Дело Чичикова: расследование продолжается
В Чайковском театре драмы и комедии вновь премьера. Экзистенциальный фарс по делу Чичикова «Мёртвые души» увидели чайковские зрители в минувшие выходные. «Частный Интерес» также с удовольствием поразмышлял над новым прочтением Гоголевской поэмы
Билеты на премьерный показ спектакля «Мёртвые души» были быстро раскуплены. Все три дня в Чайковском театре драмы и комедии был полный аншлаг. Чайковский зритель с большим почтением относится к постановке классики на сцене театра. Я, честно признаться, тоже. Люблю поразмышлять вместе с режиссёром и нашей талантливой труппой.
На этот раз постановкой занялся Игорь Бармасов, главный режиссёр челябинского театра «Манекен», запомнившийся нам по двум работам – «Доходное место» и «Король Лир». В творческом тандеме с Игорем над спектаклем «Мёртвые души» работала молодой художник-постановщик Екатерина Ламыкина из Челябинска.
Перед спектаклем удалось побеседовать с нашими гостями, чтобы получить наиболее полное представление о предстоящем действе.
– Игорь, Вы определили жанр спектакля как экзистенциальный фарс по делу Чичикова. Заявлено дело, а значит, мы сразу попадаем в какое-то расследование?
– Гоголевской истории почти двести лет, но её актуальность до сих пор сохраняется. Наверно каждый читатель поэмы «Мёртвые души» задаётся вопросом – прошла пара веков, а мы всё на те же грабли… И мне захотелось задать вопрос (прежде всего себе) – есть ли что-то человеческое в Чичикове, которого все считают мошенником и авантюристом? Я обратил внимание на фрагмент, в котором Чичиков начинает изучать жизни скупленных им умерших крестьян, узнавать, кем они были и как жили, и начинает как-то по-человечески к ним подключаться, сострадать им. Этот кусочек натолкнул меня на мысль: может, он не такой прохвост, как нам всем казалось? Может, он просто хотел лёгкого счастья, но при этом всё же нарушил человеческие ценности, переступил через недозволенное. Преступление, по Гоголю, это заблуждение. И мне кажется, что нельзя, особенно сегодня, перешагивать через человечность. Поэтому лейтмотив спектакля получился в виде исследования пути Чичикова – к чему он приходит и к чему придём мы, если пойдём по дороге нарушения вечных заповедей.
Фарс – абсолютно гоголевское направление. Это один из самых сложных жанров, к которому мы подтягиваемся. Спектакль, как всегда, постепенно зреет. Фарс – это гоголевский взгляд на мир, когда уже нельзя смотреть реально, нужно посмеяться и усилить до предела ситуацию, чтобы пелена спала и мы увидели свои ошибки.
Что касается экзистенциальности, то это, конечно, не история одного человека. «Мёртвые души» – попытка написать про нас всех, про Россию. В этой истории исследуются законы бытия, движение человеческой души. Поэтому мы создали жанр, который призван сочетать в себе бытийные вопросы и гоголевский глас, обостряющий ситуацию.
– Каким же во время работы над постановкой предстал для Вас главный герой?
– Школа Станиславского учит нас всех защищать. Я как раз такой адвокат роли, стараюсь оправдать и понять каждого. Мне кажется, что человеческое в Чичикове всё-таки побеждает. К примеру, когда он встречается с Плюшкиным, ему становится его жалко. У нас Плюшкин предстаёт в совершенно ином амплуа – не жадный неприятный скряга, а одинокий, всеми забытый старик. Василий Викторович Костоусов блестяще показал своего героя социальным изгоем. Встреча Чичикова с Плюшкиным доказывает, что милосердие в нём живёт и периодически побеждает.
– Игорь, насколько близок к оригиналу получился спектакль? Можно ли его рекомендовать школьникам к просмотру в рамках программы по литературе?
– Мы ни на букву не отошли от текста Гоголя, добавив туда только лейтмотив расследования, который тоже основан на гоголевских текстах. Сохранена сюжетная последовательность – появление персонажей такое же, как у автора. Думаю, школьникам спектакль будет в помощь при изучении произведения. Главное, чтобы театральный язык и способ подачи данного материала им был близок. Спектакль весьма академичен. Я автора всегда охраняю, особенно такого, как Гоголь.
– Игорь, Вы уже трижды поставили на нашей сцене классические вещи. Вам это близко?
– Очень люблю классику. Мне кажется, сейчас такое время, когда хочется обратиться к классикам, которые говорили о чём-то важном, вечном, незыблемом. Потому и сохранились. Хотя и современную драматургию очень люблю, мы часто ставим её в Челябинске.
– Вопрос вам обоим, Игорь и Екатерина. Насколько легко работалось с нашими артистами?
– Связи в предыдущих спектаклях уже наработаны, поэтому с ребятами было очень легко. Я с удовольствием откликнулся на предложение приехать в Чайковский, потому что уже успел соскучиться по городу и театру. Мне нравится творить вместе с чайковской труппой. Они очень быстро схватывают и не сопротивляются задачам, которые ставит режиссёр. Не рассуждая, сразу делают, и это очень хорошо.
– Я впервые в чайковском театре. Пришлось работать в сжатые сроки, и это всегда стресс. Но и новый опыт. Ты как будто копишь варианты на будущее. И это всегда интересно. В Чайковском я приобрела бесценный опыт, какие-то микродетали взяла в свою копилочку. Уже есть общие воспоминания – к примеру, как мы вместе красили ночью декорации.
– Екатерина, Вы как художник какую работу в подготовке спектакля выполняли?
– Я создавала декорации, костюмы, и это было увлекательно. Получилась своеобразная компиляция из разных времён. Создалось театральное пространство – не какой-то конкретный город и не какое-то конкретное время. Оформление этого спектакля – это история всегда и везде в России, поэтому мы старались совместить элементы исторических костюмов с современными, чтобы костюм больше раскрывал персонажа, человека, его внутренние амбиции, внутренний мир. Вечность истории подтверждают каменные холодные фактуры, нерушимые монолитные конструкции с трещинами времени. Они символизируют нерушимые заблуждения в головах людей, которые не исчезают со временем. А ведь если мы разрешаем себе нивелировать человеческие ценности, мы заблуждаемся.
– Игорь, что можете сказать про получившуюся на сцене атмосферу?
– Декорации великолепно смогли передать мысль спектакля. Создалась ситуация, когда Чичиков попал в некое пространство, где его на время закрыли и испытывали. А в конце дали возможность найти новый путь, пойти другой дорогой. Это условное, вневременное пространство Гоголь хорошо называет «город NN» – нигде и никогда, и наоборот, – везде и всегда. Это театральное измерение, которое Екатерина хорошо структурировала на сцене, холодное, конкретное, монохромное, ведь это «дело о Чичикове». Оно ещё и мобильное, поскольку огромные конструкции передвигаются и создают дополнительные формы, ассоциации.
– Какие впечатления оставил у вас Чайковский?
– Игорь в городе пробыл целый месяц. У меня же получилось приехать лишь в начале репетиционного периода и перед премьерой. Повезло с погодой, и мне удалось полюбоваться впечатляющей природой города. Чудесное место с большой водой. Вечером гуляли по красивой набережной, и я ощутила огромную силу, мощь Камы.
– Люблю бывать в Чайковском. Здесь сила природы окружает город со всех сторон и подпитывает. Мегаполисы в этом плане рафинированные.
Итак, после интересного общения мне стало ещё более любопытно увидеть новую постановку. И вот я уже в зрительном зале…
Действие начинается в гоголевском городе NN, в который через огромные внушительные ворота входит Павел Иванович Чичиков (актёр Кирилл Максимов) с большим чемоданом и портретом отца в руках. Здесь он собирается провернуть свои махинации, которые должны принести такие желанные деньги. Ведь отец оставил Павла без наследства, хотя всю жизнь уверял сына, что «главное в жизни – копеечка».
В городе псевдопомещика ждёт встреча с угодливым Маниловым (актёр Михаил Ромадин) и его смешливой женой (актриса Зоя Ковех); пьяницей Ноздрёвым (актёр Дмитрий Доморощенов) и вечно сомневающейся во всём Коробочкой (актриса Елена Гречан); прямолинейным Собакевичем (актёр Алексей Анисимов) и одиноким скрягой Плюшкиным (актёр Василий Костоусов). Впрочем всем нам известна сюжетная линия гоголевского произведения, в котором Чичиков, войдя в доверие к местным помещикам, скупает у них «мёртвые души» – умерших крестьян, чтобы заложить их в Опекунском совете и получить реальные деньги, так необходимые для приобретения имения и звания помещика. Однако вовсе не очевидным становится движение души главного героя. Для разбирательства данного дела в сюжет вводится судебный процесс, который ведёт местный следователь-судья (актёр Алексей Волков) и в котором участвуют местные жители.
Прослеживается в постановке и трогательная любовная линия Чичикова с дочерью губернатора (актриса Виолетта Ложкина). Великолепная драматическая составляющая Василия Костоусова в роли Плюшкина затрагивает самые глубокие струны души. К слову, зал разразился благодарными аплодисментами прямо во время спектакля, когда Василий Викторович завершил свой эпизод. Наряду с драматичностью и размышлениями над вопросами бытия немало в спектакле и юморных моментов. Чего только стоит сцена с похоронами председателя (актёр Сергей Пантющев) или судебный допрос двух дам (актрисы Анна Зикс и Светлана Дорохова)!
В общем, смело могу рекомендовать к просмотру спектакль «Мёртвые души», поставленный на сцене Чайковского театра драмы и комедии. За два с половиной часа вы не только вспомните содержание бессмертного произведения Николая Васильевича Гоголя, но и погрузитесь в великолепную игру чайковских актёров, задумаетесь о жизни и просто чудесно проведёте время в уютном месте.
«Как можно завести благоустройство в здешней жизни, не помысливши о другой жизни… Покамест не помыслят, бросят всё, из-за чего едят и грызут друг друга на земле, не подумают о благоустройстве душевном, не установится и земное благоустройство. Подумайте не о мёртвых душах, а о своей живой душе. С Богом! На другую дорогу!» – слова Николая Васильевича, актуальные в его время, своевременно звучат и сейчас. Прислушался ли к ним Чичиков. Поймём, наконец, ли мы с вами…
Следующий показ премьерного спектакля «Мёртвые души» состоится 16 ноября в 18 часов. Добро пожаловать в храм Мельпомены!
Вера Мухаметдинова
Фото предоставлено Чайковским театром драмы и комедии.
Как живёшь, дальнобой?
Накануне Дня автомобилиста нам удалось интересно побеседовать с чайковским дальнобойщиком Валерием Вершининым. Он сейчас далеко, на пути в Якутию вышел с нами на связь из Тынды – столицы БАМа. Разговор получился душевный и позитивный. О настоящей мужской профессии, о мечтах, о водительском братстве – в эксклюзивном интервью «Частному Интересу»