Александр Абдулаев: «Писателем не становятся сразу, у каждого свой тернистый путь»


Четверг,17.09.2020
Александр Абдулаев: «Писателем не становятся сразу, у каждого свой тернистый путь»

Наш город – кузница кадров. И живут в нём люди самобытные, творческие, не похожие друг на друга. С одним из них – писателем, членом Союза писателей России и Удмуртии, автором 18 книг Александром Абдулаевым – мы встретились недавно. Поводом для интересного разговора стала его новая книга «Багряное солнце», увидевшая свет в июле этого года. 

 

– Александр Шарифович, как начался Ваш творческий путь, что привело к тому, что Вы стали писателем? 

– Я работал мастером в СУ-2 «Воткинскгэсстроя», наша бригада строила дома в Чайковском. Работа интересная, мне всё время хотелось рассказать, как строился город, как работают люди простых профессий. В «Воткинскгэсстрое» работали профессионалы, они могли построить любой объект. Порой использовал перерыв, чтобы написать заметку, писал на обратной стороне старых бланков, каких-то накладных и относил их в газету «Камский строитель». Если бы тогда мне сказали, что мои статьи никуда не годятся, я не стал бы, наверное, дальше писать. Поддержка редактора Риммы Жигулёвой дала импульс к творческому самовыражению. Писателем ведь нельзя стать вот так вдруг, сразу, нужно пройти эволюционный путь, у каждого он свой и непростой.  

 

– Уверена, что путь от газетных заметок до авторских произведений был тернист и нелёгок. Насколько я знаю, Ваш творческий багаж наполнен не только художественными, но и документальными произведениями. И все они так или иначе затрагивают тему войны, Чернобыля и человека, прошедшего через страшные события. Почему Вы пишете об этом? 

– На предприятие, где я работал, в сентябре 1986 года пришла правительственная телеграмма – направить опытных мастеров на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы. Мы все подчиняемся приказам. Принятие решения поехать на Украину и помочь не вызвало в моей душе никаких колебаний, я был уверен в своём мнении, хотя мы уже знали о последствиях атомной бомбардировки американцами мирных японских городов в 1945 году. Мир был напуган пагубным воздействием радиации на живой организм. В радиационной зоне солдаты занимались разгрузкой материалов с барж на причале реки Припять. Работа велась круглосуточно. Эти стройматериалы были необходимы для возведения объекта «Укрытие» над четвёртым энергоблоком станции, чтобы уменьшить опасные выбросы в окружающую среду. Везде была радиация: на земле, на конструкциях, на нас. Именно там, где я работал в течение двух месяцев, я и другие мои товарищи встречали такие картины, которые не увидишь ни на одной войне: изредка встречались домашние животные с облезлой шерстью, заброшенные дома с пустующими окнами, где ещё недавно люди радовались жизни, кругом была пустота… И вместе с тем жизнь продолжалась и в этих условиях. Осенью некоторые жители стали возвращаться в родные места. Их можно было увидеть на своих участках, в основном это были престарелые люди. Эти факты меня в то время настолько поразили, что я задумался написать об этом. К слову, природа там очень красивая – украинское полесье, которое я увидел во всей осенней красоте. И этой красотой теперь никто не может наслаждаться в перспективе. Очень печально от мыслей, какой урон нанесла атомная катастрофа природе.  

 

– После возвращения домой Вы сразу написали об этом?

– Нет, идею я вынашивал около пяти лет. И первым произведением стала документальная книга «Имя сей звезды горькая полынь», написанная в соавторстве с журналистом газеты «Огни Камы» Верой Лекомцевой. Это документальное повествование о чайковцах, которые подвергались облучению выполняя свой воинский долг. Книга о простых солдатах необъявленной войны, которые делились своими воспоминаниями. И это не только ликвидаторы чернобыльской катастрофы. Были ещё Семипалатинский полигон, где впервые начали испытывать ядерное вооружение, Тоцкий полигон, там взорвали атомную бомбу и в эпицентре провели военные учения, производственное химобъединение «Маяк» в Челябинской области, где наработали первый килограмм боевого урана. Везде люди получили облучение. Но информация была настолько секретна, что обычные люди ничего об этом не знали. Благодаря созданию ядерного щита мы несколько десятилетий живём в мире. Тогда наша страна, имея большой человеческий и материальный ресурс, в короткие сроки смогла ликвидировать последствия Чернобыльской катастрофы, угрожавшей экологической безопасности всего мира. Ликвидаторы проявили смелость и самоотверженность, нужно помнить об этом.


– Что Вы ощущали после выхода в свет первой книги?

– Я был слегка удивлён возникшим интересом к книге. Понял, что тема актуальна и что я поделился ещё не всей информацией, которую накопил за годы общения с участниками событий, как в Чайковском, так и в других регионах. Я продолжил писать книги, как в жанре документалистики, так и художественной прозы. От темы чернобыльской катастрофы я не отхожу уже много лет. В то время известный уральский писатель, член Союза писателей России Геннадий Солодников, живший в городе, помог мне определиться с выбором писательского пути. Он дал мне рекомендацию для вступления в Союз писателей России, которой я воспользовался лишь спустя восемь лет. Потом меня увлекло написание очерков и рассказов о реальных людях, которые прошли жернова Великой Отечественной войны. Я понимал, что эта тема крайне необходима для правильного сохранения у современников исторической памяти. Мы должны гордиться нашими предками, которые защищали родину. Для каждого человека важен опыт, накопленный прошлыми поколениями, и он должен его осмысливать в контексте сегодняшнего дня. Я публиковался в «Огнях Камы», в вашей газете и впоследствии выпустил отдельную книгу рассказов о войне «Зверобой», она об Афганской войне. В ней реальные истории наших воинов-интернационалистов. Солдаты и офицеры выполнили с честью свой воинский долг. Война закончилась, и они вернулись домой уже в другую страну. Тема войны и мира – вечная тема и будет привлекать внимание не только писателей. 

 

– Александр Шарифович, расскажите, как Вы пришли к написанию повестей, которые вошли в новое издание «Багряное солнце». 

– Все повести были написаны ранее и через некоторое время были переосмыслены: обогащены языковыми оборотами и сюжетными линиями.  «Багряное солнце» выходило в 2010 году под другим названием – «Горький вермут 1986 года». А третья повесть называлась «Норма» и вышла отдельным изданием  в 2008 году. Все сюжеты связаны местом проживания героев – нашим городом. Практически все мои книги о нашем городе, в нём я нахожу новые сюжеты, и самое главное – людей. В первых двух повестях есть некоторые автобиографические параллели: и автор произведений и главный герой Виктор Клинов, побывав в Чернобыле на ликвидации последствий атомной катастрофы, переосмысливают своё видение жизни и понимают, что мир, оказывается, хрупкая субстанция. Повесть «Манящая пустота» – продолжение первой. А девушка Норма просто очень нравится мне как человек, ищущий своё место в реалиях перестроечного времени, когда многие нравственные принципы стали стираться и чтобы остаться собой, нужно было приложить немалые усилия.  

 

– В следующем году исполнится 35 лет со дня произошедшей катастрофы на ЧАЭС. Вы посвятили свою новую книгу этому событию?  

– Да, и не только. Так случилось, что скоро мне исполняется 65 лет. Поэтому я решил, что книга будет своеобразным подведением творческих итогов. В общем, звёзды так сложились или, возможно, другие обстоятельства, чтобы книга увидела свет.

   

– Когда книгу смогут взять в руки наши читатели, когда она появится в продаже и на полках библиотек? 

– Новое издание «Багряное солнце» я надеюсь презентовать в Чайковском и Ижевске в апреле следующего года. Так сложилась непростая эпидемиологическая обстановка. Кстати, хочу отметить, что книга напечатана в ижевской типографии «МарШак», с которой я сотрудничаю уже не первый год. Подход ижевских издателей, их понимание того, что хочет автор выразить в дизайне книги, мне очень нравится. Обложка должна подсказывать читателю, о чём книга, это своего рода дверца в неё. Думаю, оформление книги, шрифты, бумага – всё это играет важную роль, мне хочется, чтобы читатель взял книгу в руки и с интересом раскрыл её. Тем более что все повествования идут о героях, живших или живущих в одном с ними городе. 


 – Александр Шарифович, расскажите немного о своих творческих планах.  

– Я решил этой книгой закрыть для себя тему войны. Писатель порой должен вживаться в своих героев и быть с ними, мёрзнуть в окопе или попадать под артобстрел. Сейчас переключился на написание небольших рассказов о жизни, об отношениях людей. Я считаю, что любовь всегда торжествует над всем, даже над смертью. Признателен вашей газете за внимание к моему творчеству. Культурная городская среда формируется изнутри, процесс это долгий и находится в постоянном движении.


После содержательной беседы с творческим человеком мне захотелось прочитать «Багряное солнце». Тем более Александр Шарифович лично подписал новенький экземпляр специально для меня. 

  

Вера Мухаметдинова 



Информация:

В ликвидации последствий аварии на ЧАЭС принимали участие 600 тысяч человек со всего Советского Союза, из Чайковского района – 323 человека.


В Чайковском 26 апреля 2016 года, в день 30-летия со дня катастрофы, был открыт памятник ликвидаторам последствий аварии на атомной станции в Чернобыле.





Александр Абдулаев был председателем городского комитета «Чернобыль» с 1992 года, и в том же году его избрали членом Президиума Центрального союза «Чернобыль» России, представлявшим в Москве Уральский регион в течение восьми лет.


В 2017 году Александр Абдулаев вошёл в справочник «Статусная Элита Российской Федерации» наряду с именами людей, внёсших значительный вклад в развитие различных областей российской современности. В 2018 году награждён орденом Ф. Достоевского первой степени за вклад в русскую литературу.


Александр Шарифович Абдулаев – обладатель премии союза «Чернобыль» 2011, 2014  гг., дипломант международной премии «Чернобыльская звезда» 2008 г., лауреат литературной премии Союза писателей Удмуртской Республики (2013). Печатался в литературных журналах: «Север», «Луч», «Италмас», «Великороссъ», «Камертон», «Литературная Пермь», детском журнале «Кизили».     


 


Мнения:



Просмотров: 943


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам