Снимаем ограничения: как обучают самостоятельной жизни молодых людей с инвалидностью
Все родители хотят, чтобы их дети выросли самостоятельными, но если ребёнок с инвалидностью, мамы и папы привыкают ухаживать за ним и берут все заботы по дому на себя, и лишь когда сын или дочь подрастает, задумываются, а что же дальше? Учиться никогда не поздно, в том числе и людям с особенностями развития. В этом уверены руководитель благотворительного фонда «Деревня «Светлая» Светлана Калина и руководитель чайковской общественной организации родителей детей-инвалидов и молодых инвалидов «Ласточка» Ирина Смирнова. Они доказывают это на своих занятиях.
Благотворительный фонд «Деревня «СВЕТЛАЯ» уже 12 лет помогает семьям, где воспитываются дети-инвалиды и молодые люди с ментальными нарушениями. Последние пять лет он сосредоточен на том, чтобы научить ребят быть более самостоятельными и независимыми в силу их возможностей. Именно поэтому в Перми и Чайковском уже четыре года как открыты две учебные квартиры, созданные при поддержке Министерства социального развития Пермского края и территориального управления, открыто семь учебных ремесленных мастерских в Перми и Пермском крае, две мастерские гончарная и ткацкая в Чайковском.
Учебная квартира
Обычно родителей беспокоит умение детей-инвалидов считать, читать и писать, а вот готовить, стирать, убирать заботливые мамы предпочитают обычно сами. Гиперопека, ни в коем случае не в упрёк родителям, но зачастую не даёт им обучить своих детей всем необходимым для них навыкам. В результате и в 40 лет для их детей открытие – как включить горячую воду или почистить картошку. В учебных квартирах молодые люди узнают, из чего и как готовить обед, как сходить в магазин и как оплачивать коммуналку. Они начинают по-другому смотреть на жизнь.
«Я сама мама особенного ребёнка. Из лучших побуждений мы, родители, стараемся оградить своих детей от всего – боимся, что порежется или обожжётся. В нашей учебной квартире я позволяю им делать практически всё. Мы учимся убирать комнату, стирать, гладить одежду, готовить – конечно, всё под моим постоянным контролем, не отхожу от ребят ни на миг. Поначалу у них всё это получалось неуклюже. Это же для нас всё просто, а для людей с нарушениями всё гораздо сложнее. Но ребята стараются, со временем результаты всё лучше и лучше – и они радуются своим успехам ничуть не меньше, чем я радуюсь за своих ребят, – рассказывает о своих подопечных Ирина Смирнова, руководитель общественной организации родителей детей-инвалидов и молодых инвалидов «Ласточка». – Здесь самый главный принцип – они всё делают сами. И пусть на это уйдёт не пять минут, а пятьдесят, я могу помочь, подсказать, как справиться с тем или иным заданием, мы учим их обретать необходимые навыки. И это сильный и необходимый шаг к самостоятельности».
Ребята не только учатся вести домашние дела, но и, конечно, общаются в комфортной для них среде, ведь каждая встреча, каждая возможность общения – большая радость и праздник. На днях «Ласточка» собрала своих подопечных на «Осенний винегрет». В качестве домашнего задания каждый отварил дома овощи, принёс сладости к чаю. Все вместе за большим общим столом сами чистили картошку, лук, морковь, свёклу, огурцы, нарезали хлеб и пироги, накрывали стол – всему этому они научились в учебной квартире под чутким руководством руководителя организации Ирины Михайловны.
Счастливые лица, искренние улыбки и смех – это ли не доказательство того, что вся эта огромная работа проводится не зря. Радостью светятся и лица родителей.
«Не первый год мы со своим ребёнком состоим в «Ласточке» – он стал более общительным, свободным, раскрепощённым. Дома в четырёх стенах, конечно, нельзя сидеть и держать своего ребёнка. Они здесь танцуют, занимаются творчеством, даже гончарным делом – ребёнок занят, у него появились друзья, общие интересы», – комментирует свою ситуацию мама одного из участников встречи Инна Костромитина.
Руководителям проекта «Учебная квартира» хотелось бы, чтобы он становился масштабнее, охватывая различные направления и вовлекая всё большее число участников. Здесь научат не только готовить и убирать квартиру, но и ходить за покупками в магазин, оплачивать коммунальные услуги, пользоваться услугами банков. Здесь рады каждому, кому нужна помощь.
Я дома: могу жить САМ
В условиях пандемии офлайн-занятия в учебных квартирах стало проводить проблематично в связи распространением коронавирусной инфекции. Организаторы, понимая, как важно общение и занятия для их подопечных, решили попробовать онлайн-формат, разработав проект «Я дома: могу жить САМ».
Онлайн-проект стал победителем конкурса президентских грантов на развитие гражданского общества, получил грантовую поддержку. Его реализация направлена на семьи, воспитывающие молодых людей с различными видами ограничений в возрасте от 18 лет.
Проект станет полезен тем, кто ведёт уединённый образ жизни и нуждается в новых знакомствах и общении, тем, у кого есть желание научиться планировать свой день, самостоятельно выполнять бытовые задачи, научиться готовить еду, организовать свой досуг.
На основе телеграм-канала организована платформа для обучения, где педагоги и психологи общаются не только с участниками, но и с их родителями. У детей своё расписание занятий, они выполняют домашние задания, каждое утро начинают с онлайн-зарядки с педагогом по физической культуре, проходят занятия по декоративно-прикладному творчеству, а также занятия с психологом.
Проект работает с начала сентября и уже имеет свои полезные результаты. Здесь могут участвовать дети, проживающие в любой территории Пермского края. Активными участниками проекта являются чайковские ребята.
Как поясняет руководитель организации «Ласточка» Ирина Смирнова, пока что в числе участников проекта её воспитанники, но присоединиться к участию может любой желающий, нуждающийся в помощи. За поддержкой и подробной информацией по реализации проекта можно обратиться к Ирине Михайловне Смирновой, тел. 8963-011-95-35.
Лидия Ломакина
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее