Рождение костюма – настоящая магия
Художник-модельер – профессия не рядовая: много ли её представителей в Чайковском? А значит, уже сама по себе необычайно притягательна и даже таинственна. Заглянуть в святая святых – закулисье Чайковского театра драмы и комедии глазами художника-модельера нам помогла Лилия Кузнецова. Закулисье, правда, временное. Но ведь это же не навсегда…
Во временном пристанище служителей чайковского драмтеатра места немного: часть реквизита и костюмов находится прямо в коридорах. Однако и в таких условиях работа кипит: в одном крыле здания слышатся экспрессивные реплики и страстные монологи – актёры готовятся к новому спектаклю. В другом – слышен монотонный гул швейной машинки, здесь колдуют над костюмами...
Лилию Кузнецову и её коллегу Татьяну Калинину я застала за швейной машинкой: они шили платье для героини новой постановки (какой – откроем секрет в конце нашего повествования), волшебницы творили что-то с невообразимым воодушевлением. Атмосферу творчества дополнял огромный стол для раскройки с рулонами ткани разных цветов и галерея образов: эскизы барышень и кавалеров чеховской эпохи, прорисованные с удивительной точностью, дополнялись заметками на полях и именами актёров, для которых шьются костюмы. Как оказалось, мелочи в создании костюма играют огромную, если не сказать решающую роль! Об этом мы с Лилией и разговаривали.
– Лилия, чем занимается художник-модельер?
– Художник-модельер принимает эстафету от художника по костюмам, который вместе с режиссёром задаёт тон будущего спектакля. В линиях силуэта и цветовой гамме художник по костюмам создаёт образ, желая донести характер и настроение персонажа. Когда эскизы готовы, включается в работу художник-модельер. Выбор ткани – ответственный этап: нужно из всего ассортимента найти ту единственную, которая в сценическом освещении даст нужную картинку. При этом художник-модельер должен рассчитать расход ткани, учитывая особенности кроя будущего костюма. Как ткань в костюме должна вести себя – двигаться, переливаться, быть воздушной или статичной, тяжёлой, создающей чёткий контур, каким характером обладает герой, положительный он или отрицательный.
– То есть выбор ткани для костюма зависит от характера персонажа?
– Конечно. При закупке тканей и фурнитуры мы учитываем все характеристики. К примеру, чопорной статичной королеве подойдёт тяжёлый атлас или густой бархат. А взбалмошной принцессе кружевное платье из летящего шёлка, крепа, прозрачного фатина, воздушной сетки. Цвет тоже имеет огромное значение – нужно мысленно примерить к актёру, к его цветотипу.
– Значит, костюм имеет большое значение для актёра при погружении в роль?
– Очень большую! Когда актёры надевают костюм на первой примерке, мгновенно происходит преображение. В каком бы настроении они не пришли, надевая костюм, тут же погружаются в образ: танцуют, двигаются, текст декламируют. Сложно, конечно, ходить с иголочками вокруг непоседливого человека, но как можно помешать творчеству!
– Работа художника-модельера начинается с изучения эскиза и закупки подходящей ткани. Что же происходит дальше?
– Начинаем кроить, и здесь происходит самое магическое… Моделируя, мы не используем готовые выкройки, только творчество! Поэтому когда начинаешь кроить, нет полной уверенности в точности линий. Ясность появляется на первой примерке (а обычно их две или три). Когда силуэт отточен, все ленты и тесьма на своём месте, каждая бусина и пуговица закреплена, это для нас точка. Бывает, что приходится перешивать костюм, если актёр не чувствует его или, по мнению режиссёра, костюм недостаточно выразителен. Тогда работа над ним продолжается.
– Как стать художником-модельером?
– Прежде всего, будущий модельер должен уметь и любить шить, имея навыки конструирования и моделирования. А поскольку это ещё и художник, значит, как минимум, следует уметь хорошо рисовать. В идеале – художественное образование. Чувство формы, пропорции, цвета – многие люди обладают этими качествами от рождения, не имея диплома художника. С детства мне нравилось шить одежду для кукол, позже для себя. Мне повезло. Сейчас моя работа – это любимое занятие.
– Вы превратили свою детскую тягу к шитью в профессию?
– Да, можно так сказать. По первому образованию я портной-закройщик, окончила Чайковское профессиональное училище № 92 (ныне филиал ПНИПУ). Далее – Чайковский политехникум, потом получила высшее образование по специальности «менеджмент».
– Какие качества необходимы человеку, чтобы стать успешным в этой интересной профессии?
– Мне удалось поработать с талантливыми опытными художниками: Людмилой Синицыной (спектакли «Лисистрата», «Ромео и Джульетта», «Фрол Скобеев» ), Владимиром Пономарёвым (музыкальная сказка «Муха Цокотуха», «Три Ивана», «Доходное место», «Король Лир»), Любовью Мелехиной («Философские сказки»). Успешные, на мой взгляд, художники-постановщики и модельеры: они умеют слушать и понимать задумки режиссёра, учитывать пожелания актёров и одновременно обладают твёрдостью, настойчивостью. Они знают, чего хотят. Умеют слушать других, чувствуют разнохарактерных актёров, но ведут свою линию. Это самое сложное, но и самое ценное. К тому же необходима усидчивость, кропотливость, аккуратность. Знание истории костюма, чувство цвета, света. Часть этого даётся от природы, часть приходит с опытом.
– Что ощущаете, видя готовый результат на сцене?
– Очень нравится чувство, когда ты видишь спектакль и понимаешь: получилось! Но так бывает не всегда.
– Лилия, а какой костюм получился самым удачным, на Ваш взгляд, и понравился остальным?
– Сразу вспомнились костюмы Джулии из спектакля «Дети понедельника», в них работает актриса Александра Баталова. Её наряды мне очень нравятся, да и героиня, уверена, чувствует себя в них настоящей итальянкой. Очень хорош и мужской костюм главного героя – гимназиста, его играет Кирилл Максимов в спектакле «Роман с кокаином». Положительные отзывы слышала и от зрителей. На премьерах, где я обязательно бываю, люблю подглядывать за реакцией зрителей, слушать их впечатления. Первая реакция зрителей бесценна!
– А в жизни Вы свой талант используете? Может, шьёте одежду для членов семьи или костюмы для детских утренников? А может быть, устраиваете костюмированные балы или тематические вечеринки?
– Если честно, мне просто не хватает на всё это времени, хотя мысли о тематических вечеринках появляются. Когда дети были маленькие и ходили в детский сад и школу, с радостью придумывала и отшивала костюмы. Но тогда я ещё не работала в театре. Сейчас времени мало, работаю даже дома – по ночам иногда приходят идеи, как лучше сделать тот или иной костюм. Да и сроки на пошив есть всегда. Раньше костюмы шились около месяца. Сейчас времени больше, потому что спектакль готовят дольше. В актёрском коллективе упор делается на профессиональный подход к хореографии и вокалу. И у нас есть время на мелочи (бантики, ленточки, пуговки), которые придают костюму завершённость.
– Все зрители ждут, когда вы сможете переехать в обновлённое здание театра. Какую костюмерную вам обещают?
– Мы надеемся, что это будет светлое просторное помещение с огромным зеркалом и подиумом, на котором примерка костюма будет приближена к сценическим условиям. Так мы сможем работать над деталями нарядов эффективнее. У нас уже составлен подробный список.
– О чём мечтает художник-модельер Чайковского театра драмы и комедии?
– Очень хотелось бы больше общаться и обмениваться опытом с художниками и модельерами других театров, бывать в рабочих поездках. В ноябре удалось побывать в Кудымкаре, за что особая благодарность художественному руководителю. На спектакль «Зарни Инь» (в переводе с коми-пермяцкого «Золотая баба») нас пригласила художник-постановщик Любовь Мелехина. С творчеством этой художницы наш театр познакомился при постановке спектакля «Философские сказки», где Любовь Мелехина стала художником-постановщиком и художником по костюмам. Съездили с приключениями. Побывали на интересной экскурсии по зданию Коми-пермяцкого национального театра, посмотрели спектакль, поужинали в колоритном ресторанчике с удивительной национальной кухней. Получили ценнейший опыт и море впечатлений.
Лилия Кузнецова работает в театральной команде с 2016 года. Хотя попала в коллектив, как она говорит, случайно – пришла заменить швею, которая была на больничном, и осталась. Несмотря на огромную ответственность и страх, который пришлось преодолевать в самом начале, Лилия полюбила особую, творческую, атмосферу театра и дело, которым занимается. Сейчас она – часть небольшого «художественного цеха»: художник-постановщик Лилия Бережненко, художник-модельер Лилия Кузнецова, художник-бутафор Дарья Шабурова и портной театрального костюма Татьяна Калинина стали полноценной и очень дружной творческой командой, создающей на сцене особую атмосферу. Их работа не так заметна, как игра актёров, но создаёт вместе с ними магическую ауру, которую так любит чайковский зритель.
Приоткрывая тайну (как обещано в начале), скажу: готовится постановка спектакля-водевиля по пьесе А. П. Чехова «Предложение», который готовят режиссёр Дмитрий Доморощенов и художник-постановщик Лилия Бережненко. «Это должно быть очень ярко, музыкально, танцевально, завораживающе, с тонким юмором. А мы своими костюмами поможем сделать постановку интересной», – заметила Лилия Кузнецова.
С нетерпением будем ждать новой постановки и встречи с чайковскими артистами в отремонтированном здании театра.
Вера Мухаметдинова
Фото автора
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее