«Я люблю свою работу. Но мечтаю уйти из школы…»
Рубрика:
Газетные материалы
Четверг,06.03.2008
Без всякого кокетства скажу, что меня считают хорошим учителем. Я знаю свой предмет, умею находить общий язык с детьми. И, тем не менее, каждое утро ловлю себя на мысли, что на работе всё чаще чувствую себя несвободно, некомфортно! На педагога, помимо его основного дела — просвещения и воспитания, возложили десятки обязанностей. И чуть ли не каждый день (замечу в скобках, без всякой дополнительной оплаты) появляются новые! От администрации школы постоянно звучит: ты должен, ты обязан, почему это не провёл, здесь явку не обеспечил? Помимо уроков и внешкольных занятий — заполнение массы различных бумаг, составление списков, текущих и перспективных планов… Педагог должен ТВОРИТЬ, но огромный груз бюрократической отчётности лежит на плечах и давит, давит, клонит к земле…
Я пришла в образование в 90‑е годы теперь уже прошлого (!) века, и до сих пор я практически самый молодой учитель в школе. Педагогические коллективы стремительно стареют, а молодые в школу не идут: непрестижно, низкая зарплата, нервная работа и т. д. и т. п. И это при том, что со всех трибун говорят о реформировании системы образования, о «ветрах перемен» в педагогике. Но для успешности всего этого нужна новая кровь, мощный приток молодых, инициативных, творческих, с горящими глазами педагогов. Где они? Да, приходят, но год-другой — глазки тухнут, крылья опускаются. Уходят в другие места, и я их за это не осуждаю. Пусть лучше уйдут сейчас — потом школа, как болото, засосёт, и не сможешь, просто не сможешь уйти, потому что прикипаешь к школе сердцем, потому что неловко подвести своим уходом коллег и детей, да и, в конце концов, потому, что, кроме того, как преподавать, больше ничего не умеешь делать в этой жизни!
Учитель, берущий классное руководство (как правило, добровольно-принудительно; доплата за него — 1000 рублей), полностью отвечает за жизнь и здоровье детей, пока они находятся в стенах школы, за проведение классных и внеклассных мероприятий — это, скажем так, «глобальные» обязанности. Помимо этого, множество других. Возьмём, например, питание детей в школьной столовой. Это не просто сопровождение детей на обед и обратно. Даже если родители не хотят, чтобы их ребёнок питался, нужно уговаривать, настаивать. Собирать деньги на обеды, отчитываться за них (педагогу практически «навязаны» функции кассира). Классный руководитель обязан ежемесячно сдавать отчёт по своим функциональным обязанностям в письменном виде по разным направлениям своей деятельности (работа с родителями, посещения на дому, проведение внеклассных мероприятий, классных часов, бесед и т. д.). Кроме текущих дел, нужно писать педагогическую концепцию. И вся эта бумажная волокита отнимает столько времени от общения с детьми, возможности лишний раз куда-нибудь сходить вместе или просто-напросто поговорить с учениками!
Учителя-предметники должны составлять программы занятий с одарёнными детьми и, напротив, с отстающими учениками. На уроке нужно организовать индивидуальный подход к каждому (!) ученику (в классе в среднем 25‑28 человек). Не забывать про использование на занятии проектного метода, проблемного обучения и т. д. В последнее время в школе огромное количество контролирующих тестов. Не успели привыкнуть к жёстким стандартам ЕГЭ, а впереди «маячат» другие, спущенные «сверху», системы контроля. Это при том, что никто не отменял традиционных поурочных планов, ежедневной проверки десятков тетрадей, самоподготовки. И ещё не забывайте, что учитель-предметник и классный руководитель — это, как правило, один и тот же человек! А подавляющее большинство педагогов, работающих в системе школьного образования, как известно, — женщины. При таком раскладе на семью, своих собственных детей (увы!) зачастую не остаётся ни сил, ни времени…
Я специально не затрагиваю область взаимоотношений «учитель — ученики, учитель — родители». Это другая тема, и здесь действительно многое зависит исключительно от твоего профессионализма. Вот этим и должен заниматься педагог: обучением, воспитанием детей, а не заполнением массы ненужных бумаг, отчётов о выполнении мероприятий для «галочки», для чиновников, для «рапортов», что наша школа тоже успешно участвует во всех образовательных проектах!
Постоянно, изо дня в день, слышишь: современный учитель должен, обязан соответствовать всем требованиям, предъявляемым временем, — владеть передовыми методиками, знать, уметь, внедрять, стремиться (ещё раз позволю себе заметить в скобках, за достаточно скромные, по сегодняшним меркам, деньги)… Только вот кто обязан учителю? Кто компенсирует потраченное здоровье, время, нервы? Почему над ТВОРЦОМ, каковым должен быть истинный учитель, — висят дамокловым мечом бесконечные проверки, входящие контроли и так далее, и тому подобное? На эти вопросы я не нахожу ответа. И всё чаще думаю об увольнении. Увольнении с любимой (!) работы.
Это не частное мнение отдельно взятого учителя. Общаясь с другими педагогами, я поняла: боль у них общая. Сегодня учителя поставлены в жёсткие рамки СИСТЕМЫ, их творческий труд всё больше и больше бюрократизируется и нивелируется. Но кто же, если не мы — общественность, педагоги, родители, сможет переломить эту ситуацию? Ведь если из школы будут уходить лучшие кадры, то совсем скоро учить детей по всем необходимым стандартам и передовым педагогическим технологиям будет просто некому…
P S.: Автор материала ждёт откликов педагогов, родителей и всех, кого затронула эта тема. Мы готовы выслушать разные точки зрения.
Просмотров: 666
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: