«Я всегда видела себя только в музыке»


Вторник,09.02.2021
«Я всегда видела себя только в музыке»

Наш рассказ о заслуженном учителе России Ольге Александровне Ухиной, проработавшей в школе № 8 восемнадцать лет. Это музыкант-новатор, наставник целого поколения ребят, которые с благодарностью вспоминают её музыкальные занятия.

 

С Ольгой Александровной мы встретились в её уютной квартире, в которой центральное место занимает, конечно же, фортепиано – по-другому и быть не могло, ведь я в квартире музыканта. На стенах фотографии ольховских закатов – прекрасные фотоработы Германа Николаевича Ухина, мужа Ольги Александровны, известного актёра Чайковского театра драмы и комедии, к сожалению, уже ушедшего из жизни.

 

Чайковский сразу стал родным

Ольга Александровна Ухина росла в обычной семье недалеко от Екатеринбурга. Как только в небольшом городке открылась музыкальная школа, она, вслед за старшей сестрой, пошла туда учиться. «Инструмент в то время достать было очень сложно», – вспоминает она. Но однажды музыкальный инструмент всё же появился в их доме – на ГЭС, где работал папа девочек, составляли список того, в чём нуждаются семьи работников. И отец написал: фортепиано. Счастью Ольги не было предела. Ведь уже с детства она знала, что выберет музыкальную тропу.

 

Получив высшее музыкальное образование, Ольга Александровна с семьёй переехала в Чайковский. «Мы жили в Каменск-Уральском, который находится в Свердловской области. Я работала в педучилище, муж в драмтеатре. Там родились сыновья. На тот момент город – промышленный, загрязнённый – не подходил для здоровой жизни. И когда мужу предложили работу в Чайковском театре драмы и комедии, мы с радостью согласились на переезд», – вспоминает Ольга Александровна. Так молодая творческая семья Ухиных обосновалась в Чайковском, ставшим впоследствии для них родным.

 

Творческий полёт

На новом месте Ольга Александровна сразу начала искать работу по специальности. В первый год работала в школе искусств на хоровом отделении. Затем в детском саду № 32. «В садике мне не хватало простора для творчества. Узнав, что в школе № 8 требуется учитель музыки, я решила испытать себя в новых условиях», – рассказывает Ольга Александровна. Так в 1989 году она пришла в восьмую школу. Огромное здание, множество учеников – в каждой параллели тогда училось по пять-шесть классов – её просто поразили. Здесь Ольга Александровна Ухина – человек энергичный, творческий и инициативный – почувствовала, как за спиной расправляются крылья, сложенные долгое время. Проведением уроков музыки она не ограничилась, а сразу взялась за дополнительные занятия: «Школой тогда руководил Пётр Васильевич Логинов, который во всём меня поддерживал и давал свободу выбора. Мне нравилось заниматься дополнительным образованием, в котором я видела возможности воплотить творческие проекты», – вспоминает она начало своего пути в школе. Найдя отклик в сердцах школьников, Ольга Александровна объединила их в музыкальные коллективы. «Уже в первый год у меня было два хора. Потом появились ансамбли. И жизнь забила ключом!», – вспоминает она. Хоры школы № 8 стали принимать участие в городских конкурсах, заявляя о себе всё громче и громче. «Первый для нас фестиваль стал для меня открытием. Я увидела высокий уровень школьных хоров и решила перестроить работу, – вспоминает первые выступления Ольга Ухина. – Тогда-то и пришла в голову мысль обучать детей музыке в рамках школьной программы».

 

Быть первой непросто

Программу эстетических и музыкальных классов, которые Ольга Александровна увидела в журнале «Музыка», она решила внедрить в родной школе. Идея всестороннего развития детей через обучение в музыкальных классах показалась интересной и нашла положительный отклик у руководства школы. Тамара Ивановна Бронникова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, стала первой соратницей музыкального новатора. «Мне повезло с коллегами, – считает Ольга Ухина, – в школе подобрался сильный педагогический состав, которому хотелось соответствовать. Все работали с огромным энтузиазмом и на результат». Так в 1990 году был открыт первый музыкальный класс – в него попали все, кто хотел обучаться музыке в рамках школьной программы. Двадцать три ученика с утра осваивали школьную программу, а после изучали нотную грамоту, инструмент и вокал. «Я вела фортепиано и хор, Ирина Владимировна Гареева обучала игре на аккордеоне и баяне. Надежда Валентиновна Огорельцева, преподаватель музыкальной школы, приходила на уроки музыкальной литературы и сольфеджио», – рассказывает моя собеседница. Основной задачей такого обучения она считала всестороннее развитие детей: «Искусство, и музыка, в частности, очень многое даёт детям, развивая их положительные стороны. Благодаря музыке дети лучше учатся по основным предметам».

 

Всего в истории школы № 8 два музыкальных выпуска, о которых с теплотой вспоминают как педагоги, так и сами ребята, обучавшиеся в них. Параллельно были открыты несколько эстетических классов. От музыкальных их отличало то, что у ребят не было погружения в музыкальную программу, за исключением обучения хоровому пению. Зато ученики эстетического направления постигали азы театрального искусства под руководством Германа Николаевича Ухина. «Ему очень нравилось работать с детьми, и дети любили его за юморной нрав», – говорит Ольга Александровна.

 

Ребята эстетических и музыкальных классов стали основой большого хора, который активно участвовал в фестивальной жизни города и края. «Я не боялась брать сложные произведения а капелла, мы всегда пели на два-три голоса, чем выгодно отличались от хоровых коллективов других школ», – рассказывает Ольга Ухина.

 

К сожалению, музыкальное и эстетическое направление в школе было закрыто – некоторым педагогам казалось, что ему уделяется слишком много времени в ущерб остальным предметам. Но благодаря эстетическому образованию школа № 8 была популярна. «Я считаю, что у педагогов была возможность, следуя нашему примеру, открыть и гуманитарный, и физико-математический классы, – уверена Ольга Александровна. – Конечно, это большая ответственность. Если ты создаёшь профильный класс, ты обязан ребят привести к результату».

 

Яркая победа в крае

«Однажды мы всей семьёй открыли для себя замечательную музыкальную сказку Юрия Антонова «Приключения кузнечика Кузи». Она стала шикарным материалом для того, чтобы объединить все мои коллективы», – вспоминает начало большого музыкально-театрального проекта Ольга Александровна. Она настолько загорелась идеей постановки мюзикла, что на её энтузиазм, как мотыльки на огонёк, слетелись творческие педагоги, ребята и родители. Ирина Юрьевна Шкапенко, учитель ритмики, занималась постановкой танцев. Муж взялся за драматическую часть. Сказку готовили целый год. А на премьеру, которая состоялась в актовом зале восьмой школы, пришло так много зрителей, что зал едва вместил всех желающих. Спектакль прошёл на ура! Вдохновлённые успехом, юные артисты под руководством Ольги Александровны решили принять участие в областном фестивале. «Шестой музыкальный областной фестиваль проходил в Краснокамске. Мы очень волновались, хотя готовились основательно: учителя труда сшили великолепные костюмы, художник сделал яркие декорации – вся школа нам помогала. Ребята выступили настолько хорошо, что артистов несколько раз вызывали на бис!» – заново переживая эмоции того дня, вспоминает Ольга Александровна. Тогда постановка ребят из Чайковского получила заслуженный диплом лауреата первой степени.

 

В школе № 8 Ольга Александровна Ухина отработала 18 лет. Когда закрыли музыкально-эстетическое направление, ей пришлось уйти. Но до сих пор об этом времени она вспоминает с теплотой и некоторой грустью.


Всю жизнь в музыке

Сейчас Ольга Александровна на пенсии, но дома её не застанешь. «Я за здоровый образ жизни, – рассказывает она. – Моё утро начинается с дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой, зимой хожу на лыжах, осенью и весной занимаюсь скандинавской ходьбой, летом – на даче. Чтобы пальцы не забыли инструмент, даю индивидуальные уроки».

 

Музыкой живёт не только сама героиня моего рассказа, но и вся её семья. «Когда муж работал в театре, сыновья участвовали в спектакле «Божественная комедия». Оба окончили музыкальную школу – старший играет на баяне, младший на кларнете. С них началось рэп-направление в нашем городе, когда ребята создали группу «Протектор». До сих пор увлекаются музыкой. Внуки тоже проявляют к ней интерес», – делится Ольга Александровна.

 

Жизнь Ольги Ухиной получилась яркой, творческой, разнообразной и, несомненно, счастливой. Ведь путь, выбранный ею в раннем детстве, стал дорогой, по которой она уверенно идёт до сих пор, ни капли не жалея о сделанном. «Даже не представляю, кем бы я ещё могла быть?» – улыбается педагог.

 

«Частный Интерес» желает Ольге Александровне оставаться верной выбранному делу, даря радость своим родным и близким. А в ответ получать лишь благодарность и любовь.

 

Вера Мухаметдинова






Мнения:

Владимир Дуденков:

– Я вырос в семье, в которой любовь к музыке прививалась с детства. С переходом в 5 классе в школу №8 я окунулся в атмосферу эстетического воспитания. Я даже и не думал, что в школе могут учить не только считать и писать, но и танцевать, петь, выступать на сцене. Наибольший вклад в моё творческое воспитание внесли Герман Николаевич и Ольга Александровна Ухины. Благодаря урокам театрального искусства я свободно могу выступать перед аудиторией – будь то работа или развлекательное мероприятие. А уроки Ольги Александровны открыли мне дорогу в мир вокала. И теперь тяга к вокальному искусству растёт во мне с течением времени всё больше. Спасибо Вам, Ольга Александровна, за Ваш труд и вклад в мою творческую деятельность!


Наталья Полковникова:

– «Все мы родом из детства» – с годами только начинаешь понимать смысл этой фразы. Всё, что вложили в тебя семья, школа, – это будет фундаментом для построения тебя как человека. И я сейчас не о том, стал ли ты президентом или дворником. Это про то, как ты будешь смотреть на мир, как будешь понимать, чувствовать. Эстетический класс средней школы № 8 г. Чайковского был своего рода экспериментом, и, на мой взгляд, весьма удачным. У нас была жизнь, не похожая на жизнь наших сверстников. Мы были одной большой дружной семьёй. И внеурочное время проводили вместе, занимались танцами, вокалом, театром. Ольга Александровна Ухина вела у нас хор. Она была строгая, но справедливая, добрая, отзывчивая, умело находила подход к нам и всегда была очень красивая. Её организаторским способностям и педагогическому таланту я поражаюсь по сей день. Песни ансамбля «Мушкетёры», руководителем которого являлась Ольга Александровна, были шедеврами. Её творчество оказало большое влияние на мой музыкальный вкус. Вместе с ней мы научились слышать и слушать музыку, чувствовать всю её красоту. Ольга Александровна очень талантливый человек и педагог, вместе с ней мы окунулись в мир прекрасного и научились его понимать.

 

Александр Петухов:

– Ольга Александровна – добрый и отзывчивый человек. Очень хороший учитель, бесспорно! Как преподаватель отдавала себя работе с нами полностью. Голоса выдающегося у меня не было, ни на чём играть не учился, но вот участие в постановках спектаклей оставило свой след – что называется «кайфанул». Очень благодарен судьбе, что попал в этот класс и нашёл настоящих друзей.

 



Просмотров: 294


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Авторские статьи
Интервью

Рамиль Бадамшин: «Каждая песня имеет лицо»

Рамиль Бадамшин: «Каждая песня имеет лицо»

Танцующий бард – так называют заслуженного артиста Республики Башкортостан Рамиля Бадамшина. В посёлке Новом недавно прошёл его сольный концерт, где посчастливилось побывать корреспонденту «ЧИ». После выступления Рамиль дал нашему изданию эксклюзивное интервью.

Другие новости:

Последние комментарии
Напишите нам