"Суровый стиль" художника Широкова
Рубрика:
Газетные материалы
Четверг,10.07.2008
«Евгений Широков принадлежит к поколению шестидесятников и к тем его представителям, для которых искусство – важная духовная миссия, носитель красоты и истины, − пишет Тамара Шматенок. − Художественное и нравственное в них неразделимы, и одно всегда предполагает другое… Широкову близка позиция оценивать современность, понимать ее через человеческую личность, ведь самочувствие личности характеризует состояние общества».
Портретная концепция Широкова сложилась под воздействием идей и художественного языка так называемого «сурового стиля». Одни считают «суровый стиль» наиболее заметным направлением художественных поисков начала «хрущевской оттепели», противопоставлением официозным явлениям искусства; другие называют лишь облегченной и романтической версией соцреализма.
ВРЕЗКА
Среди произведений Евгения Широкова – монументальные росписи (не сохранившиеся), станковые работы всех жанров: портреты-типы, монументальные портреты-картины, цикл полотен ленинской тематики, серия картин на тему Великой Отечественной войны, пейзажи (всегда уральские), натюрморты.
В качестве моделей Широкова интересовали сугубо выдающиеся и состоявшиеся творческие личности. «На огромных широкоформатных холстах можно увидеть советских художников, артистов, писателей и композиторов, обласканных властью, − пишет в своей статье, посвященной открытию в 2006 г. в Пермской государственной художественной галерее выставки работ Евгения Широкова «Баллада о человеке», журналист Юрий Куроптев. − Вот почему ни в активе художника, ни в «Балладе о человеке» нет ни диссидентов, ни оппозиционеров, ни людей с подмоченной репутацией. Культурный герой Широкова – это человек, не погруженный в собственное «я», а размышляющий, прежде всего, о судьбах своего народа. Поэтому у героев портретов нет никаких сомнений в правильности выбранного пути и существующего партийного курса. Все они обладают огромной внутренней силой и энергией».
Диапазон портретных форм автора достаточно широк: от камерного (портрет дочери), бытового до обобщенных и монументальных портретов-картин; от наблюдений, носящих частный характер, до образов, вбирающих в себя идеальные представления эпохи.
Первыми большими удачами стали портреты известного композитора, пропагандиста музыки и общественного деятеля Дмитрия Кабалевского и, особенно, портрет Виктора Астафьева, жившего тогда в Перми и занимавшегося правкой корректуры повести «Пастух и пастушка». За этим занятием и изобразил его Широков. С названными работами пермский художник вошел в отечественное искусство. «Портретные образы известных деятелей культуры, которым посвятил свои труды и дни Евгений Широков − свидетельство интереса автора к проблемам поиска человеком самого себя, своего места в духовной жизни общества. Наиболее востребованной тематической разновидностью портрета почти на десятилетие станет портрет-раздумье. Размышляют Ефим Копелян и Георгий Товстоногов, Юлия Друнина и Алексей Каплер, Татьяна Коваленко и Людмила Чурсина. Но это не герои размышляют перед художником, а художник выспрашивает героев о продуманном, о сути мира», − считают научные сотрудники Пермской государственной художественной галереи. Евгением Широковым созданы также портреты Иннокентия Смоктуновского, Надежды Павловой, Андрея Миронова, Юрия Никулина, Кирилла Лаврова, Вячеслава Тихонова…
Особое место в творчестве Широкова занимает портрет-картина «Баллада о художнике. Евгений Гудин». Это сокурсник Евгения Николаевича по свердловскому художественному училищу, известный уральский художник − пейзажист, участник Великой Отечественной войны. Образ, созданный Широковым, наделен множеством ассоциаций. Работник, ратник и творец, потомок Хабарова и Беринга, надежный продолжатель лучших традиций русского пейзажа, особенно одной из них − стремления к правде. Он воплощает собой особый духовный склад и тип личности, вошедший в отечественную историю под именем странника. Странников отличает та свобода духа, которая дается лишь тем, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли. Они легко принимают тяжесть, но во имя жизни высшей. Странническая душа Гудина умиротворяется сознанием исполнения своего предназначения, радостным ощущением сотворчества с миром. Созданный Широковым образ является образно-пластическим открытием автора.
Портрет Ефима Копеляна, находящийся в Чайковской художественной галерее, был написан в 1973 г. – как раз в это время актер работал над озвучиванием сериала «Семнадцать мгновений весны». Здесь блестяще раскрылся талант Копеляна как чтеца − он выступил в роли внутреннего голоса легендарного разведчика Штирлица.
«В свое время советские художники выставлялись в Манеже, и им приходилось рисовать большие картины, чтобы работы не затерялись в огромном пространстве», − рассказывает старший научный сотрудник Чайковской художественной галереи Наталья Шмыкова. Крупный формат отличает и картину «Друзья», и «Юного хоккеиста», и портрет Ефима Копеляна – в этом монументальном портрете использованы такие изобразительные средства, как экспрессия обобщенного силуэта и скульптурная проработка лица в контрастной светотеневой манере. Как правило, так живописцы стремились придать образу символичность, сделать изображение своей модели знаком масштабных свершений, имеющих бесспорную гуманистическую ценность.
Уже в перестроечное время Широков создает своеобразный алтарь духовно-исторического центра из сорока портретов деятелей отечественной истории, науки, культуры, с которого на нас смотрят великие лики России: Андрей Рублев, Александр Невский, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Сергей Есенин, Георгий Жуков, Юрий Гагарин и многие другие.
«…Стиль Широкова сменился вместе со сменой власти, − пишет в своей статье Юрий Куроптев. − Если раньше в качестве заказчика работ художника выступала советская власть, то сейчас это власть и бизнес, имеющие за редким исключением весьма консервативные вкусы. В последние годы художник пишет академические полотна на историческую тематику. Кажется, он один из первых почувствовал сменяющийся культурный и социальный тренд, начав вместе со своими учениками писать отцов-основателей земли пермской и прочих государственников. Как и в случае с суровым стилем, академизм Широкова по-прежнему востребован и без натяжки может считаться новым официальным искусством».
«По мнению Евгения Николаевича, сегодня довольно сложно найти яркие портретные образы, и потому последнее время он воспевает красоту мира в натюрморте», − заключает Наталья Шмыкова.
Дополнительная информация
Евгений Широков родился в 1931 году в городе Касли Челябинской области. Двенадцатилетним юношей начал работать на всемирно известном заводе художественного литья. Раннее трудовое взросление развило способности понимать жизнь и людей, общение же с искусством привило взгляд на него как на повседневный, обязательный труд, убедительно показало, что красота выходит из усилий работающей руки. Учеба в Свердловском художественном училище, а затем в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной дала необходимые навыки и знания, утвердила в правильности намеченного себе пути. С 1958 г. он живет и работает в Перми. Путь к самостоятельному творчеству лежал через усвоение профессиональной школы, опыта традиции, приобретение навыков работы с натурой. Его эволюция видится не столько в развитии, сколько в раскрытии таланта, раскрытии личности в себе, внутреннем обретении себя.Евгений Николаевич Широков награжден орденами «Знак почета» и «Петр Великий», дипломом Академии художеств, медалями и грамотами Министерства культуры СССР и РСФСР, Верховного Совета РСФСР. Он избирался делегатом четырех съездов Союза художников СССР и РСФСР; много лет являлся членом правления Союза художников РСФСР; входил в состав зонального выставкома «Урал социалистический»; более тридцати лет возглавлял художественный совет Пермской организации художественного фонда РСФСР. Является Почетным гражданином Перми и Пермской области. Профессор, заведующий кафедрой живописи Пермского института искусств и культуры.
Просмотров: 4080
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: