История, застывшая в… чугуне
Рубрика:
Газетные материалы
Четверг,14.08.2008
История города Касли (Челябинская область) начинается в 1747 году, с закладки чугунолитейного завода на речке Кургулак, берущей начало в Большом Каслинском озере. Тогда на Урале происходил стремительный подъем горнозаводской промышленности. В 1870-е гг. определились главные направления каслинского художественного промысла по изготовлению чугунных изделий: «кабинетное», мемориальное, архитектурное и бытовое литье. Сложились основные особенности стиля: четкость силуэта, тщательная отделка деталей, передача фактуры различных материалов, высококачественная матовая окраска. Наиболее точную характеристику каслинскому литью дал страстный поклонник и знаток искусства каслинских мастеров профессор Борис Павловский: «…отливки обладают великолепными художественными, пластическими качествами, не уступая в лучших своих образцах бронзе. Техническая безукоризненность отливок, а, следовательно, и художественная, эстетическая выразительность чугунного камерного, или, как тогда говорили, «кабинетного», литья объясняется тремя факторами. Прежде всего, высокими качествами чугуна, способного выявить и передать все мельчайшие детали, своеобразие лепки скульптурного оригинала… Во-вторых, особым, неповторимым природным качеством формовочных песков. Природа щедро одарила ими Касли. И третьим, главным слагаемым успеха и славы стало уникальное, неповторимое мастерство каслинских рабочих – подлинных художников, превративших тяжелый грубый чугун в тончайший, податливый, как черный воск, материал пластики».
В 1871 г. при заводском лазарете была открыта ремесленно-художественная школа, в которой дети потомственных мастеровых обучались рисованию, лепке фигур из глины и воска, резьбе по дереву и металлу, формовке и отливке фигур из гипса и чугуна. Заводские литейщики постигали специальные приемы работы, позволяющие производить литье с наименьшими затратами материалов, безукоризненно воспроизводили в чугуне работы российских скульпторов. С увеличением объема работ из Златоуста в Касли перевели опытных чеканщиков, которые обучали своему мастерству местных заводчан. Так каслинское литье породнилось со златоустовским гравированием на стали. Всё это привело к появлению в среде каслинских рабочих своих, народных скульпторов.
«Отливки из чугуна имеют не только художественное, но и утилитарное значение, − рассказывает Наталья Шмыкова. − Например, в экспозиции Чайковской художественной галереи представлены такие предметы, как подсвечник «Медведь, лезущий на дерево», чернильница «Семья медведей», ваза с известным пушкинским сюжетом «У Лукоморья дуб зеленый». Помимо кабинетной скульптуры, где высота изделий всего лишь около 20 сантиметров, в экспозиции можно увидеть и анималистическую пластику – изображение животных, а также уменьшенные копии известных изваяний. Например, модель работы французского скульптора Ж. Готье «Дон Кихот» на протяжении длительного времени пользовалась большой популярностью у каслинских мастеров. Отливка «Джигитовка лезгин» выполнена по проекту скульптора Евгения Лансере. У нас есть и модели скульптур Павла Клодта «Кони», в том числе уменьшенная копия одной из самых известных его работ, стоящей на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.
Каслинское литье интересно тем, что если в живописи мы имеем только один подлинник, к которому прикасается рука мастера, то здесь нет оригиналов и нет копий, − подлинными считаются все отливки».
ВРЕЗКА
Современные Касли − единственный город в мире, где находится специализированный музей художественного литья. Он был открыт здесь в 1963 году и является местом паломничества российских и иностранных туристов.
В ассортимент тиражируемой скульптуры прочно вошли не только бюсты, статуэтки, скульптурные группы, подчасники, пепельницы, канделябры, кронштейны, ажурные тарели, подставки, рамки для фотографий, брелоки, памятные медали, но и ажурная садово-парковая мебель. В свое время решетки мостов в Санкт-Петербурге и Москве были отлиты в Касли. Известно, что в XIX веке и в начале XX-го каслинские мастера могли выполнять очень тонкую ювелирную работу вплоть до женских украшений. Из чугуна делались, например, броши, тоненькие цепочки для карманных часов, хотя чугун для такой работы – металл весьма своеобразный.
Каслинское художественное литье представлено также многочисленными пепельницами, лотками, пресс-папье, подсвечниками работы безымянных мастеров. Образцами для их отливки часто служили медные, бронзовые, фарфоровые и деревянные изделия, выполненные в ХVIII–ХIХ вв., как в России, так и за рубежом. Эти изделия всегда считались утилитарными и не представляющими художественной ценности. Не случайно авторы не ставили на моделях свое имя.
В настоящее время даже самая простая, обыденная вещь, изготовленная на Каслинском заводе в ХIХ–начале ХХ веков, представляет интерес для антикваров, а многие изделия, авторов которых, к сожалению, установить уже практически невозможно, оцениваются теперь как художественные произведения. Зато на таких отливках стоят личные клейма династий каслинских формовщиков, навсегда вошедших в историю города. Их руками и вдохновением создавались поистине прекрасные вещи.
На период с середины 1880-х гг. по 1914 год приходится золотой век каслинского художественного литья, пик которого, как пишет Борис Павловский, пришелся на 1880–1900 гг., когда были выпущены все наиболее значительные произведения каслинской скульптуры. На протяжении этого периода каслинское художественное литье из чугуна не знало себе равных ни в России, ни в мире.
В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Каслинский завод получил высшую награду − право ставить на изделия клеймо с Государственным гербом России − двуглавым орлом. Этот успех стал прелюдией полного триумфа в 1900 году на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже: каслинская экспозиция, которая была представлена в ажурном чугунном павильоне, получила высшую награду – Большую золотую медаль.
Каслинский чугунный павильон с Парижской выставки был воссоздан мастерами-литейщиками в 50-е годы XX века и сейчас экспонируется в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
ВРЕЗКА
В 1978 году Каслинский чугунный павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как раритет – единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.
С началом Первой Мировой войны завод был переориентирован на выпуск военной продукции. К концу 20-х началу 30-х годов XX-го века производство художественного и архитектурного литья возобновилось и начало расширятся. В 1934 г. появился специальный цех художественного и архитектурного литья, перед которым была поставлена задача − обновление тематики художественной продукции, с целью отражения в ней советской современности…
«Во второй половине XX века современные мастера завода попытались создать новый чугунный павильон, но ему было не сравниться с победителем Парижской выставки 1900 г., − рассказывает старший научный сотрудник Чайковской художественной галереи Наталья Шмыкова. − Известно, что в конце XX в. многие народные промыслы переживали не лучшие времена: закрывались художественные училища, мастерам некому было передавать ремесло, страна шагнула в «рынок», многие предметы стали выпускаться исключительно на продажу и их художественные достоинства нивелировались. Народным промыслам России был нанесен определенный ущерб, одни сумели выстоять, другие до сих пор находятся между небом и землей, а третьи погибли».
В 2007 году Каслинский завод архитектурно-художественного литья отметил 260-летие со дня своего основания. «Сегодня Касли − всемирно известный центр художественного производства самых разнообразных изделий. В них удивительным образом соединились мотивы из народной жизни и изысканные сюжеты классического искусства, − пишет искусствовед Мария Вяжевич. − За каждым предметом, рожденным на Каслинском заводе, − судьба уральского мастера, воплощение его представлений о красоте и гармонии, желание внести в повседневную и торопливую жизнь людей напоминание о вечной силе творчества. Духовная сила русских умельцев, их высокое мастерство и присущее им тонкое чувство красоты составляют главную ценность изделий Каслинского завода. Каслинцы чтут свои традиции, многие отливки до сих пор выполняются на основе моделей, созданных сто и более лет назад, − это и дань своей богатой истории, и желание сохранить для последующих поколений красоту, оживленную вдохновением предков. Вот почему, глядя на произведения каслинских мастеров, невольно вспоминаешь о российской истории».
В 1871 г. при заводском лазарете была открыта ремесленно-художественная школа, в которой дети потомственных мастеровых обучались рисованию, лепке фигур из глины и воска, резьбе по дереву и металлу, формовке и отливке фигур из гипса и чугуна. Заводские литейщики постигали специальные приемы работы, позволяющие производить литье с наименьшими затратами материалов, безукоризненно воспроизводили в чугуне работы российских скульпторов. С увеличением объема работ из Златоуста в Касли перевели опытных чеканщиков, которые обучали своему мастерству местных заводчан. Так каслинское литье породнилось со златоустовским гравированием на стали. Всё это привело к появлению в среде каслинских рабочих своих, народных скульпторов.
«Отливки из чугуна имеют не только художественное, но и утилитарное значение, − рассказывает Наталья Шмыкова. − Например, в экспозиции Чайковской художественной галереи представлены такие предметы, как подсвечник «Медведь, лезущий на дерево», чернильница «Семья медведей», ваза с известным пушкинским сюжетом «У Лукоморья дуб зеленый». Помимо кабинетной скульптуры, где высота изделий всего лишь около 20 сантиметров, в экспозиции можно увидеть и анималистическую пластику – изображение животных, а также уменьшенные копии известных изваяний. Например, модель работы французского скульптора Ж. Готье «Дон Кихот» на протяжении длительного времени пользовалась большой популярностью у каслинских мастеров. Отливка «Джигитовка лезгин» выполнена по проекту скульптора Евгения Лансере. У нас есть и модели скульптур Павла Клодта «Кони», в том числе уменьшенная копия одной из самых известных его работ, стоящей на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.
Каслинское литье интересно тем, что если в живописи мы имеем только один подлинник, к которому прикасается рука мастера, то здесь нет оригиналов и нет копий, − подлинными считаются все отливки».
ВРЕЗКА
Современные Касли − единственный город в мире, где находится специализированный музей художественного литья. Он был открыт здесь в 1963 году и является местом паломничества российских и иностранных туристов.
В ассортимент тиражируемой скульптуры прочно вошли не только бюсты, статуэтки, скульптурные группы, подчасники, пепельницы, канделябры, кронштейны, ажурные тарели, подставки, рамки для фотографий, брелоки, памятные медали, но и ажурная садово-парковая мебель. В свое время решетки мостов в Санкт-Петербурге и Москве были отлиты в Касли. Известно, что в XIX веке и в начале XX-го каслинские мастера могли выполнять очень тонкую ювелирную работу вплоть до женских украшений. Из чугуна делались, например, броши, тоненькие цепочки для карманных часов, хотя чугун для такой работы – металл весьма своеобразный.
Каслинское художественное литье представлено также многочисленными пепельницами, лотками, пресс-папье, подсвечниками работы безымянных мастеров. Образцами для их отливки часто служили медные, бронзовые, фарфоровые и деревянные изделия, выполненные в ХVIII–ХIХ вв., как в России, так и за рубежом. Эти изделия всегда считались утилитарными и не представляющими художественной ценности. Не случайно авторы не ставили на моделях свое имя.
В настоящее время даже самая простая, обыденная вещь, изготовленная на Каслинском заводе в ХIХ–начале ХХ веков, представляет интерес для антикваров, а многие изделия, авторов которых, к сожалению, установить уже практически невозможно, оцениваются теперь как художественные произведения. Зато на таких отливках стоят личные клейма династий каслинских формовщиков, навсегда вошедших в историю города. Их руками и вдохновением создавались поистине прекрасные вещи.
На период с середины 1880-х гг. по 1914 год приходится золотой век каслинского художественного литья, пик которого, как пишет Борис Павловский, пришелся на 1880–1900 гг., когда были выпущены все наиболее значительные произведения каслинской скульптуры. На протяжении этого периода каслинское художественное литье из чугуна не знало себе равных ни в России, ни в мире.
В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде Каслинский завод получил высшую награду − право ставить на изделия клеймо с Государственным гербом России − двуглавым орлом. Этот успех стал прелюдией полного триумфа в 1900 году на Всемирной художественно-промышленной выставке в Париже: каслинская экспозиция, которая была представлена в ажурном чугунном павильоне, получила высшую награду – Большую золотую медаль.
Каслинский чугунный павильон с Парижской выставки был воссоздан мастерами-литейщиками в 50-е годы XX века и сейчас экспонируется в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.
ВРЕЗКА
В 1978 году Каслинский чугунный павильон был зарегистрирован ЮНЕСКО как раритет – единственное в мире архитектурное сооружение из чугуна, находящееся в музейной коллекции.
С началом Первой Мировой войны завод был переориентирован на выпуск военной продукции. К концу 20-х началу 30-х годов XX-го века производство художественного и архитектурного литья возобновилось и начало расширятся. В 1934 г. появился специальный цех художественного и архитектурного литья, перед которым была поставлена задача − обновление тематики художественной продукции, с целью отражения в ней советской современности…
«Во второй половине XX века современные мастера завода попытались создать новый чугунный павильон, но ему было не сравниться с победителем Парижской выставки 1900 г., − рассказывает старший научный сотрудник Чайковской художественной галереи Наталья Шмыкова. − Известно, что в конце XX в. многие народные промыслы переживали не лучшие времена: закрывались художественные училища, мастерам некому было передавать ремесло, страна шагнула в «рынок», многие предметы стали выпускаться исключительно на продажу и их художественные достоинства нивелировались. Народным промыслам России был нанесен определенный ущерб, одни сумели выстоять, другие до сих пор находятся между небом и землей, а третьи погибли».
В 2007 году Каслинский завод архитектурно-художественного литья отметил 260-летие со дня своего основания. «Сегодня Касли − всемирно известный центр художественного производства самых разнообразных изделий. В них удивительным образом соединились мотивы из народной жизни и изысканные сюжеты классического искусства, − пишет искусствовед Мария Вяжевич. − За каждым предметом, рожденным на Каслинском заводе, − судьба уральского мастера, воплощение его представлений о красоте и гармонии, желание внести в повседневную и торопливую жизнь людей напоминание о вечной силе творчества. Духовная сила русских умельцев, их высокое мастерство и присущее им тонкое чувство красоты составляют главную ценность изделий Каслинского завода. Каслинцы чтут свои традиции, многие отливки до сих пор выполняются на основе моделей, созданных сто и более лет назад, − это и дань своей богатой истории, и желание сохранить для последующих поколений красоту, оживленную вдохновением предков. Вот почему, глядя на произведения каслинских мастеров, невольно вспоминаешь о российской истории».
Просмотров: 1013
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: