Вверх по реке
Уважаемые читатели! «Частный Интерес» открывает новую рубрику «Река жизни». Её цель – рассказывать об истории речного флота в Чайковском, Камского речного пароходства в целом и тружениках голубых дорог Прикамья. Старшее поколение речников безвозвратно уходит от нас, унося с собой воспоминания о такой романтической и в то же время опасной профессии. Так, 13 марта 2025 года не стало Юрия Бехтерева, более тридцати лет проработавшего на флоте в должностях механика, штурмана и капитана. «ЧИ» поговорил с родственниками Юрия Ивановича о его жизни и трудовом пути.
Ягоды жизни
Юрий Бехтерев родился 30 августа 1940 года на реке Вятке – прямо на пароходе, где служил его отец Иван Бехтерев. Детские и юношеские годы прошли в столице вятских речников – посёлке Аркуль Уржумского (ныне – Нолинского) района Кировской области. Посёлок стоит на берегу затона главной водной артерии области. В начале XX века здесь появились судоремонтные мастерские, давшие жизнь новому посёлку, а впоследствии – судоремонтному заводу.
Детство будущего капитана пришлось на тяжёлые военные и послевоенные годы. Нужда и неполноценное питание очень плохо сказывались на его здоровье. Мальчик рос маленьким и худеньким, у него очень сильно болели ноги. «Когда папе было около трёх-четырёх лет, доктор заявил родителям, что он не жилец,
– рассказывает Денис Бехтерев, младший сын Юрия Ивановича. – А детских садов тогда не было, и в навигацию мои дедушка с бабушкой брали папу с собой на пароход. На реке Вятке очень много островов с чёрной смородиной, и члены экипажа постоянно её собирали. И вот однажды, когда папа лежал в каюте, он дотянулся до ведра с чёрной смородиной и начал есть. Его отец увидел это и каждый день стал собирать для него ягоды. Потом навигация закончилась, все вернулись на берег. И как-то раз мой дед шёл домой и повстречал того самого врача. Врач спросил: «Ну, где Юрку похоронили?» А дед говорит: «Да вон он, бегает быстрее других». Вот так мой папа обманул смерть. А смородину он всегда называл ягодой жизни».
Полный вперёд!
После школы Юрий Бехтерев решил поступать в училище с полным гособеспечением. В тяжёлые послевоенные годы такой шаг был весьма разумным. Выбор пал на Пермское речное училище. В марте 1961 года он окончил ПРУ по специальности «Силовые судовые установки» с присвоением квалификации «Техник-судомеханик».
Свой трудовой путь Юрий Иванович начал с Камской судоверфи. В апреле 1961 года он был временно принят на теплоход «Задонск» в должности рулевого, а в июле переведён третьим помощником механика на буксирный теплоход «Озёрный-100» (судно изрезано на металлолом в Заозёрской РЭБ в конце 1990-х годов). За год службы молодой специалист прошёл путь до первого помощника механика, и в сентябре 1962 года занял должность механика на буксире-толкаче ОТА-855 (эксплуатируется в Перми до сих пор). На этом теплоходе Юрий Иванович проработал пять лет, до апреля 1967 года. Последние три навигации – механиком – вторым штурманом. В этой же должности его перевели на новенький толкач «Дунайский-58», построенный в Венгрии в декабре 1966 года (с 2009 года судно находится на холодном отстое на территории Чайковской РЭБ). Через год Юрий Бехтерев снова пошёл на повышение – стал механиком – первым штурманом «Дунайского-61». Этот теплоход экипажу сначала предстояло пригнать в Чайковский из Венгрии.
Место подвигам
«Дунайские» строились на заводе MHD Obudai Gyaregyseg в Будапеште. Чтобы переправить их на Каму, нужно было пройти путь по Дунаю, Чёрному морю, Дону и Волге. Как поясняют ветераны флота, ради этого речному кораблю выдавалось специальное разовое разрешение на выход в море.
«Папа поддерживал советскую власть, но в коммунистической партии не состоял. А беспартийных в то время за границу не выпускали, – рассказывает Денис. – Тем не менее в Венгрию он всё-таки отправился. С его слов, пока теплоход шёл из Будапешта в порт приписки, экипаж занимался доработками судна: что-то за ненадобностью убирали, что-то достраивали. Во время рейса приходилось принимать и нестандартные решения. Например, недалеко от устья Дуная, под Измаилом, им было нужно пройти под очень низким мостом, и команде пришлось ради этого разобрать мачту».
Служба на флоте требовала от речников не только смекалки, как в этой ситуации, но и мужества, и самоотверженности. Именно так – одним словом «Самоотверженность» – называлась заметка в газете Камского речного пароходства «Большая Кама», главным героем которой стал Юрий Бехтерев. Заметка рассказывала о том, как вечером 26 сентября 1974 года теплоход «Дунайский-61» подошёл к нефтестанции в Соколках (Татарстан) заправиться топливом. В это время возник пожар. «Механик – первый штурман теплохода Ю. И. Бехтерев мгновенно оценил ситуацию и взял на себя руководство тушением пожара. Сначала он поставил у швартовых вахтенных матросов, чтобы в опасный момент срочно отдать швартовы. Присоединили пожарные шланги. Бехтерев бросился в самый очаг пожара. Ликвидировав огонь в помещении, он полез на крышу, где полыхала труба, и в течение двух часов на холодном ветру боролся с огнём», – писала «Большая Кама». Потом на помощь подоспел теплоход «Оханск», и огонь, наконец, был потушен. Автор заметки В. Иванов оказался свидетелем этих событий, и вывод его был однозначным: именно благодаря действиям Юрия Бехтерева нефтестанцию удалось спасти от взрыва. А значит, и уберечь Каму от экологической катастрофы.
На высоких скоростях
На «Дунайском-61» Юрий Иванович проработал до марта 1975 года. С этого момента начался его трудовой путь на скоростном пассажирском флоте. Ровно восемнадцать лет, до 1993 года, он служил капитаном-механиком на скоростных пассажирских теплоходах на подводных крыльях. Это были «Метеоры» № 42, 89, 102, 209, «Ракета-73». Ходил в рейсы до Набережных Челнов и Перми.
«Последнее судно, на котором работал папа, – это «Метеор-209». Теплоход до сих пор в строю, ходит в Петербурге. Очень хочу когда-нибудь на него попасть, – говорит Денис Бехтерев. – С этим «Метеором» у меня связано одно из самых ярких воспоминаний детства. Папа время от времени брал меня в рейсы. Однажды, мне тогда было шесть лет, мы пошли в Набережные Челны. И папа поставил меня за штурвал – я минут пятнадцать под его присмотром управлял «Метеором».
Старший брат Дениса Дмитрий Бехтерев буквально вырос на теплоходах и даже успел в 1990-е годы поработать в РЭБе токарем. Супруга Юрия Ивановича Дания Шакировна несмотря на то, что большую часть жизни занималась юриспруденцией, в юности служила матросом на теплоходе «Пропагандист». Собственно, именно флот и свёл вместе будущих супругов. А когда у них родился первенец, в рейсы ходили уже всей семьёй, впрочем, как и многие другие речники. «А я всё своё детство провёл в РЭБе и на «Метеорах». Когда папа возвращался из рейса, я после садика постоянно бегал встречать его на третий причал, – вспоминает Денис. – Он всегда привозил вкуснейшее мороженое из Набережных Челнов или какие-нибудь другие подарки. Закончив подготовку к утреннему рейсу, мы возвращались домой уже после полуночи. И часто в восемь утра ему уже снова надо было быть на теплоходе».
В 1993 году Юрия Ивановича перевели в распоряжение ремонтно-механического завода «Воткинскгэсстроя», где он трудился мастером котельной, и в 1999 году вышел на заслуженный отдых. Однако просто сидеть дома не смог и вернулся на базу флота – уже в качестве охранника. «Папа не хотел расставаться с теплоходами, его тянуло к ним с непреодолимой силой. Много лет даже простой обход территории РЭБа приносил ему радость. Уже не работая, он часто ходил на берег в районе порта и базы флота, гулял там с внуками. Вся его жизнь, от начала и до конца, была неразрывно связана с рекой, с нашей Камой», – подытоживает Денис Бехтерев.
«Дунайский-61», на котором Юрий Бехтерев проработал с 1968 по 1975 год, сейчас утилизирован. Согласно базе данных сайта fleetphoto.ru, в 1993-м на реке Дон было затоплено машинное отделение теплохода. Через четыре года судно разрезали на металлолом.
Награды
За годы службы Юрий Бехтерев получил множество наград, благодарностей и почётных грамот. В 1969 году ему было присвоено звание «Лучший механик Министерства речного флота». Награждён знаком «Победитель соцсоревнования 1980 года». В 1986 году присвоено звание «Ветеран труда Чайковской РЭБ флота», в 1987-м – звание «Специалист высшего класса (механик)».
Диана Байдина
Фото из архива семьи БехтеревыхКак карта ляжет
Когда в Чайковском появится безналичная оплата проезда в общественном транспорте?Понедельник, 31 марта 2025
Давид Волк: «Верю в Россию бесконечно»
Приятный и торжественный повод привёл нас в гости к давнему другу редакции, известному в нашем городе человеку – Давиду Фроимовичу Волку. Недавно ему исполнилось 85 лет. Шестьдесят пять из них он живёт в Чайковском, где всё стало родным и близким. Давид Фроимович – хранитель истории нашего города и замечательный собеседник. И в этот раз мы снова вспоминали лучшие страницы летописи молодого города на Каме, как жили и работали первостроители, как боролись с трудностями и радовались достижениям. И разговор сам собой повернулся к теме патриотизма.