, что студентом он также успешно играл в хоккей, футбол, ездил в стройотряды, корпел с сокурсниками над учебниками и конспектами.


Здесь, в университете, он познакомился с мамой, сыграли студенческую свадьбу. Распределение получили в Бийск, на научно-опытное предприятие. В Бийске родился мой старший брат. А в 1982 году папу пригласили как специалиста в Чайковский на новый Завод синтетического каучука. Они с мамой согласились, потому что обещали улучшение жилищных условий.


До конца жизни он был предан заводу, проработав на нём 35 лет. Работа была второй его жизнью. На работу всегда ездил на автобусе, никогда не просил служебного автомобиля, хотя и был начальником. Был очень скромным, не искал роскоши.


В тяжёлые 90-годы, когда завод практически стоял и не платили зарплату, максимальное количество работ, на которых он работал, чтобы прокормить семью, доходило до пяти. Преподавал в школе физику, химию. Писал компьютерные программы для разных учреждений. Я, конечно, только сейчас, став взрослым, могу оценить насколько, наверное, это было тяжело. Но папа никогда не жаловался. Благодаря ему у нас всегда было что кушать, что надеть.


В 90-е отец увлекся программированием, самостоятельно изучил этот предмет. Разработал несколько программ для заводских лабораторий. Стал преподавать в Чайковском филиале ИжГТУ «Системы управления базами данных», «Технологию программирования». Поразительно, но он мог погрузиться в любой интересующий предмет и изучить его досконально. Брал блокнот, любимую ручку, справочники, учебники, включал лампуи сидел, изучал, всё скрупулёзно записывал.


Я сам учился у него. И мои однокурсники помнят, что к Александру Вениаминовичу можно было прийти домой, он помогал разобраться в проблеме, причём помогал без какой-либо личной выгоды, только ради самого вопроса. Приходили - и он помогал. Мне, конечно, тоже помогал. Как-то по матанализу у меня были вопросы, он сразу не мог ответить. Если сразу не мог ответить на вопрос, брал книжку, вникал, обязательно доискивался ответа и всё подробно разъяснял.


Папа очень обрадовался, когда я также для собственного интереса стал преподавать в УдГУ. Тогда он подарил мне свою знаменитую ручку…


Он был хорошим отцом. Отцовскую любовь и заботу я чувствовал всегда: почти каждый день он покупал мне шоколадки, даже в трудные времена. Уже взрослым, когда он болел, если знал, что я приеду, находил в себе силы сходить в магазин за чем-нибудь вкусным.


13 марта поздравил брата по скайпу с днём рождения. Было видно, что это стоит ему невероятных усилий. Но и тут не было жалоб… В тот день он ещё и на рабочую почту отвечал… А 15-го его не стало.


Я не слышал, чтоб папа жаловался, чтобы просил что-то для себя, чтобы плохо отзывался о людях… Он никогда не говорил: «Это сделал Я», хотя делал немало и старался всё сделать на высшем уровне – был аккуратистом. Например, он взял и отдал часть своих книг на станцию скорой помощи, чтобы работники читали во время передышек.


На садовом массиве все жаловались на плохую дорогу. Отец за свой счёт купил гравий, сам раскидал его, сделал дорожку проезжей, периодически косил траву вдоль дороги, чтобы не мешала проезду.


Что сейчас всё-таки греет и придаёт сил держаться после такой потери? Мы с братом обычно дарили папе на дни рождения какие-то хорошие качественные вещи: аудиоколонки, нетбук, телефон. А в последний раз решили подарить эмоции и организовали для него сюрприз – в условиях строжайшей секретности арендовали ледовый дворец в Чайковском, пронесли тайком клюшки, поставили ворота и заманили его на простое ледовое катание. А на деле организовали дружеский хоккейный матч на закрытом льду. Он был счастлив, ведь в хоккей на крытом катке с идеально ровным льдом он никогда не играл – его глаза горели!


Такое большое количество людей говорят о моем папе очень уважительно, тепло; они высоко ценят его дела, доброту и его скромность. Это помогает мне. После того, как его не стало, я понял, что та высокая планка Человека с большой буквы, которую он задал, труднодостижима для меня, но я буду стараться, зная, что папа с улыбкой наблюдает за нами. Папа с честью прожил жизнь, и поэтому 62 года – это не такой уж малый срок. Я горжусь и буду бесконечно гордиться своим отцом.


Анатолий Матвеевич Межерицкий, начальник Центральной заводской лаборатории по 1995 год (передал слова памяти по телефону):

- Выражаю глубокое соболезнование по поводу безвременного ухода из жизни Александра Вениаминовича Деева. Он был очень хорошим специалистом. Много сил отдал оснащению и развитию Центральной заводской лаборатории. Вечная ему память.

Руководители подразделений Центральной заводской лаборатории ОАО «Уралоргсинтез» говорили об Александре Вениаминовиче как пять сестёр в один голос: мы как будто осиротели…


Ерина Людмила Курбатовна, начальник лаборатории контроля сырья и готовой продукции:

- Александр Вениаминович пришёл на завод в мае 1982 года, я в сентябре. Так, без малого 35 лет он был мне и другом, и советником, и начальником. А вообще, любой член коллектива Центральной заводской лаборатории в любой момент мог рассчитывать на его поддержку и реальную помощь, и не только по работе. Он никогда никому не отказывал. Совсем нелегко руководить нашим большим женским коллективом. И здесь он очень достойно себя вёл, мог поддержать, помочь, а если нужно, и приструнить. На планёрках мы по-женски могли расшуметься, поспорить. На эти случаи у него был специальный колокольчик. Когда он так нежно позвонит в колокольчик, то мы знали, что где-то переступили черту, пора остановиться.


Удивительны его человеческие качества: добрый, отзывчивый, скромный, не было меркантильности в его характере абсолютно, всегда искренне радовался за всех.


Мы сейчас ещё до конца не осознали, что произошло. Наш коллектив жил большой дружной профессиональной семьей, и основой его был Александр Вениаминович. Сможем ли мы теперь сохранить это?


В трудные 90-е годы мы выжили только благодаря человеческим отношениям, заслуга в коих, прежде всего, Александра Вениаминовича. Он, как и все мы, прошёл через безденежье, через невыплату зарплаты, но и сам не ушёл с завода, и коллектив сохранил.


Касимова Гельфия Фазиловна, начальник лаборатории производственного контроля:

- В институтах мы изучали химию, а вот с компьютерами не имели дела вообще. Александр Вениаминович тоже не изучал информатику, однако именно он стоял у истоков компьютеризации заводской лаборатории. В 90-м году еще айтишников не существовало, еще лицензированных программ не было… А у нас в 92-м уже работала программа на хромотографах, которую разработал и внедрил сам Александр Вениаминович. Он очень любил тему компьютеров и нам помогал их осваивать.


Он тогда стал преподавать автоматизацию в ИжГТУ, делал это с удовольствием. Затем внедрил еще несколько авторских программ на лабораторном оборудовании, его студенты также разрабатывали программы для нашей лаборатории. Некоторыми пользуемся до сих пор.


Светлана Николаевна Седова, начальник научно-исследовательской лаборатории:

- ЦЗЛ объединяет несколько лабораторий, у каждой - своя специфика. Александр Вениаминович обладал уникальными знаниями, владел темами всех наших областей, всех технологических процессов. Не было такого вопроса, на который бы он не ответил. К нему обращались все: за расчётами, за комплектацией, вплоть до подакцизных товаров.


Мы были за ним как за каменной стеной. Он умел к каждой подчиненной найти ключик.


Надежда Юрьевна Малыгина, ведущий инженер по качеству испытаний:

- Поразительно, но он ни разу за время работы не был на больничном! Мы его даже ругали, когда он в период недомогания на работу приезжал. А он отвечал: «Я работать люблю!».


Хочется сказать о его активной гражданской позиции. До последнего дня партии – коммунист. Участник спортивных и культурных заводских мероприятий. Всегда был профсоюзником. И болезненно реагировал, когда кто-нибудь из нашего коллектива выходил из профсоюза.


Светлана Васильевна Мокрушина, начальник лаборатории санитарно-экологического контроля:

- Кроме всех специальных знаний Александр Вениаминович хорошо знал английский язык, причем технический. Как-то приехали голландцы. И только он сумел объяснить заграничным гостям некоторые специфические термины. Переводчик никак не мог перевести, что же такое «насадочная колонка».


Наталья Владимировна Оглезнева, ведущий инженер-химик, заместитель начальника ЦЗЛ:

- В целом наша лаборатория обладает одним из самых высоких рейтингов по программированию, по автоматизации рабочих мест.


Александр Вениаминович очень ответственно подходил к комплектации лаборатории, в нашем деле важен правильный подбор оборудования. Аудит просто удивляется нашей оснащенности… Александр Вениаминович, недавно приехав из Бельгии, сказал, что наша лаборатория нисколько не хуже заграничных, а в чем-то даже лучше.


Некоторые пробы он определял по нюху: здесь такой компонент, здесь примесь того-то. У него был любимый прибор для определения молекулярной массы вещества, к которому он трепетно относился и лишь недавно обучил пользоваться им некоторых из нас…


Мы до последнего дня наделись, что он поправится, выйдет снова на работу, поэтому старались обращаться к нему, задавали вопросы по рабочим моментам. Возможно ли найти сейчас такого специалиста?


Татьяна Павловна Бражникова, ведущий специалист по интегрированной системе менеджмента:

- Как-то приезжие специалисты спросили: сколько стоит ваша программа, которая контролирует качество результатов анализов (карты Шухерта). Я удивилась: «Нисколько, её Александр Вениаминович Деев разработал». А коллегам такая программа обошлась в 2 миллиона!


В 2011 году мы подготовили документы по нашей лаборатории для конкурса «100 лучших товаров России», и Александр Вениаминович был удостоен знака «Отличник качества».


Совсем недавно мы с Александром Вениаминовичем были в командировке. Я человек в возрасте - приготовилась к трудностям путешествия. Но вы знаете, с таким заботливым, внимательным спутником командировка прошла легко. Удивительной человечности человек! В памяти только светлое…






Беседовала Лилия Глухова



Информация:

 




Просмотров: 1809


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Авторские статьи
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам