Путь к победе длиной в 20 лет
В Чайковском завершён муниципальный этап 32-го всероссийского конкурса «Учитель года». Конкурсные испытания и волнения позади. Победители в четырёх номинациях определены. Абсолютным победителем признана Оксана Гильманшина, учитель русского языка и литературы школы «НьюТон». Для педагога это уже четвёртый профессиональный конкурс, и здесь она достигла наивысшего результата
Конкурс «Учитель года» в Чайковском проходил с 29 января по 1 февраля. В нём участвовали 19 педагогов. Победителей определяли в четырёх номинациях: «Учитель», «Педагог дошкольного образования», «Специалист в области воспитания» и «Педагог обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
По результатам конкурса, лучшим педагогом, работающим с особенными детишками, стала Наталья Хабарова, учитель-логопед детского сада № 36 «Звоночек». Лучшим советником по воспитанию была признана Елизавета Чиркова из школы п. Прикамского. Лучшим педагогом дошкольного образования была выбрана Елена Герасимова, воспитатель дошкольной группы школы «НьюТон». В номинации «Учитель» победу одержала учитель русского языка и литературы школы «НьюТон» Оксана Гильманшина, имеющая за плечами 26 лет педагогического стажа и участвующая в конкурсе в четвёртый раз. Она же была признана абсолютным победителем.
Мы пообщались с Оксаной Викторовной сразу после завершения конкурсных баталий, захватив свежие эмоции и впечатления. Оксана Гильманшина переехала в Чайковский из Чернушки почти пять лет назад и уже успела ярко заявить о себе в педагогическом сообществе нашего округа.
– Оксана Викторовна, почему Вы выбрали школу «НьюТон»?
– В «НьюТоне» реализуется профильное обучение. Мы с дочерью выбрали научное направление, по которому она успешно обучается. В школе создаются условия и для развития учителей, здесь мощное корпоративное обучение. С такой поддержкой, идя в одном направлении, учителям становится легче работать.
– Комфортно ли Вам в Чайковском?
– Мы живём в шаговой доступности от школы, это очень удобно. Очень люблю просто гулять по городу летом. Это заряжает и успокаивает. В своём плотном графике обязательно нахожу время для посещения театра, музея, люблю ходить в кино. Мне здесь нравится.
– В своё время Вы выбрали филологический профиль. Где Вы учились?
– Педагогическое образование у меня не единственное. В 1994 году я поступила в Осинское педагогическое училище, где получила прекрасное образование по специальности «Учитель начальных классов с правом преподавания русского языка и литературы». После училища работала в Чернушинской школе, затем в п. Октябрьском, заочно получила юридическое образование, окончив ижевский колледж. Поняв, что юриспруденция – не моё, отправилась поступать в Пермский педагогический университет на филфак. Ещё на практике, которую проходила в педучилище, поняла, что мне интереснее преподавать в основной школе. Что я и делала в Чернушке параллельно с должностью завуча, в которой проработала 16 лет. Также получила образование управленца. В прошлом году обучилась на логопеда. Эти знания я использую для повышения эффективности уроков русского языка. Проработав много лет с ребятами старшего возраста, пришла к выводу, что мне это нравится.
– Оксана Викторовна, наверное, Вы обожаете читать, раз учите этому своих ребят?
– Это прозвучит странно, но нет. Я обладаю математическим складом ума, точные науки всегда давались мне лучше. Расскажу курьёзный случай, который произошёл со мной в школе. Учитель русского языка на итоговом сочинении в выпускном классе сказал, что я никуда не поступлю. А я резко ответила: «Назло Вам пойду на филологический». Фраза оказалась пророческой. Математический склад ума очень помогает мне в преподавании. Я всегда ученикам говорю: математика – это логика. Если её развить, человек будет успешен в любой области, в том числе в русском языке, который построен на закономерностях. Анализ литературного произведения – это тоже причинно-следственные связи.
– В «НьюТоне» Вы человек новый, преподаватель с большим стажем. Наверняка Вам сразу предложили принять участие в конкурсе «Учитель года»?
– Для меня это уже четвёртый конкурс. В 2005 году я заняла четвёртое место в новой тогда номинации «Организатор внеурочной деятельности» в п. Октябрьском. В 2013 году в Чернушке заняла на конкурсе второе место в номинации «Учитель». В 2016 году конкурс проходил в нашей гимназии, мне было интересно ощутить себя на своей территории. В итоге заняла третье место. Придя в новую школу в Чайковском, я, если честно, ждала, что мне предложат принять участие в «Учителе года». Но специально к этому не стремилась, больше искала что-то для своего профессионального развития. В «НьюТоне» есть очень хорошая практика проведения открытых уроков, и те, кто их даёт, всегда на виду. В прошлом году я стала победителем Фестиваля открытых уроков, который проводится в нашей школе, и завуч Валентина Вячеславовна Ошмарина написала мне: «Оксаночка, конкурс тебя уже ждёт!» Я этой идеей загорелась и на предложение администрации ответила согласием.
– То есть к званию абсолютного победителя Вы пришли, трижды пробуя себя в конкурсе. Какие эмоции испытали после объявления результатов, как проходили конкурсные дни – поделитесь своими ощущениями.
– Была некая уверенность в победе, предчувствие, потому что меня готовила настолько мощная команда, которая имеет опыт призового места на краевом конкурсе и в сингапурских технологиях, в которых работает сейчас значительная часть педагогов нашей школы. Я одна из первых, кто начал осваивать эти технологии, я презентовала их на «Учителе года». Для города это новшество, приятно рассказать о нём. А профессиональный конкурс предоставляет лучшие условия для этого. На финальных испытаниях волнения не было абсолютно, была уверенность в том, что я всё делаю правильно. А вот на сцене, перед объявлением результатов, чувствовалось небольшое напряжение. И когда назвали моё имя, в голове возникла мысль, что это не моя личная победа, это триумф всей школы. Такой команды я ещё не встречала, хотя сама в Чернушке довела многих конкурсантов до призовых мест в качестве сопровождающего.
– Оксана Викторовна, расскажите немного о сингапурских технологиях, которые Вы представили на конкурсе.
– Я работаю с этой системой четвёртый год. Началось всё с приглашения на вебинар на платформе «ЯКласс», где я получила ответы на вопросы о том, как научить детей мыслить. После вебинара прошла курс Лилии Мухаметшиной, потратив на обучение первый свой аванс в новой школе. Обучившись, сразу начала его практиковать. Необычный подход к урокам заметила администрация школы, и через полгода в системе стали обучаться ещё двадцать педагогов «НьюТона». Лилия Мухаметшина – международный тренер по сингапурской системе из Казани, сейчас живёт в Сингапуре, преподаёт по всему миру. В Чайковском провела два разных больших семинара, 25-26 февраля приедет обучать административные команды. Сингапурские технологии можно применять на всех уроках, они развивают критическое и креативное мышление детей, учат сотрудничеству, активному слушанию, поддержке. Каждый шаг в этой методике направлен на ребёнка. И мне это очень близко.
– Приведите, пожалуйста, для наглядности пару приёмов этой системы.
– Начинается всё с рассадки – дети сидят друг напротив друга, парты соединяются по две, чтобы ученики могли работать в команде. Есть очень эффективный приём «Углы», когда школьникам предлагается какое-то высказывание, они его фиксируют, а затем расходятся по указанным углам с определёнными решениями проблемы и обосновывают свой выбор. Ещё приём «Четыре квадрата», когда они рисуют отвлечённые предметы, затем выстраивают ассоциации с определённым понятием. Идёт хороший креатив, видна глубина понимания материала. В системе более 250 подобных структур.
– Оксана Викторовна, поделитесь наблюдениями, чем запомнился профессиональный конкурс в Чайковском.
– Мне понравилась возможность наблюдать за выступлениями других конкурсантов по видео, это даёт возможность находить для себя интересные приёмы, которые применяют другие. Замечательно работал пресс-центр седьмой школы, который доставал самую важную информацию с каждого конкурсного дня и оригинально оформлял её в ВК. Очень профессионально велась работа независимой счётной комиссии, было невозможно предугадать, у кого сколько голосов. Система двойного жюри, когда последнее испытание оценивало Большое жюри, было для меня открытием. Порадовало и обилие спонсоров.
– На что будет потрачен Ваш выигрыш?
– Скорее всего, на обучение. Я всё время где-то учусь. Есть задумка обучиться приёмам развития креативного мышления.
– Оксана Викторовна, на краевой уровень конкурса «Учитель года» настроены?
– Выйдя после церемонии награждения с главным призом конкурса – Хрустальной жемчужиной, я уже получила предложение представлять чайковскую территорию в Перми. Если получится принять участие в качестве конкурсанта, будет здорово!
– Пожелайте что-нибудь тем педагогам, которые думают, принимать участие в конкурсе или нет. Ведь подготовка к «Учителю года» отнимает много сил и времени, и не все идут на это.
– Если есть сомнения, нужно уединиться и подумать: что конкурс даст тебе как участнику. Для меня каждый конкурс – это профессиональный рост и возможность посмотреть на себя со стороны. Конкурс – это стартовая линия, с которой можно расти дальше. Участие в нём всегда идёт на пользу.
Поздравляем Оксану Гильманшину с яркой победой и желаем победы в краевом этапе конкурса!
Беседовала Вера Мухаметдинова.
Фото: vk.com/obrazovanie_chaikovskiy
Давид Волк: «Верю в Россию бесконечно»
Приятный и торжественный повод привёл нас в гости к давнему другу редакции, известному в нашем городе человеку – Давиду Фроимовичу Волку. Недавно ему исполнилось 85 лет. Шестьдесят пять из них он живёт в Чайковском, где всё стало родным и близким. Давид Фроимович – хранитель истории нашего города и замечательный собеседник. И в этот раз мы снова вспоминали лучшие страницы летописи молодого города на Каме, как жили и работали первостроители, как боролись с трудностями и радовались достижениям. И разговор сам собой повернулся к теме патриотизма.