Артём Палкин: «Играть так, как будто у тебя ничего не произошло, – часть нашей профессии»
Весёлые новогодние праздники позади. Многие ребята нашего города побывали на представлениях. Проведение детских утренников является ежегодной традицией, которую на протяжении долгих лет поддерживает Чайковский театр драмы и комедии. И уже двенадцать лет Артём Палкин, актёр и режиссёр театра, придумывает креативные сценарии для чайковских ребят, погружая их в мир новогодних приключений.
Яркий, харизматичный, неординарный и, безусловно, талантливый – вот краткий портрет ведущего актёра, режиссёра-постановщика Артёма Палкина. С его творчеством, наверное, знакомы многие жители нашего города. Причём знают и любят его персонажей в спектаклях как взрослые, так и дети. Что неудивительно, ведь Артём Палкин занят едва ли не в каждой постановке. Взрослые вспомнят его в роли Фабрицио из спектакля «Дети понедельника», Советника в «Лисистрате», вспомнят хитрого шантажиста Фрола Скабеева в его исполнении и бесхитростного, честного Старшину из «Соловьиной ночи». Дети любят его Бармалея, Серого Волка и Аладдина. Всех ролей, сыгранных за семнадцать лет в драмтеатре, не перечислишь.
Артём Палкин в 2015 году отмечен Благодарностью министра культуры РФ, в 2007 и 2010 годах – Благодарностью министра культуры Пермского края, в 2007, 2010 и 2012 годах – Благодарственным письмом главы Чайковского городского поселения
– Артём, с чего же всё началось? Все мы родом из детства, Ваш талант обнаружился в детском возрасте или позже?
– Меня с детства тянуло в разные творческие направления. В шесть лет я хотел стать клоуном. Эта мечта сейчас практически реализована, ведь клоун – тот же артист. Также я хотел быть фокусником. Я показывал различные фокусы своим одноклассникам на школьных праздниках, у меня даже были специальные наборы начинающего фокусника. Затем мама отдала меня в танцевальный ансамбль «Малахит», где я тоже показывал неплохие результаты. Позже стал посещать театральную студию при «Гидростроителе», которой тогда руководила Тамара Михайловна Кравченко. Там мне очень нравилось. Именно тогда я решил, что актёр – это моё. Меня заметили, и в возрасте 13 лет меня пригласили на роль мальчика Юши в «Женитьбе Бальзаминова» в драмтеатр. Тогда произошло моё знакомство со сценой, на которой сейчас я провожу немало времени.
– Где Вы учились?
– Я окончил девять классов, учился на повара в 90-м училище (сейчас Чайковский индустриальный колледж). Театральную студию при «Гидростроителе» тогда закрыли. Но творчеством я занимался, учась в училище: написал сценарий, поставил небольшую пьесу. Вернее, я был неким руководителем игры, придумывали мы с ребятами всё вместе. В итоге получилась пьеса «Брат», которая была поставлена к 9 мая. Постановка достаточно жёсткая, наполненная сценами пыток советских солдат. Ветераны, посмотревшие пьесу, плакали.
Окончив училище, я поехал поступать в Москву в ГИТИС. Конечно, не поступил: было наивно полагаться только на талант. После неудачи мир для меня рухнул. Я понял, что никакой я не актёр. В моей голове засела мысль: «Был бы актёр, тебя бы взяли!» Только потом я узнал, что даже большие актёры поступили в ГИТИС не с первого раза, что берут туда преимущественно москвичей и в большинстве своём на платной основе. Вернувшись в Чайковский, стал искать себя. Работал младшим научным сотрудником в музее, художественным руководителем в Фокинском доме культуры. Но быстро понял, что это не моё. И когда в 2004 году директор Чайковского театра драмы и комедии пригласил меня в состав театральной труппы, я согласился. Позже, заочно, получил высшее актёрское образование – окончил Московский государственный университет культуры и искусств.
– Расскажите, как складывалась Ваша жизнь в театре.
– По классической схеме: пару лет мне не давали серьёзных ролей во взрослых спектаклях, зато в детских я играл много. Именитые актёры неохотно брались за детские роли, поэтому играла в них всё больше молодёжь. Одной из первых моих ролей был Баран в детской постановке «Ты – цыплёнок, я – цыплёнок». Были и роли второго плана в серьёзных спектаклях. Режиссёром театра тогда был Валерий Анатольевич Конев.
– Как Вы пришли к режиссуре? Всё началось с новогоднего сценария?
– Да, когда прошло моё первое новогоднее представление «В поисках волшебного ключа», Татьяна Андреевна Волкова, заведующая театральной труппой, сказала: «У тебя замечательно получилось. Может, стоит поставить целый спектакль про Джека Воробья?» Именно тогда я сел и написал пьесу «Джек Воробей и дочь Дракона». Не всё было гладко и легко: написание сценария – очень долгий тяжёлый процесс. Кажется, что написано немного – всего-то шесть-десять страниц, а сколько в эти страницы вложено… Но сказка тогда собрала семь аншлагов подряд, и это было очень неожиданно. Причём взрослым понравилось не меньше, чем детям. Кстати, спектакль с успехом идёт до сих пор. Я подхватил знамя Сергея Борзенко, постановки которого тоже шли очень долго. К примеру, его сказка «По щучьему велению», поставленная много лет назад, идёт до сих пор. Это единственный спектакль, по которому я никогда не повторяю текст, настолько врезался в память. Хотя и участвовал в постановке множества спектаклей, я всё же не могу назвать себя режиссёром. Я актёр, который ставит спектакли. Я актёр, который видит по-режиссёрски.
– Как проходит работа над ролью?
– Всё зависит от самой роли. Детские роли создаются быстро. А если серьёзная роль, к примеру, историческая, приходится тщательно готовиться, изучать специальную литературу. Очень долго я готовился к роли Ивана Грозного, когда учился в институте в Москве. В серьёзных ролях идёт поиск внешнего соответствия персонажу, потому что внутренний набор происходит уже в процессе прогонов и спектаклей.
– Какой, на Ваш взгляд, современный зритель?
– Зритель, как и везде, разный. Кто-то вдумчивый и любит классику, над которой нужно размышлять, кто-то любит отдыхать, приходя в театр. В репертуаре нашего театра сейчас есть и серьёзные постановки (не так давно главный режиссёр театра Алексей Орлов ставил Достоевского – достаточно тяжёлая для восприятия вещь), и пьесы, предназначенные для расслабления нашего зрителя в конце тяжёлой трудовой недели. Наш главный режиссёр считает, что зрителя надо вытаскивать из тёмных будней и с помощью искусства заставлять переживать какие-то позитивные эмоции, доводя его, в том числе и этими положительными эмоциями, до катарсиса.
– Артём, вспомните, пожалуйста, какие-нибудь курьёзные случаи, происходившие в процессе спектаклей. Наверняка они есть в актёрской среде?
– Их очень много, но вырванные из контекста происходящего они будут не так смешны. Есть такое понятие «зелёная ёлка» – последняя ёлка, где актёры имеют право импровизировать, не выходя за рамки сценария, конечно. Зрители – и взрослые, и дети – думают, что всё идёт по плану, а актёры могут, к примеру, взять вместо посоха метлу и импровизировать на эту тему. Получается забавно.
– Как происходит выбор пьесы, которую Вы хотите поставить? Вы, наверное, читаете много художественной литературы, чтобы иметь хороший запас?
– Возможно, это прозвучит странно, но я не люблю читать художественную литературу, немного читаю пьесы. В основном, идеи будущих постановок предлагает мне руководство. Недавно я поставил «Бабочек» – хороший материал, своего рода американская классика позднего периода. Немного ранее «Как боги» – современную пьесу, где есть забавности, смешения. Интересные, на мой взгляд, вещи, предложенные руководством. Больше люблю профессиональную литературу, необходимую мне на каком-либо этапе жизни. Предположим, когда я готовился к постановке моего первого спектакля, я перелопатил массу книг, предназначенных для обучения режиссуре. Кстати, алгоритма работы режиссёра я так и не нашёл. Его пришлось придумывать самому. А сейчас мне интересна психологическая литература. При всём этом я люблю писать – в 17 лет начал писать повести и романы. Подходил к процессу очень серьёзно: собирал информацию, анализировал, структурировал… Поэзию до 28 лет не понимал, но писал стихи с девятилетнего возраста.
– Есть ли в Вашей жизни увлечения, не связанные с театром?
– Мне нравится играть на гитаре. В разное время я обучался у разных преподавателей – как в офлайн-, так и в онлайн-режиме. Игра на гитаре – одна из немногих вещей, которая позволяет отвлечься от негативных переживаний. Такой же силой обладает и тренажёрный зал, в который я хожу с 15 лет. Он позволяет сосредоточиться на моменте «сейчас», оставив всё наболевшее «за бортом». А наболевшего как в повседневной жизни, так и в нашей профессии довольно много. Хороший актёр – это, в принципе, невротик, остро реагирующий на всё происходящее вокруг. Это важная составляющая личности актёра – на сцене надо быть остро реагирующим. Но с какими бы усилиями ты не играл, не всегда есть возможность получить достаточный внутренний отклик от зрителя. Так случилось с ролью Калигулы. Эта роль стала переломной для меня, когда я впервые спросил себя: «А нужно ли людям то, что я делаю?» Этакий кризис веры. Невротик! Самое неприятное в этом то, что, как правило, подобная болезненность восприятия переносится и на повседневность.
– Артём, о чём Вы мечтаете?
– Когда-то я мечтал создать свой театр. Это должен был быть международный театр, основанный на двух важнейших позициях – актёры в труппе должны идеально владеть ощущением партнёра и ощущением сцены. Также каждый должен был хорошо владеть мнемотехникой, чтобы текст запоминался буквально за два вечера. В этой атмосфере исчезает как таковая необходимость в режиссёре, одной из важных функций которого является мизансценирование. То есть расстановка актёров, их взаимодействие между собой в творческом пространстве. В таком театре актёры идеально владеют чувством сцены и сами знают, что делать. Тогда они всё время находятся в правильном месте, и получается, что каждый спектакль играется по-новому. Сейчас я понимаю, что это были возвышенные, идеалистические мечты, но представлять его было увлекательно.
– Как Вам работается в труппе чайковского драмтеатра?
– У нас сейчас много молодых ребят. Очень сильный состав. Мне нравится работать с ними. Если бы к таланту наших актёров прибавить хорошее финансирование, чтобы мы не думали, как прожить, то получился бы баланс духовного и физического. И постановки были бы ещё сильнее. И ещё в серьёзных спектаклях нужны серьёзные декорации, спецэффекты – здесь тоже хорошее финансирование сыграло бы свою важную роль.
– Немного о планах…
– В ближайших планах – постановка мюзикла «Алые паруса». Но не в Чайковском. Меня пригласили поработать в Подмосковье. Большая благодарность руководству, что отнеслись к моей просьбе положительно и отпустили. Творческому человеку необходимо иногда вырываться из повседневной рутины, попадать в иную атмосферу, общаться с собратьями по творческому цеху. Это вдохновляет и даёт импульс. И, скорее всего, в этом году я буду работать над постановкой детского спектакля в нашем театре.
Пожелаем Артёму успехов, вдохновения и много новых творческих идей.
Вера Мухаметдинова
Первое новогоднее представление «В поисках волшебного ключа», написанное Артёмом Палкиным, было поставлено двенадцать лет назад. Благодаря новому режиссёру ребята стали участниками захватывающих приключений пирата Джека Воробья – необычайно популярного среди детворы того времени. И с тех пор погружение чайковских ребятишек в новогоднюю сказку – его задача и ежегодная творческая новинка.
Новогоднее представление «Необычайные приключения в Царстве теней», написанное Артёмом Палкиным, в силу обстоятельств в этом году было поставлено Дмитрием Доморощеновым, но также прошло с успехом, несмотря на ограничения.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее