Юность выбирает инженерию
Где готовят будущих инженеров, изобретателей, конструкторов и специалистов IT-сферы? Думаете, они приобретают профессию лишь в университетах? Нет. Начальную подготовку они проходят в различных объединениях, работающих на базе учебных заведений и учреждений дополнительного образования. Наш рассказ об одном из них – о центре технического творчества «ЮТЕКС», который теперь в составе Центра дополнительного образования.
Сейчас на первом этаже здания, где расположен центр технического творчества, идёт ремонт – умелые руки специалистов превращают тесные помещения в светлые, просторные, современные. Уже к 1 сентября 2021 года учащиеся придут в обновлённое, технически оснащённое учреждение дополнительного образования. Но и во время ремонта не прерывается процесс обучения. Все занятия идут по расписанию.
Объединения, преподаватели…
Заходим в один из кабинетов. Здесь под руководством Андрея Семёновича Исупова – выпускника Станции юных техников (так называлось это учреждение) – трудятся над моделями самолётов, ракет и автомобилей юные конструкторы. Авиационный моделизм является одним из наиболее популярных технических видов спорта. Модель самолёта – это самолёт в миниатюре со всеми его свойствами, аэродинамикой, прочностью конструкции. Авиамоделизм – это первая ступень овладения авиационной техникой. Андрей Семёнович – преподаватель опытный. Обучает ребят с 1986 года.
«Мне с детства нравилось создавать самолёты своими руками, нравилось чувство, что сделанная мной модель летит туда, куда я её направляю. Эту искру зажёг во мне мой преподаватель Демид Лазаревич Жернаков. Мне это настолько близко, что я решил передать свой опыт ребятам и пришёл работать в родное учреждение», – рассказывает Андрей Исупов. Под его руководством в объединениях «Авиамоделист» и «Автомоделист» занимаются дети восьми-тринадцати лет, 60 человек. Это увлечённые ребята, с горящими глазами и неуёмной жаждой создать модель, которая будет не только оригинальной, но и полетит дальше всех. Они учатся делать планеры, ракеты, самолёты, которые потом запускают, соревнуясь друг с другом. Ребята постарше создают уже радиоуправляемые модели. Среди них талантливые и целеустремлённые воспитанники, которые уже определись с выбором будущей профессии. Идя к своей цели, они успешно выступают на соревнованиях различного уровня, закладывая основы будущей профессии.
В Центре дополнительного образования работают не только объединения технической, но и социально-педагогической направленности. Общее количество воспитанников составляет 660 человек. Объединения организованы по направлениям: робототехника, авиамоделирование, автомоделирование, ракетомоделирование, судомоделирование, IT- технологии, дизайн и конструирование, начально-техническое моделирование, изучение правил дорожного движения
«У нас очень хороший, дружный коллектив, который стремится меняться, искать что-то новое. Коллеги постоянно повышают своё профессиональное мастерство, чтобы идти в ногу со временем и быть интересными для детей и родителей», – с теплотой отзывается о коллегах Наталья Александровна Чайкина, методист ЦДО, руководитель ресурсного центра по поддержке технического творчества детей (МРЦ). В педагогическом коллективе работают как опытные преподаватели, так и молодые, перспективные. Ряды последних в скором времени пополнят выпускники центра «ЮТЕКС», которые сегодня проявляют интерес и помогают в проведении крупных событий.
…и воспитанники
Так кто же посещает учреждение, дающее азы технического образования? Какие они, воспитанники центра? По словам руководителя МРЦ, это прежде всего дети, обладающие техническим складом ума, представляющие себя инженерами, IT-специалистами, конструкторами, связывающие своё будущее с техническими специальностями. Ведь современная политика российского государства направлена на повышение престижа инженерной отрасли. «При этом родителям, которые хотят развивать своих детей в трендовых сейчас отраслях, к примеру, в робототехнике, важно понимать, интересно ли это ребёнку, соответствует ли это его желаниям и возможностям. Лишь когда ребёнок посещает объединение с удовольствием, он будет успешен», – акцентирует внимание Наталья Чайкина, перед глазами которой проходят сотни будущих технарей. Она также отметила, что многие родители, будучи сами выпускниками центра, приводят сюда своих детей: «Особенно много пап, которые привлекают своих детей в наши объединения. И даже порой вместе на занятиях с увлечением создают очередную модель самолёта. Часто помогают родители в робототехническом направлении, создавая совместные ЛЕГО-модели, участвуя в семейных конкурсах, поддерживая детей на соревнованиях. Мы приветствуем совместное семейное творчество. Это же замечательно!»
В последнее время преподаватели центра отмечают возросший интерес девочек к традиционно мальчишеским объединениям. «Девочек у нас довольно много. И какие они создают модели судов – это надо видеть. Конечно, они не столько технически совершенные, сколько красивые и оригинальные. Ведь это же девочки. Многие из них идут к нам, потому что им интересно, чем занимаются их друзья-мальчишки. Но есть и такие, кто действительно связывает своё будущее с техническими специальностями», – отмечает Наталья Александровна.
В Центре дополнительного образования занимаются ребята с 6 до 18 лет
Учитывая современные тенденции, центр уже обучает в своих стенах будущих инженеров. Очень популярны сейчас IT-технологии (введение в компьютерные технологии, видеомонтаж, блоки программирования в робототехнике, диджитал-дизайн) и робототехника. При этом администрация центра не забывают и о судо-, авиа-, автомодельном направлении «Нам хочется сохранить интерес к этим направлениям. Ведь много ребят, которые обучались в этих объединениях, работают сейчас инженерами на предприятиях нашего города, в Перми», – рассказывает руководитель МРЦ. По её словам, их выпускникам гораздо легче поступить в технические вузы, порой даже вне конкурса как победителям всероссийских олимпиад, международных и всероссийских конкурсов и соревнований.
Наше настоящее…
Муниципальный ресурсный центр по поддержке технического творчества детей, созданный в 2017 году, в настоящее время ведёт очень активную деятельность. Он является организатором муниципальных этапов краевых и всероссийских конкурсов, соревнований, фестивалей, олимпиад технической направленности. В прошлом учебном году на базе ресурсного центра проведены мероприятия, в которых приняли участие более 800 детей. Команды, представляющие МРЦ, успешно выступили на краевых и всероссийских соревнованиях по техническим видам спорта в Перми, Полазне, Красноярске и Анапе. В 2018-2020-х годах специалистами был реализован проект «Мобильное техническое дополнительное образование для детей сельских территорий». В Альняше, Сосново, Фоках, Прикамском в школах занималось около 300 детей по программам по робототехнике, авиамоделированию, судомоделированию, ИКТ-технологиям. По словам руководителя ресурсного центра, работа кипит, и в будущем учреждение ждёт множество преобразований и проектов.
…и будущее
В планах на ближайшие три года – совершенствование методической базы, формирование банка новых образовательных программ по программированию, IT-технологиям, 3D-моделированию. В рамках реализации национального проекта «Образование» направлена заявка на создание центра цифрового образования детей «IT-куб». «IT-куб» – инновационная площадка дополнительного образования детей, направленная на развитие знаний и навыков в области программирования. Планируется работа по следующим направлениям: мобильная разработка, программирование роботов, системное администрирование, кибергигиена и работа с большими данными, разработка VR/AR-приложений. Реализация проекта запланирована на 2022-2023 годы.
Также в ближайшем будущем учреждение планирует открыть новые образовательные направления: беспилотные летательные аппараты, 3D-моделирование, программирование Python, Scratch. Всё это поможет подготовить грамотных специалистов, в которых нуждается наша страна сейчас.
Для столь масштабных планов нужна финансовая поддержка, которую МРЦ надеется получить, включаясь в различные программы. Руководство уже направило заявку на конкурс президентских грантов на развитие гражданского общества в 2021 году. В случае финансирования будет создан мобильный детский медиаофис. «Мы планируем приобрести профессиональное оборудование для организации работы медиаофиса. Наша задача в рамках проекта привлечь школьников Чайковского округа к производству качественного социально ориентированного медиаконтента, обучить основам видеосъёмки и видеомонтажа, провести цикл образовательных интенсивов на базе нашего учреждения. Надеемся на поддержку государства. Результаты будут известны 1 июня», – рассказывает о перспективах директор Центра дополнительного образования Ирина Рифатовна Андреева.
Педагогами центра также подана заявка на участие в конкурсе социальных и культурных проектов «Лукойл-Пермь». Проект «Три, два, один, взлёт!» направлен на привлечение детей, в том числе из сельских территорий, к занятиям техническими видами спорта (ракетомодельный, авиамодельный, автомодельный) и создание условий для их развития. В случае финансирования проекта учреждение получит 234 тысячи рублей на новое оборудование и проведение мероприятий.
Станция юных техников и Центр детского (юношеского) технического творчества «ЮТЕКС» ранее, сейчас Центр дополнительного образования – одно из старейших учреждений дополнительного образования, на протяжении 57 лет успешно работающее в Чайковском. Тем более радостно, что оно обновляется, идёт в одном ритме с современностью, имеет большие перспективы.
Вера Мухаметдинова
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее