«Малахит»: на взлётной полосе


Среда,17.11.2021
«Малахит»: на взлётной полосе «Малахит»: на взлётной полосе «Малахит»: на взлётной полосе «Малахит»: на взлётной полосе «Малахит»: на взлётной полосе «Малахит»: на взлётной полосе «Малахит»: на взлётной полосе «Малахит»: на взлётной полосе «Малахит»: на взлётной полосе

Чайковский народный ансамбль танца «Малахит» в этом году отмечает юбилей: сорок лет со дня основания. Наше издание не могло пропустить столь значимое событие в культурной жизни города, «ЧИ» удалось встретиться с руководителем ансамбля-юбиляра Андреем Вязниковым. Он поведал нам обо всех ярких гранях творчества именитого коллектива.

 

Жизнь народного ансамбля танца «Малахит» такая же яркая и блестящая, как и одноимённый зелёный минерал, который добывается на Урале. Не зря Павел Бажов посвятил этому полудрагоценному камню свои волшебные сказы – знал он, что таит в себе малахит невероятную силу и притягательность. Такую же привлекательность, как и природный дар, несёт в себе танцевальный коллектив «Малахит», которому в этом году исполнилось сорок лет. Долгие годы ансамбль существует на базе Культурно-спортивного центра – филиала ООО «Газпром трансгаз Чайковский». С чего же началась его блестящая история?

 

Рождение коллектива

Коллектив появился 2 ноября 1981 года, когда в наш город приехала выпускница кафедры хореографии Пермского института культуры Елена Николаевна Ложкина. Юная, полная сил и энергии сотворения, попала она в «Гидростроитель», где ей дали «зелёный свет» на создание танцевального коллектива. Первыми его участниками были учащиеся профессионально-технического училища № 105 – парни и девушки без специальной хореографической подготовки, но с горячим желанием постичь тайну мастерства танцоров. Они и стали его основой, стержнем, прочным фундаментом. Целый год ансамбль народного танца существовал без названия, а в 1982 году оно появилось в результате конкурса, объявленного руководителем. «Название предложил один из участников ансамбля. Оно понравилось и Елене Николаевне, и ребятам. Самобытный, яркий полудрагоценный уральский камень как нельзя лучше характеризует наш коллектив», – рассказывает интересную историю появления звучного имени Андрей Вязников, руководитель «Малахита».

 

На его памяти первые номера молодого амбициозного коллектива: «Гуси Донжуаны», в котором важные танцоры в белых фраках гордо вышагивали по сцене; «Сельская полька» – задорный, живой парный номер, неизменно вызывающий шквал аплодисментов в зрительном зале; сольный номер «Пастушка» в исполнении грациозной участницы ансамбля Ольги Трушниковой; знаменитая «Уральская вечора», которую до сих пор помнят почитатели ансамбля – все номера были основаны на уральском фольклоре, таящем в себе задорный, душевный, невероятно тёплый колорит нашей местности.

 

Всё это сразу привлекло внимание чайковцев, которые с удовольствием стали посещать многочисленные концерты ансамбля «Малахит». Привлекала и статность, подтянутость танцоров, над которой первый балетмейстер Елена Ложкина работала с особой тщательностью. «Воспитывались мы изначально на классическом станке, – вспоминает Андрей Вязников, который попал в крепкие профессиональные руки педагога в подростковом возрасте. – Народно-сценический танец и классика – это неразделимые вещи. Поэтому каждое занятие начиналось с классического тренажа».

 

Время коллективов: один за всех и все за одного!

Отличительная черта советского времени – создание дружных, сильных коллективов – будь то творческие или заводские. И каждый человек в его составе ощущал себя важным и нужным. Так происходило и в «Малахите». Коллектив жил концертами, поездками, гастролями, которых было очень много. Но выступлениям обязательно предшествовали репетиции, пропустить которую для ребят того времени было сродни измене. «В восьмом классе я заболел ветрянкой. Несмотря на высокую температуру и покрытое пупырышками тело (лицо мне загримировали) я танцевал на концерте, – вспоминает Андрей Вязников. – Это считалось верхом героизма и ответственности перед коллективом, который подводить было нельзя (сейчас подобное действие это, безусловно, верх безответственности). И так жертвовал своим здоровьем не только я. Помню, как Александр Сергеев, которого сейчас можно услышать в рекламных роликах на волнах радиостанций, вышел на сцену со сломанной загипсованной рукой». По его словам, в духе самопожертвования ребят воспитывал руководитель: если ты пришёл в коллектив, ты стал его частью, а значит, важно лишь одно правило: один за всех и все за одного!

 

Важной частью жизни любого творческого коллектива всегда являются гастроли и поездки на различные фестивали и конкурсы. На счету у «Малахита» не одна сотня побед и призовых медалей и кубков. А главное – непередаваемых эмоций, которые делали жизнь малахитовцев яркой и счастливой. «Мы выступали на детских площадках по всем районам города. На скамейках собирались люди, для них мы танцевали на небольших верандах. Мы радовались, видя, что жителям нравятся такие концерты. Выступали не только в Чайковском – ездили по всему району. Нами была протоптана дорожка к каждому сельскому клубу», – вспоминает руководитель ансамбля.

 

В 1986 году ансамблю танца «Малахит» присвоено звание «народный». Ансамбль является лауреатом городских, областных, отраслевых, межрегиональных, всероссийских и международных фестивалей танцевального искусства

 

География поездок коллектива обширна: в 1984 году танцоры посетили в составе агитпоезда Горьковскую и Рязанскую области, Чувашскую и Марийскую республики. Не раз были на фестивалях и конкурсах в Воткинске, Перми, Москве, а также в зарубежных странах: Румынии, Испании и Греции. «Малахит» имеет в своей копилке неоднократное звание победителя Детского музыкального фестиваля имени Д. Б. Кабалевского. «Я имел честь нести флаг фестиваля как представитель коллектива-победителя. Помню, как испытывал гордость за свой ансамбль. Я не шёл, я буквально парил над дорожкой. Воспоминания очень трепетные», – рассказывает Андрей Александрович.

 

По его словам, сейчас работать сложнее – интерес у молодёжи к народно-сценическому танцу снизился: ценности сменились, да и просто время настало другое.

 

Танцуя по жизни

Нынешний руководитель народного ансамбля танца «Малахит» сам является воспитанником этого коллектива. Андрей в детстве занимался бальными танцами, представляя честь школы на различных конкурсах. Со своей будущей женой Евгенией Колпаковой они даже были выбраны «Золотой парой города Чайковского по бальным танцам».

 

«Вероятно, Елена Николаевна Ложкина увидела меня на одном из конкурсов и вместе с моим другом Игорем Назаренко весьма настойчиво пригласила в свой коллектив. Мне всегда нравилось танцевать, я привык к физическим нагрузкам. Но нагрузка, которую мы получали на занятиях в «Малахите», была очень серьёзной. Правилось всё – колени, руки, стопы, спины, голова – воспитание было весьма суровым, как в армии. Мы потели, терпели, исправляли ошибки, но даже такие трудности не отнимали желания заниматься. Те, кто ещё не имел сценического опыта, видели, как у старших ребят горели глаза после выхода на сцену и аплодисментов. Мы тоже хотели дарить людям радость своими выступлениями, поэтому занимались с особым усердием и желанием», – рассказывает про свои первые годы в коллективе Андрей Александрович, вспоминая, в частности, грандиозный мюзикл «Чиполлино», поставленный Еленой Ложкиной и Евгением Кармановым, руководителем ансамбля «Брэвис». В этой музыкальной постановке ему также посчастливилось принять активное участие. «Успех был тогда ошеломительный! В первом составе ансамбля партию Чиполлино танцевал Алексей Митрошин, в роли кума Тыквы на сцену выходил Володя Микрюков, а образ Редиски воплотила Ольга Трушникова. Всё это было как будто совсем недавно», – говорит он.

 

И теперь, по прошествии времени, Андрею Вязникову выпала возможность взять бразды управления «Малахитом» в свои руки. «Когда мне предложили вернуться сюда в столь высоком качестве, я почувствовал огромную ответственность, которая стоит за руководством таким коллективом. Конечно, были опасения – а получится ли? Но я попробовал и теперь абсолютно счастлив – я будто никуда отсюда и не уходил», – рассказывает Андрей Александрович. И это не удивительно, ведь он, хотя и работал в другой сфере, продолжал периодически выходить на сцену с коллегами по танцу на протяжении всех этих лет. Продолжает танцевать и сейчас, показывая достойный пример своим воспитанникам.

 

В первом составе «Малахита» танцевало 20 студентов. Позже коллектив разросся до 80 человек. Сейчас здесь занимается 50 взрослых и детей от четырёх лет

 

Нам есть чем поделиться с детьми

Когда первый руководитель Елена Ложкина создала базу из взрослого состава, с которым можно было делать номера, она начала набирать ребят помладше. Так постепенно «Малахит» превратился в дружный, сплочённый коллектив, состоящий из участников разного возраста, таким он является и по сей день. Сейчас в ансамбле работают: младшая группа, где занимаются малыши с четырёх до восьми лет, средняя, куда попадают ребята девяти-двенадцати лет, старшая группа и основной состав коллектива. По словам Андрея Александровича, для каждого юного танцора всё начинается с азов: малыши начинают с гимнастики, развивают координацию, чувство ритма, ребята постарше встают к станку – осваивают азы классического тренажа. «Всех воспитываем: учим держать спину, голову, руки, ставим в первую позицию, правим детей – аккуратно, но действенно», – отмечает руководитель ансамбля.


На протяжении сорока лет во главе ансамбля «Малахит» стояли прекрасные педагоги: Елена Ложкина, Василина Кольмиллер, Павел Метельков. Год назад его возглавили балетмейстер Андрей Вязников и ассистент балетмейстера Алёна Белова

 

Вместе с руководителем в паре работает его главная помощница, ассистент балетмейстера Алёна Владимировна Белова (к слову, студентка Челябинского института культуры – её специализацией является народно-сценический танец). Алёна решила связать свою жизнь с танцем. Вполне вероятно, решающим фактором в пользу этого выбора стало то, что она тоже является выпускницей народного ансамбля танца «Малахит». В этом творческом дуэте всё гармонично: Алёна Владимировна по-женски, мягко умеет найти подход к детям, она работает с малышами и девочками, Андрей Александрович больше уделяет внимания воспитанию парней, к которым относится более требовательно, нежели к девочкам. Это позволяет педагогам максимально делиться своими профессиональными навыками и наработками с учётом физиологических особенностей ребят.

 

Не все способны выдержать настоящую народно-сценическую школу, которую дают преподаватели ансамбля, бывают и слёзы, и обиды. По словам руководителя, занятия здесь – это не танцульки. Это серьёзные физические нагрузки. Народно-сценический танец – это и гимнастика, и акробатика, и лёгкая атлетика. Зато те, кто остаётся, получают отличную школу жизни, за которую стоит побороться. «Занятия в «Малахите» дают ребятам отличную физическую подготовку, пластичность, выносливость, приучают их к дисциплине и учат любить народно-сценический танец как искусство самовыражения. Юные артисты приобретают ценный опыт поведения на сцене, который обязательно пригодится в жизни, ведь танцор-народник – это боец, который ничего не боится», – отмечает явные преимущества воспитания в танцевальном коллективе Андрей Александрович, который считает себя довольно строгим преподавателем, по-другому высоких результатов не достичь. Но несмотря на суровые принципы воспитания хорошего танцора, в коллективе существуют традиции похвалы. «Любое занятие начинается с классического поклона и заканчивается тем, что я отмечаю успехи абсолютно каждого ребёнка! Им обязательно нужна поддержка – товарищей, педагогов, родителей. Без поддержки никак. А ещё в конце урока каждый воспитанник получает аплодисменты в свой адрес», – рассказывает балетмейстер ансамбля «Малахит», отмечая необходимость участия и родителей в процессе воспитания юного танцора. Родители «Малахиту» всегда помогают в организационных вопросах, а педагоги ежедневно держат связь с каждым из них. «У нас есть родительские чаты – это новый тренд, и это очень удобно в современных реалиях. Также если я замечаю, что ребёнок находится на занятиях в несвойственном ему настроении, я интересуюсь у родителей, что могло послужить причиной спада. И в зависимости от ситуации корректирую нагрузку на занятии и общение с ним», – делится Андрей Вязников.

 

Как рождается номер

В копилке «Малахита» множество уникальных концертных номеров, большинство из которых давно полюбились зрителям. Сюжетная составляющая каждого такого выступления является изюминкой коллектива. «По традиции, наши номера всегда сюжетные, характерные. Каждое выступление – это мини-спектакль. Эту особенность замечают многие зрители, руководители других известных коллективов. За границей в первую очередь отмечалась наша театральность. «Малахит» – единственный в городе ансамбль народно-сценического танца, а ведь раньше была «Юность Урала», «Молодость». Эти коллективы, к сожалению, уже давно не существуют», – рассказывает мой собеседник.

 

Как же рождаются эти эксклюзивные творческие спектакли, позволяющие зрителю не просто насладиться плавными движениями, но и погрузиться в сказочную атмосферу сюжета, задуманного режиссёром? По словам Андрея Вязникова, каждый номер проходит несколько стадий рождения. Сначала появляется муза в виде какого-то музыкального произведения, потом рождаются образы, сюжет, затем возникает рисунок танца и определённые движения. «Я могу сочинить номер дня за три, но прежде чем прийти к готовому варианту, танец проходит массу трансформаций, – рассказывает Андрей Александрович. – В процессе рождения, даже на его финальной стадии – в процессе репетиций – вносятся изменения».

 

Своей задачей руководитель «Малахита» видит сохранение национальных традиций, на которые опирается жизнь нашего многонационального народа. «Мы стараемся сохранить в репертуаре танцы народов России, в частности, народов Прикамья. У нас есть и татарские, и удмуртские, и украинские танцы. Все они любимы нашим зрителем», – отмечает Андрей Александрович.

 

«Я сторонник классических устоев, которые были некогда созданы мэтрами – Михаилом Годенко (прим. ред. – советский, российский артист балета, хореограф, балетмейстер), Игорем Моисеевым (прим. ред. – создатель нового жанра сценического искусства — народно-сценической хореографии), Надеждой Надеждиной (прим. ред. – советская артистка балета, педагог, хореограф, балетмейстер). Эти люди адаптировали бытовой танец к сцене, добавив классического воспитания исполнителей, оставив при этом характер народа», – обозначил свою позицию руководитель народного ансамбля танца «Малахит» Андрей Вязников. Вместе с тем он отмечает, что готов к экспериментам и всегда поддержит интересные идеи по слиянию жанров.

 

Говорят, в сорок лет жизнь только начинается. Этот жизненный принцип можно с лёгкостью отнести и к истории народного ансамбля танца «Малахит», который, по словам его энергичного и амбициозного руководителя, входит в новую эру жизни – не менее интересную и насыщенную. «Сейчас непростое время, которое во многом ограничивает наши возможности. Но трудности никогда не мешали нам работать. У любого коллектива бывают периоды взлётов и падений. Я надеюсь, что мы как раз стоим сейчас на взлётной полосе. В КСЦ отличный творческий коллектив, всегда чувствуется поддержка коллег и забота руководства. Здесь комфортно работать, поэтому за короткое время нам с Алёной Беловой удалось восстановить часть репертуара, придумать и поставить несколько новых номеров. Мы все ждём встречи со зрителем. Уверен, она скоро состоится!» – в заключение сказал Андрей Александрович Вязников.

 

Уверена, что всё так и будет. С юбилеем, «Малахит»!


 

Вера Мухаметдинова


Фото из архива народного ансамбля танца «Малахит»






Просмотров: 803


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам