Ода лесоводам


Рубрика: Новости сайта
Понедельник,24.03.2025
Ода лесоводам Ода лесоводам Ода лесоводам Ода лесоводам Ода лесоводам Ода лесоводам Ода лесоводам Ода лесоводам Ода лесоводам Ода лесоводам Ода лесоводам

В работе корреспондента есть особый вид репортажа, называется он «Журналист меняет профессию». Суть его в том, что на один или несколько дней корреспондент погружается в абсолютно незнакомую для него сферу деятельности не только в теории, но и на практике. Под руководством опытного наставника он даже выполняет определённые операции, а потом делится с аудиторией своими впечатлениями, раскрывает тонкости профессии изнутри. Так получилось и у корреспондента «ЧИ» Дианы Байдиной. С тем только отличием, что в профессию лесного рабочего она погружалась не один день, а два года подряд. Предлагаем вниманию читателей очерк Дианы о том, как в окрестностях Чайковского проходят работы по восстановлению леса после рубок.  


Зачем в лесу меч?

Ранней весной 2023 года, находясь в отпуске по уходу за ребёнком, я стала искать подработку, не связанную с журналистикой. Мне давно хотелось принять участие в высадке лесных деревьев, и именно такую вакансию я увидела на сайте «Авито». Требовались мужчины и женщины для проведения лесовосстановительных работ в Чайковском районе. Пройдя короткое собеседование по телефону, через несколько дней, в середине апреля, я в составе небольшой бригады поехала в лес. Выдел находился за деревней Чернушкой.


Изначально я очень плохо представляла себе, как будут проходить посадки юных сосен. Думалось, что нам предстоит копать лопатами ямы под метровые саженцы. На деле же всё оказалось совсем не так. В багажнике удивительно проходимого «Ларгуса Кросс» мы привезли несколько мешков с однолетними сеянцами сосны – с открытой корневой системой (ОКС). Их размер в среднем 20 см от макушки до кончика корня. Они были связаны в пучки по 100-120 штук. Нам предстояло в две пары посадить порядка 3,5 тыс. сеянцев на площади около 1 гектара. Расстояние между сосёнками – 40 см. Здесь расчёт идёт на то, что часть сеянцев может не прижиться. Такие посадки называются сплошными. А ещё есть «дополнения» – когда на ранее засаженном выделе место погибших сеянцев занимают новые зелёные «малыши». План по посадкам и другим лесовосстановительным работам для каждого выдела составляет лесничество.


Главное орудие труда на лесовосстановлении совсем не лопата, а меч Колесова. С его помощью рабочий делает глубокую узкую лунку, а потом им же, отступив 5-10 см, крепко прижимает в земле корень юной сосны или ёлочки. Посадка обычно происходит в парах. Задача второго работника сортировать сеянцы, опускать их в лунки и помогать притаптывать землю после посадки. Притаптывание – тоже неотъемлемая часть процесса, оно призвано утрамбовать грунт у корней, чтобы уменьшить риски их подмывания во время дождей и таяния снега.


Лесовосстановительные работы требуют не столько физической силы, сколько выносливости. После моей первой смены в лесу и нескольких тысяч наклонов и приседаний мышцы ног настолько забились, что два следующих дня я едва могла ходить. Благо, как раз в это время погода не благоприятствовала выездам на природу, и я успела восстановиться.


Прежде чем приступить непосредственно к посадкам, на выделе надо провести подготовку почвы. Делает это трактор с плугом: он пропахивает борозды на расстоянии четырёх метров друг от друга, срезая плодородный слой. Это необходимо для того, чтобы буйная растительность не погубила сеянцы хвойных пород в первые месяцы жизни в лесу


Лесовода ноги кормят

Второй выезд был связан с посадкой «дополнений». «Диана, Вы готовы пройти около десяти-пятнадцати километров за день?» – спросил меня начальник по телефону. Конечно, я была готова, хотя ноги ещё ныли после первой смены в лесу. На этот раз мы поехали на выдел в районе Объездной дороги. В прошлом году там уже прошли сплошные посадки, и сейчас надо было обойти всю делянку в поисках неприжившихся сосен и посадить на их место новые. Теперь, учитывая свой прежний опыт и пример коллег, я работала только в наклон, исключив приседания, – так нагрузка на ноги была более щадящей.


Работа в лесу напрямую зависит от погоды. Часто решение о выезде бригадир принимает рано утром в день выезда, ориентируясь как на прогноз, так и на собственные ощущения 


Оптимальное время для посадки сосен в открытый грунт – ранняя весна или осень, до наступления или после окончания заморозков. Это и самое благодатное время для работы в лесу. Гнуса ещё нет, стоит опасаться только клещей, да и летняя жара не мешает трудиться весь день. С середины апреля до начала мая мы выезжали на работу как все белые люди – около восьми утра, в город возвращались в четыре-пять часов вечера. План по весенним посадкам мы выполнили в срок – до окончания периода вегетации сосен, то есть до первых чисел июня.


Юная сосна для лосей – настоящий деликатес, они откусывают верхушечную почку, чем сводят практически к нулю шансы сеянца на выживание. Даже если сосна продолжит расти за счёт боковых почек, она уже никогда не будет по-настоящему стройной. И именно поэтому каждый уважающий себя лесовод считает лося своим заклятым врагом


Успеть до жары

Полтора месяца работы в лесу пролетели для меня на одном дыхании. Следующие посадки планировались только в сентябре, а сейчас перед мужчинами из нашей бригады стояли другие задачи. Им предстояло заниматься агроуходами, обустраивать в лесу зоны отдыха (по-простому – беседки), с помощью бензопил и кусторезов расчищать квартальные дороги и просеки, обновлять минерализованные противопожарные полосы, заниматься прореживанием посадок (осветлением). Мои услуги пока не требовались, и я решила начать подрабатывать в столярной мастерской, уже в другой компании. Но дышать древесной пылью после свежего лесного воздуха мне не понравилось, и через две недели я опять попросилась в лес. Мне позволили вернуться обратно, но поставили условие освоить кусторез и работать «без скощух», то есть почти наравне с мужчинами.


Режим труда теперь изменился. В обед уже стояла невыносимая жара, поэтому в лес мы стали выезжать в четыре-пять утра, чтобы закончить смену в 12-13 часов. Кроме жары работу осложнял гнус. С утра нас одолевали комары, ближе к полудню их сменяли пауты, мошка и мухи. Репелленты почти не помогали, поскольку стоило нам вспотеть, как их действие улетучивалось. Спасал в такой ситуации только юмор. Благо, у ребят в бригаде с ним не было проблем. Настоящей отдушиной было искупаться сразу после смены, если по пути из леса был водоём.


«Где просвет, где прогал?»

На расчистке квартальных дорог, минполос и просек нам регулярно приходилось идти сквозь бурелом (в лесу чаще говорят «ветровал»). Брёвна и брёвнышки сначала распиливали, срезали мешающие кусты и молодые деревца, потом убирали их в стороны. Однажды наш бригадир Дмитрий прошёл с кусторезом по упавшим стволам, спиливая на ходу кустарник и тонкую осину, которые мы потом растаскивали в стороны. А когда пришло время возвращаться, он даже не смог понять, как умудрился забраться по ветровалу так далеко, и главное: как теперь идти обратно?!


Ещё одна забавная ситуация была связана с разведкой на одном из выделов недалеко от Марковской дороги. В поисках квартального столба мы с коллегой поднимались в гору по ветровалу, перепрыгивая с одного упавшего дерева на другое, пролезая под стволами. Мы рассчитывали выйти к лесной дороге, но в какой-то момент поняли, что заплутали. Профессиональный навигатор остался у других ребят, и сориентироваться можно было только по солнцу. Пытались аукать, но из-за холмистой местности наши крики никто не слышал, телефонной связи не было. Можно было вернуться обратным путём, но вновь пробиваться через бурелом не хотелось. Внезапно путь нам преградило довольно широкое болотце. Кое-как отыскав тропу вокруг него, мы поднялись ещё на один холм, и вдруг совсем рядом прозвучал голос нашего товарища. Он услышал, как мы ломимся через плотные кусты, и позвал нас. Оказалось, до дороги оставалось не более десяти метров, но мы даже не могли разглядеть её из-за густой поросли.


Иногда стена кустов и деревьев по краям расчищаемого участка была настолько плотной, что даже убрать брёвна и спиленные ветки оказывалось большой проблемой. Приходилось продираться с ними в глубь леса, рискуя вывихнуть ногу или остаться без глаза. Именно поэтому во время таких работ я носила трекинговые ботинки с высоким берцем и защитные очки, которые несколько раз уберегли меня от травм.


Лес и кусторез

Никогда не забуду свой первый опыт работы с кусторезом. Надо было спиливать не только кусты, но и лиственные деревца с диаметром ствола 8-9 см. Наблюдая за работой мужчин и помогая растаскивать спиленную растительность, я уже понимала, как управляться с кусторезом максимально безопасно для себя и других. Но всё-таки первый раз взять в свои руки бензоинструмент было страшно. И это несмотря на то, что когда-то в Перми, подрабатывая в бригаде промышленных альпинистов, ваша покорная слуга освоила болгарку. Зато спустя несколько смен я даже расстраивалась, если у меня забирали любимую «жужжалку» и отправляли на другой фронт работ.


Хвойное дерево мало посадить. Его необходимо вырастить. А значит, обеспечить должный уход, который повысит его шансы на выживание в жёсткой конкурентной борьбе за место под солнцем. Лиственные породы растут гораздо быстрее хвойных, лишая последних необходимых ресурсов. Малинник, высокая трава – даже они легко могут погубить сеянцы сосны и ели в их первые годы жизни в лесу. Чтобы повысить шансы хвойных на выживание, проводятся агротехнические уходы. И здесь тоже один из главных инструментов – кусторез.


Часто, приезжая на выдел, мы не могли разглядеть в буйных зарослях даже трёх-пятилетние сосёнки и ёлочки. Прежде чем начать косить, нам приходилось идти на разведку по борозде, чтобы определить места их произрастания и случайно не срезать вместе с другой порослью.


Медленно, но верно

Пролетело лето, закончились расчистки и агроуходы, и мы снова поехали на посадки. Теперь уже нам предстояло сажать ёлочки с закрытой корневой системой (ЗКС). Они выращиваются в специальных кассетах, имеют более сильную корневую систему и потому приживаются в открытом грунте практически на сто процентов. На сплошных посадках их размещают на расстоянии одного метра друг от друга.


Работа проходила в лесах за Кемулем и станцией Каучук. Нам не только пришлось приноровиться носить с собой не пучки, а кассеты, что гораздо менее удобно, но и бороться с очень твёрдым грунтом, который ещё и комьями налипал на меч. Чтобы сделать одну лунку, мужчинам приходилось по четыре-пять раз пробивать глинистую землю. Это изрядно изматывало, и посадки продвигались медленнее, чем обычно. Но зато на следующий год, оказавшись поблизости от этих выделов, мы с гордостью отметили, что ёлочки действительно очень хорошо прижились.


Закончился сезон лесных работ 2023 года только в ноябре. Снова взяв кусторезы и бензопилы, мы занимались осветлением посадок сосен. Осветление – это первые рубки ухода, они проводятся спустя семь-десять лет после высадки сеянцев в открытый грунт. Наша задача состояла в том, чтобы убрать всю растительность, затеняющую хвойные. Эта работа уже больше походила на лесоповал.


«Ах, как хочется вернуться… »

В 2024 году я уже не только ездила в лес как работник, но и занималась организацией посадок. В этом сезоне мы трудились не в две-три пары, а набирали на смену по пять-семь пар. Очень выручали школьники старших классов и студенты. Хотя многие ребята, съездив в лес один раз, больше там не показывались. Причём девушки зачастую проявляли большую выносливость в достаточно экстремальных условиях, чем юноши. Так, больше всего выездов с нами сделали восемнадцатилетние Аня, Алиса и Егор.  


Костяк же бригады состоял из молодых мужчин и женщин в возрасте от 28 до 40 лет. Интересно, что две моих коллеги, Анастасия и Юлия, так же, как и я в начале своей «лесной карьеры», находились в отпуске по уходу за ребёнком. Теперь наш роман с лесом окончен. Все мы вернулись на постоянное место работы.


Оглядываясь назад, я понимаю, что не задержалась бы в лесу на целых два сезона, если бы мне не повезло с коллективом. В лесу остаются работать люди с определённым складом характера, можно сказать, «адреналинщики» и романтики. Лес и тяжёлый физический труд постоянно испытывают тебя на прочность. Ни один рабочий день здесь не похож на другой. Чтобы поднять бодрость духа, постоянно звучат шутки-прибаутки, весёлые байки и истории. Но самое главное – ты испытываешь удовлетворение от того, что делаешь.


Очень хочется спустя годы вернуться в те места, где мы сажали деревья, и увидеть там большой шумящий хвойный лес.



Диана Байдина

Фото автора



Информация:

На арендаторов лесных участков возложена обязанность по охране и защите леса, воспроизводству и восстановлению лесных насаждений. Как правило, сеянцы для этих целей они закупают в специальных питомниках. После посадки одно-двухлетних сосен и ёлочек в лесу за ними в течение первых лет должен вестись качественный агротехнический уход. Его главная задача не дать высокой траве, быстрорастущим деревьям и кустарникам погубить совсем ещё крохотные хвойные деревья. По правилам лесовосстановления, агроуходы должны проводиться регулярно в течение пяти-семи лет после посадок


По итогам лесовосстановительного сезона 2024 года в Пермском крае баланс выбытия и воспроизводства лесов составил 100 % – это 46 100 га. Наш регион три года подряд становится лидером в Приволжском федеральном округе по лесовосстановлению. В 2025 году планируется восстановить 50 400 гектаров


Мнения:



Просмотров: 320


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Давид Волк: «Верю в Россию бесконечно»

Давид Волк: «Верю в Россию бесконечно»

Приятный и торжественный повод привёл нас в гости к давнему другу редакции, известному в нашем городе человеку – Давиду Фроимовичу Волку. Недавно ему исполнилось 85 лет. Шестьдесят пять из них он живёт в Чайковском, где всё стало родным и близким. Давид Фроимович – хранитель истории нашего города и замечательный собеседник. И в этот раз мы снова вспоминали лучшие страницы летописи молодого города на Каме, как жили и работали первостроители, как боролись с трудностями и радовались достижениям. И разговор сам собой повернулся к теме патриотизма.

Другие новости:

Напишите нам