Метаморфозы новогоднего ТВ


Четверг,17.01.2008
Прежде всего: это не заметки кинокритика или психолога, работающего с детьми, это просто наблюдение обычного, рядового телезрителя. Мне показалось, что телевидение повседневное и телевидение новогодних праздников различались столь значительно, что этого нельзя было не заметить. Понятно, что в праздники должны быть программы праздничные, а в будни, так сказать, будничные. И все же, все же...
Это наблюдение, с которым могут поспорить искушенные любители мультсериалов, но с приведенными ниже фактами нельзя не согласиться. В новогодние дни в программах праздничного эфира по всем 40-50‑ти телеканалам ТВ были показаны ПОЧТИ ВСЕ мультипликационные фильмы советско-российского периода последнего пятидесятилетия, отражающие эстетически зрелый, художественно-возвышенный, если хотите, период жизни страны.
Мы посмотрели все «простоквашинские» мультики и «Капитана Врунгеля» киевлян, и гениального «Ежика в тумане» Норштейна, и «Бременских музыкантов», и назаровское «щас спою!», и его же «Путешествие муравья». Вновь сражались вместе с «Щелкунчиком», наслаждались пушкинскими сказками, заодно посмотрев и мультварианты русских народных сказок. Путешествовали вместе с Синдбадом и братом его Аладдином (в советской, российской мультипликационных версиях!). Поорали вновь: «Шайбу! Шайбу!», сплавали за аленьким цветочком, гоняли кота Леопольда вместе с мышатами и т. д., и т. п. У нас такой шикарный и такой разнообразный выбор мультиков, что Диснею и не снилось! И, главное, каких мультиков! Которые цитируют, которые вспоминают в разговоре с полунамека, которые… Да что там!..
Эти мультики нравятся ВСЕМ поколениям, сидящим за семейным столом: внукам, детям, родителям, дедушкам и бабушкам. (Заметьте, как трудно обозначить старшее поколение одним словом: или «бабушки и дедушки», или… «предки», что ли?)
И при этом, заметьте, в новогодние, рождественские дни насколько редки были в трансляциях российских телеканалов импортные мультфильмы или сериалы. Как будто пропала с экранов телевизоров вся бесконечная рать уродцев: и трудно узнаваемых утят (так и хочется сказать — утенков), и мышек, кошек, пчелок и так далее, с удивительно однообразным, тупым образом мышления. Их будто не стало. В новогодние дни и дни рождественских каникул их на экранах не было! Куда-то пропала вся эта нечисть, которая в течение уходящего года просто влезала в наши дома с телеэкранов в разных обличиях, и почти постоянно. Это и звездные пришельцы всех видов, оттенков и электронных интерпретаций, многоликие покемоны, лунтики, шреки и т. д., и т. п. И особенно диснеевские версии персонажей известных классических сказок, в которых они производят просто ужасающее впечатление. Так и хочется сказать родителям: пожалуйста, читайте и показывайте детям классические сказки в авторской версии, а не те, которые предлагает под раскрашенными видео- и книжными обложками корпорация Диснея! Они настолько выхолощены, эти версии, настолько убоги изнутри, насколько красочны внешне!
Я готов многократно поаплодировать людям, составляющим программы новогодних телеканалов. Такое понимание ЗНАЧИМОСТИ сделанных ранее мультфильмов делает им честь. Они хорошо понимают, насколько важно в эти новогодние дни настроение единения всех поколений и всех… соседей, что ли, всех встреченных и улыбнувшихся! Эстетика российских мультфильмов значит стократ больше всех большевистских, демократических, реваншистских, предвыборных (нужное подчеркнуть) лозунгов и призывов!
Почему же составители программ ТВ в течение года показывают нашим детям «кастрированные» версии «Золушки», «Белоснежки и гномов» и так далее, а в новогодние дни достают с полок любимые всеми и якобы забытые мультфильмы? То ли заряжают нас на год вперед, то ли дают нам возможность в последний раз на все это посмотреть? А? Дескать, смотрите уж все скопом — через год-два этого уже не будет! Будут очередные «Семейки Адамс» и иже с ними?
Бога ради! Дело не в какой-либо идеологии или политической значимости всемирно известных сказок! Просто есть разница — с какой из версий ваш ребенок познакомится впервые. С оригиналом, который создал автор, или с «кастрированной» диснеевской интерпретацией. Разница в том, насколько правильно он будет различать Добро и Зло. Вот и все. Не больше. Но и не меньше.
Отдельный разговор о художественных фильмах, показанных телевидением в праздничные дни. Здесь тоже проглядывается знакомая тенденция: мы посмотрели ПОЧТИ ВСЕ фильмы прошлых лет, связанные с новогодними праздниками, во-первых, а во-вторых, фильмы, далекие от новогодней темы, но просто любимые народом. Мне кажется, это те фильмы, которые стали опять же… «всехними», что ли: и для детей, и для пап и мам, и для стариков. (Во! Нашел слово, наконец, очень хорошее, кстати, старики!)
Просто эти фильмы сделаны так, что могут объединять всех. В стремлении к доброте, в понимании, что она необходима, в призыве к человечности. Это, между прочим, национальная черта российского кинематографа: молчаливый, не афишируемый, но всегда присутствующий призыв к доброте и состраданию. Мне так кажется. Впрочем, кинокритикам, наверное, виднее.
Если не брать во внимание разного рода мелькающие иногда в эти дни боевики и разнообразные иностранные «фэнтези» (очень мало), то останется ряд фильмов, сделанных в период примерно с 1990‑го года по год сегодняшний. То есть, в последние, примерно, 15 лет. Причем поскольку речь идет о телеэфире праздничных дней, то это, естественно, мелодрамы.
Прошу вспомнить внимательного телезрителя: эти фильмы объединяет чаще всего один классический сюжет «золушки». Героини этих фильмов одиноки, слегка немолоды, состоялись в жизни материально (черт его знает, за счет чего? — это как-то за кадром остается), красивы, очень красивы, черт побери! — одиноки и несчастны. Ах!
Я бы сказал, появился тип «золушки» повзрослевшей, в сравнении со своим сказочным прототипом, живущей в нашем «новорусском» обществе и жаждущей найти, опять же, своего сказочного принца. И наш российский телезритель с удовольствием наблюдает: когда же эта «гламурная», обеспеченная, умная женщина встретится, наконец, со своим мужчиной! В одном варианте, кажется, «золушка» была не «гламурная» и не обеспеченная, мыла посуду в ресторане и полы в подъезде, но она в итоге оказалась потомственной княжной Шереметьевой! Ничего себе!
В общем, современные россий-ские «золушки» явно повзрослели и достигли бальзаковского возраста. Но, главное, их судьбы очень востребованы, в первую очередь, современными телезрительницами.
Заметно при этом, что режиссеры фильмов очень редко выезжают за пределы не то что Московской окружной дороги, а просто за пределы Садового кольца. Отсюда все одинаковые интерьеры, наряды героинь, их отсутствующая, в прин-ципе, повседневная жизнь. Так вот, смотришь на эту «золушку» нормальным мужским взглядом (героинь ведь играют известные стране актрисы) и думаешь: да как же тебя, такую красивую и умную, никто до сих пор не прибрал?! Да ты раз в неделю, как минимум, должна замуж выходить, и еще за порогом ЗАГСа штук пятнадцать претендентов в строю стоять должны!
Но мелодрамы снимают режиссеры столичные… Столичные же сценаристы пишут сценарии… Актрисы в мелодрамах играют опять же, хоть и любимые зрительницами страны, но столичные… В итоге и «золушки» кинематографические получаются как на подбор: мечта всей России о столичной жизни.
И за эти пятнадцать последних лет, пока страна впитывает в себя «Покемонов» и «Терминаторов», пока осваивает голливудские фильмы, снятые лет двадцать назад и давно забытые даже их создателями, фильмы, которые до предела просты и понятны и сразу после просмотра забываются, слава Богу, так вот, за эти пятнадцать лет мы на праздничном телеэкране не увидели ни одного мультипликационного или художественного фильма, которые лет через десять хотелось бы смотреть снова и снова… НИ ОДНОЙ ЗАПОМНИВШЕЙСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НОВИНКИ!!! Ничего, что можно было бы вспомнить через год! Сколько же еще лет мы будем «переваривать» эту диснеевскую и не уносимую никаким ветром дурь, которая вдруг отодвигается куда-то на второй план в новогодние, праздничные дни?
Зачем я все это пишу «на публику»? Мне кажется, что новогоднее, художественное единение поколений и «сословий», как говаривали когда-то на Руси, надо поддерживать. Заслонились мы «интернетовской» якобы «общностью» не только друг от друга, но и от себя. На самом деле, интернет и привнесенная к нам видео- и клип-культура — это только информация. А чтобы осмыслить ее и создать что-то свое, многое еще надо. Книги, например, читать. В первую очередь. Их много. По крайней мере, они гораздо мудрее всего интернета, если читать их с желанием познать что-то. И фильмы смотреть с тем же желанием. Не узнать, а познать. Это ведь разновеликие понятия.





Просмотров: 684


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам