«Старый дом глянет в сердце мое»


Четверг,31.07.2008
Основной постройкой в музейном комплексе является зимняя крестьянская изба конца XVIII века. Она стоит на Сайгатской земле уже более двух веков, и все в ней сохранилось так, как было изначально. Когда-то весь дом состоял из трех камер: зимней избы, летней и сеней. Но клеть и сени в свое время оказались разобранными. В прошлом году сотрудниками музея был написан проект «Живая старина», который выиграл грант на одном из конкурсов социальных и культурных проектов. Теперь на выигранные деньги восстанавливаются утраченные части дома. Срубы для клети и сеней были изготовлены еще три года назад, теперь же их подвели под общую крышу.
Строители работают по старинным технологиям – все делают вручную, при помощи долота, пилы и топора, правда, пила у них не простая, а электрическая. Но в целом клеть и сени построены без нарушения правил − без единого гвоздя, как и зимняя изба. Конечно, же современным специалистам непонятны многие приемы древнего строительства, поэтому их работа отличается от работы предшественников. Ведь раньше мастера учитывали буквально все: как выбрать дерево, в какое время срубить, как просушить, у них были особые, утраченные теперь инструменты… Например, у реставраторов никак не получается должным образом стесать бревна внутри летней избы, чтобы выровнять стены. Поэтому экскурсоводы сразу говорят посетителям, где памятник архитектуры, а где новодел.
Клеть − изба хозяйственного назначения, здесь находились самые востребованные предметы быта. Сегодня сотрудники музея создают новую экспозицию, посвященную осенне-летнему периоду занятий старообрядческой семьи. Вскоре в клети появится настоящая деревянная кровать из липы, изготовленная в середине XIX века, лавки, предметы для обработки льна, сундуки, коллекция ключей, крестьянская одежда… В новой экспозиции будет подробно рассказываться об основном занятии жителей села Сайгатки − обработке льна.
«Сени у нас теперь тоже новые, крепкие, прежние совсем износились. Но мы попытались сохранить здесь все, что осталось от старого дома, − рассказывает заведующая сектором «Сайгатка» Татьяна Логинова. − В чулане, своеобразном крестьянском шифоньере, мы разместили часть экспозиции, состоящей из вещей, найденных на чердаке. Среди них купель и аналой – предметы религиозного назначения». Известно, что до семидесятых годов староверы не посещали церковь, поэтому все обряды они проводили у себя в домах. К 1911 году в районе существовало одиннадцать молельных домов, в их число входила и ныне музеефицированная изба. В чулане было специально отведено место для иконы, около которой и молились.
«С открытием летней избы у нас появится возможность расширить посещаемость архитектурно-этнографического комплекса, − продолжает Татьяна Ивановна. − Сейчас мы можем принять не более двадцати пяти человек. Если приходит тридцать-сорок посетителей, мы вынуждены предложить им побывать на Станции юных натуралистов, находящейся рядом. Но в скором времени к нам можно будет приезжать целыми автобусами. Разбившись на группы, туристы поочередно выслушают три экскурсии: первую − во дворе, вторую – в зимней избе и третью − в клети».
С открытием летней избы из фондов Чайковского краеведческого музея выйдут на свет те экспонаты, которые сейчас не демонстрируются широкой публике. Во дворе усадьбы, в леднике, своеобразном «филиале» музейных фондов, дожидаются своего звездного часа множество предметов, привезенных из экспедиций по Чайковскому району.

«Протопи ты мне баньку, хозяюшка…»
Ледник, навес для дров и баня по-черному, находящиеся во дворе музея-усадьбы, − тоже новоделы, и расположены совсем рядом с избой, хотя раньше стояли намного дальше. Но изменились размеры двора: первоначально его ширина составляла восемьдесят метров по длине улицы и сорок по ширине. Огород же тянулся до самого горизонта – до старого русла реки Камы. А чуть поближе, на берегу Мутнушки, стояла банька.
«Нынешняя баня немного приукрашена – у нее есть и предбанник, и двускатная крыша на курицах, − рассказывает Тальяна Логинова. − Раньше же ни о каком предбаннике речи не шло: помылся крестьянин – и сразу выскочил в огород. Да и бани на курицах не встречались, самая простая постройка − односкатная. Вместо печи – груда камней, а внизу, под каменкой, − отверстие, куда можно положить поленья. Для растопки использовались особые дрова и веточки: яблоневые, вишневые, ольховые, чтобы дымок был с запахом. На груде камней − это можно увидеть у нас − стоит котел с водой. Хозяйка топила баню до тех пор, пока не прогорят все поленья. За это время камни раскалялись, а дым выходил не через трубу, а сквозь отверстие в стене – мурейку – и через двери. Чтобы сохранить тепло, и мурейка, и оконце, и дверные проемы в бане были маленькими, зато пороги очень высокие. И потолок, и стены в бане закопчены, а лавки остаются белыми. Когда дрова прогорали, хозяйка выгребала угли, закрывала плотно двери, и еще полтора-два часа банька настаивалась. Потом плескали на каменку настоянную на травах воду или квасок хлебный, и с последним паром весь угарный газ выходил. Черная баня является той самой золотой серединой между сауной и русской парной баней. Здесь нет углей, нельзя угореть, температура накала камней – 97 градусов, а сухой пар более безопасен для «сердечников». Поэтому вся семья мылась без опаски».
Сначала − в самый жар − шли мужики, во второй пар − семьи, детей заводили в последний раз, когда в бане было уже не так жарко. А четвертый пар уступали баннику. Ведь в каждой крестьянской постройке жил (и живет) негласный хозяин: в доме – суседка (Сайгатский домовой), в бане – банник, да еще и не один, да двухметрового роста! Чтобы ублажить банника, ему специально оставляли шайку и ушат с водой: в ушате он мог помыться, в шайке веничек заварить и попариться.
Прежде чем зайти в баню, крестьяне произносили наговоренные слова, например, такие: «Пусти нас, банный староста, помыться, попариться». А когда выходили, говорили так: «Спасибо тебе, байнушка, за парную баню». Поклонившись, продолжали: «Банюшка-становинка, тебе стоять − не гореть, а нам жить – не болеть». Жители Сайгатки верили, что тогда они выйдут из бани здоровыми, крепкими и никогда в ней не угорят.

И гречишные зерна бесценны
Сейчас огород около избы крестьянина-старообрядца занимает двадцать соток. Здесь на грядках тянутся к солнышку овощные и зерновые культуры, выращиваемые в Сайгатке и сто, и двести лет назад: капуста, лук, морковь, свекла, ячмень, пшеница, рожь, лен, горох – без него никуда! Ведь самым лакомым, царским блюдом считался у крестьян гороховый кисель. И праздник был не в праздник, если его нет на столе. Гороховый кисель нельзя пить из кружек, он очень густой – его резали ножом, поливали сметаной или маслом. Посажена тут и гречиха, которая удивляет своей необычайной красотой детей и взрослых. Они просто изумляются, видя, как цветет «гречневая каша» и даже срывают стебельки на память. Несколько зерен гречихи музейщики нашли в старинной книге − Псалтыре. «Может быть, эти зерна принадлежат к тому самому Фокинскому сорту, считающемуся утерянным в годы войны. Их мы тоже посадили ради интереса», − рассказывает Татьяна Логинова.
Старообрядческие семьи и по сей день выращивают на своих земельных участках зерновые культуры, так как во время проведения обрядов − родильного, поминального, свадебного − на столе обязательно должен быть хлеб, выращенный своими руками. Поэтому в укромных уголках на их огородах посажена и рожь, и пшеница, и лен, из которого плетут пояса. Если православные христиане могут, например, купить хлеб, то староверы все делают своими руками, сохраняя тем самым древние обряды и традиции.
«Дух старины присутствует в каждом строении музея-усадьбы, пусть даже новоделе, возведенном по аналогам, − уверена Татьяна Ивановна. − Например, стоит у нас во дворе ледник. Вроде бы, что в нем особенного? Яма да сарай в современном понимании. Но, узнав о том, что ледник – это крестьянский холодильник, посетители, особенно дети, начинают совершенно по-другому смотреть на него. Яма внутри ледника уходит в землю на 2-2,5 метра. Древние строители опускали в нее деревянный сруб, выравнивали дно, и с конца февраля-начала марта хозяева начинали заготавливать снег, который вместе с мелко колотым льдом сбрасывали вниз. Сложив в яму продукты питания, их тоже пересыпали льдом. Молоко, мясо, летние заготовки – все хранилось в этом погребе. Сверху его закрывали досками, укладывали бересту, насыпали землю, заваливали тряпьем. Дверь в ледник плотно закрывалась, тепло внутрь не попадало, и продукты не портились практически до следующего сезона. А наверху, под крышей, зимой висели мешки с пельменями.
Рядом с ледником стоит навес, где хранился крестьянский транспорт, дрова или предметы, неожиданно найденные на огороде…»

«Мир сказок нашего детства»
«Совсем неожиданно мы попали в мир русских сказок из нашего детства!» − такие слова написали в музейной книге отзывов туристы из Германии. Приезжие гости часто сравнивают крестьянскую усадьбу с ожившей сказкой. «Действительно, то, что такой дом сохранился – не иначе как волшебство, − соглашаются сотрудники музея, − ведь дерево очень быстро уходит из жизни». Если не уделять больше внимания памятникам деревянного зодчества, то мы станем последним поколением, которое видит эту материальную пока еще не в совсем измененном виде, а нашим детям останутся в наследие только новоделы. В современных условиях еле-еле выживают дворянские усадьбы, что уж говорить о крестьянских домах. Поэтому то, что в Сайгатке сохранился дом конца XVIII века − большая удача для нашего молодого города, ведь таких памятников в России почти не осталось.
То, что изба стоит до сих пор, − заслуга умелых мастеров, живших в нашем районе, и их уникальных секретах работы с деревом. Дом выстроен по северному типу и стоит высоко от земли, на подклети. Недавно был установлен фундамент, который должен помочь продлить жизнь памятника. Дом построен из необычного материала – кондовой мелкослойной сосны, напоминающей по структуре древесины лиственницу. А вся мебель внутри изготовлена из липы, чтобы на ней не было ни сучков, ни смолы, чтобы можно было сесть на лавку и не приклеиться. Все в избе продумано до мелочей, и каждый предмет стоит на своем месте уже более двух веков. В доме до сих пор функционирует уникальнейшая глинобитная печь, которых тоже осталось наперечет, а действующих – и того меньше. С ее помощью сотрудники музея обогревают здание, как было предусмотрено изначально. Это тоже имеет большое значение для сохранения дерева, оно постоянно остается сухим и уже практически окаменело.
Возможно, что в ближайшие несколько лет удастся музеефицировать и две соседние избы, стоящие на этой же стороне улицы Гагарина, − № 100 и 102. Если все получится, то в сотом доме появится экспозиция, посвященная первостроителям города Чайковского, потому что в 1954 г. именно здесь остановились первые строители Воткинской ГЭС. А в сто втором доме, крепком пятистенке, музейщики планируют разместить экспозицию, посвященную тридцатым годам XX века и представить его как дом зажиточного крестьянина. «Тогда цикл истории замкнется: досоветский период, советский и почти современность, − заведующая сектором «Сайгатка» Татьяна Логинова. − В этом случае сохранится часть старой улицы села, и у нас получится музейный комплекс-резервант, состоящий из трех домов, представляющих собой «законсервированную» историческую часть города Чайковского».

Мечтают музейщики и о том, чтобы на территории бывшего села Сайгатка − от музея-усадьбы до речки Мутнушка − появилась зона отдыха, парк со скамейками и аккуратными газонами. «Это место прямо просится под благоустройство, − объясняет Татьяна Ивановна. − История г. Чайковского начиналась с воды, с сотого дома, где поселились первые строители Воткинской ГЭС. Отсюда приезжающие туристы и должны начинать свое знакомство с городом. Но сначала необходимо убрать металлические гаражи, расположенные прямо за забором музея. Радует то, что недавно эта проблема начала потихоньку решаться». Неплохо было бы построить рядом и административное здание для сотрудников музея-усадьбы, которые сейчас все свое рабочее время проводят в самой избе, являющейся памятником деревянного зодчества.  
Создание полноценного архитектурно-этнографического комплекса − это одно из решений проблемы привлечения туристов в наш город. Ведь все идут в Сайгатку, − а где  еще можно на живую старину посмотреть?
{datsogal=92} 





Просмотров: 1149


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам