Высокие ценности для маленьких детей
Рубрика:
Газетные материалы
Четверг,18.09.2008
Чайковская художественная галерея активно сотрудничает с детскими садами, много лет работает со школьными и студенческими аудиториями. Опытные экскурсоводы одинаково хорошо общаются как со зрелыми людьми, так и с детьми, учитывая возрастные и психологические особенности посетителей музея.
Огромное значение в воспитании подрастающего поколения во все времена имела игра. Поэтому наряду с традиционными экскурсиями в галерее проводятся игровые, адаптированные для детской аудитории занятия, а также лекции и беседы, рассчитанные на дошкольников и школьников начального, среднего и старшего звена. Понимая, что сегодня образовательная деятельность захватывает почти все сферы жизни человека, распространяясь даже на свободное время и досуг, педагоги некоторых учебных заведений стараются наладить взаимодействие культуры и образования, столь необходимое для гармоничного развития современного общества. В связи с этим детские сады и школы заключают договор с художественной галереей, на основании которого ребята посещают «храм муз» не эпизодически, а регулярно, например, раз в месяц. Тогда полученные ими знания выстраиваются в цельную систему.
Первый раз придя в галерею, шести- семилетние малыши знакомятся с учреждением культуры во время игровой экскурсии «Где живут картины». Ребята узнают, что такое художественный музей, как здесь чувствуют себя произведения искусства, как за ними ухаживают, знакомятся с музейными профессиями (экскурсовод, смотритель, хранитель), получают понятия «подлинник» и «репродукция». А также учатся правилам поведения в «храме муз», осознавая, что это не магазин, не школа и не детский сад. «Юные посетители галереи очень живо воспринимают предлагаемый материал, − рассказывает старший научный сотрудник Чайковской художественной галереи Наталья Шмыкова. − Ведь экскурсовод не просто произносит монолог, а вовлекает детей в процесс узнавания, запоминания, вызывает у них интерес и чувство сопричастности к разговору. Неудивительно, что ребята с большим удовольствием играют, получают поощрения за активность на занятии (например, открытки по пройденной теме) и в итоге с нетерпением ждут следующей встречи. Все игровые экскурсии проходят в залах галереи, благодаря чему у детей формируется пиетет к произведениям изобразительного искусства, они начинают видеть разницу между подлинной картиной и картинкой в учебнике или книге».
На занятии «В мастерской у художника» ребята знакомятся с «помощниками» творца: мольбертом, этюдником, холстом, кистями, масляными красками, гуашью, акварелью. Узнают, как мастер готовит холст к работе, что такое грунтовка, палитра… Весь этот инструментарий художника детям разрешают взять в руки и внимательно рассмотреть, потому они легко запоминают смысл новых слов и впоследствии успешно отвечают на контрольные вопросы.
Изучая тему «Родная природа в творчестве художников», воспитанники детских садов и школьники знакомятся с работами известных русских живописцев и современных авторов. «Порой малыши очень точно чувствуют состояние пейзажа, им понятны тончайшие эмоциональные струны, затрагиваемые художником. Дети не только определяют, какое время года изображено на картине, но даже угадывают состояние природы, например, «перед дождем», − делится впечатлениями Наталья Сергеевна. − На занятиях юные искусствоведы учатся чувствовать и словесно описывать пейзаж, получают начальные навыки осмысления картины. А после экскурсии они играют в игру на узнавание: прослушав отрывки из стихотворения, пытаются ответить, как называется описанная картина и кто ее автор».
Знакомясь с одним из самых сложных жанров живописи − портретом, ребята узнают, что он может быть индивидуальным, парным, групповым, камерным и парадным. Изучая тему «Натюрморт», они не только получают понятие, что натюрморт – это изображение предметов, но и при помощи пазлов собирают свою собственную картину. Таким образом, все экскурсии проходят в игровой форме. Освоенный материал обязательно закрепляется: ребята выполняют домашние задание по каждой теме, скажем, рисуют пейзаж или автопортрет.
Посещая галерею, дети знакомятся и со скульптурой, пластикой чугунного литья, народным искусством. Изучая народное творчество, они получают в подарок открытки с репродукциями работ известной пермской художницы Маргариты Тарасовой, которая всегда уделяла большое внимание изображению национального костюма и быта этносов Пермского края. Ее рисунки были построены на архивных и библиотечных данных, фондах музеев. На них ребята могут внимательно рассмотреть сарафан, кокошник, сюжеты из народной жизни, чтобы закрепить материал, полученный на экскурсии.
Также подрастающее поколение с интересом слушает рассказы и принимает участие в беседах по темам «В гостях у книги», «Пленительный мир игрушки», «Детский портрет в искусстве», «Терем-теремок», «Художник-сказочник Виктор Васнецов», «Прогулка по Третьяковской галерее» и другие. Это играет большую роль в воспитании и образовании детей, развитии языковых навыков; они учатся рассуждать, формулировать свои мысли, связывать предложения в текст, грамотно выстраивать речь.
«В наш век на детей выливается необычайно мощный поток самой разнообразной информации. Первоклассники приходят в школу маленькими, но уже много знающими людьми, − рассказывает Наталья Шмыкова. − Хочется, чтобы годы, когда ребенок впитывает сведения об окружающем мире как губка, не пропали для него даром. А потому не должно быть ни малейших сомнений в высокой культурной и нравственной ценности получаемой информации. В художественном музее закладывается своеобразный фундамент будущего образования детей. Полученный здесь материал, безусловно, пригодится им и в дальнейшей жизни».
В основном галерею посещают воспитанники детсадов, младшие и средние школьники. Старшеклассников же в музее увидишь нечасто. Организованно приходят на экскурсии студенты, учащиеся ПУ, если, например, среди обязательных предметов у них есть культурология. Но и это лишь в том случае, если педагог настаивает на посещении художественной галереи.
«Пожалуй, все сознательные родители хотели бы видеть своего ребенка умным, образованным и воспитанным. Но закладывать эти качества необходимо с детства, − продолжает Наталья Сергеевна. − Постоянно обогащая внутренний мир и личность малыша, можно быть уверенными, что он привыкнет получать подлинное наслаждение не от бегания по магазинам, а от посещения Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа, Лувра, от путешествий по культурным столицам мира…»
Наверное, не случайно в древней Греции слова «культура» и «воспитание» являлись однокоренными.
Огромное значение в воспитании подрастающего поколения во все времена имела игра. Поэтому наряду с традиционными экскурсиями в галерее проводятся игровые, адаптированные для детской аудитории занятия, а также лекции и беседы, рассчитанные на дошкольников и школьников начального, среднего и старшего звена. Понимая, что сегодня образовательная деятельность захватывает почти все сферы жизни человека, распространяясь даже на свободное время и досуг, педагоги некоторых учебных заведений стараются наладить взаимодействие культуры и образования, столь необходимое для гармоничного развития современного общества. В связи с этим детские сады и школы заключают договор с художественной галереей, на основании которого ребята посещают «храм муз» не эпизодически, а регулярно, например, раз в месяц. Тогда полученные ими знания выстраиваются в цельную систему.
Первый раз придя в галерею, шести- семилетние малыши знакомятся с учреждением культуры во время игровой экскурсии «Где живут картины». Ребята узнают, что такое художественный музей, как здесь чувствуют себя произведения искусства, как за ними ухаживают, знакомятся с музейными профессиями (экскурсовод, смотритель, хранитель), получают понятия «подлинник» и «репродукция». А также учатся правилам поведения в «храме муз», осознавая, что это не магазин, не школа и не детский сад. «Юные посетители галереи очень живо воспринимают предлагаемый материал, − рассказывает старший научный сотрудник Чайковской художественной галереи Наталья Шмыкова. − Ведь экскурсовод не просто произносит монолог, а вовлекает детей в процесс узнавания, запоминания, вызывает у них интерес и чувство сопричастности к разговору. Неудивительно, что ребята с большим удовольствием играют, получают поощрения за активность на занятии (например, открытки по пройденной теме) и в итоге с нетерпением ждут следующей встречи. Все игровые экскурсии проходят в залах галереи, благодаря чему у детей формируется пиетет к произведениям изобразительного искусства, они начинают видеть разницу между подлинной картиной и картинкой в учебнике или книге».
На занятии «В мастерской у художника» ребята знакомятся с «помощниками» творца: мольбертом, этюдником, холстом, кистями, масляными красками, гуашью, акварелью. Узнают, как мастер готовит холст к работе, что такое грунтовка, палитра… Весь этот инструментарий художника детям разрешают взять в руки и внимательно рассмотреть, потому они легко запоминают смысл новых слов и впоследствии успешно отвечают на контрольные вопросы.
Изучая тему «Родная природа в творчестве художников», воспитанники детских садов и школьники знакомятся с работами известных русских живописцев и современных авторов. «Порой малыши очень точно чувствуют состояние пейзажа, им понятны тончайшие эмоциональные струны, затрагиваемые художником. Дети не только определяют, какое время года изображено на картине, но даже угадывают состояние природы, например, «перед дождем», − делится впечатлениями Наталья Сергеевна. − На занятиях юные искусствоведы учатся чувствовать и словесно описывать пейзаж, получают начальные навыки осмысления картины. А после экскурсии они играют в игру на узнавание: прослушав отрывки из стихотворения, пытаются ответить, как называется описанная картина и кто ее автор».
Знакомясь с одним из самых сложных жанров живописи − портретом, ребята узнают, что он может быть индивидуальным, парным, групповым, камерным и парадным. Изучая тему «Натюрморт», они не только получают понятие, что натюрморт – это изображение предметов, но и при помощи пазлов собирают свою собственную картину. Таким образом, все экскурсии проходят в игровой форме. Освоенный материал обязательно закрепляется: ребята выполняют домашние задание по каждой теме, скажем, рисуют пейзаж или автопортрет.
Посещая галерею, дети знакомятся и со скульптурой, пластикой чугунного литья, народным искусством. Изучая народное творчество, они получают в подарок открытки с репродукциями работ известной пермской художницы Маргариты Тарасовой, которая всегда уделяла большое внимание изображению национального костюма и быта этносов Пермского края. Ее рисунки были построены на архивных и библиотечных данных, фондах музеев. На них ребята могут внимательно рассмотреть сарафан, кокошник, сюжеты из народной жизни, чтобы закрепить материал, полученный на экскурсии.
Также подрастающее поколение с интересом слушает рассказы и принимает участие в беседах по темам «В гостях у книги», «Пленительный мир игрушки», «Детский портрет в искусстве», «Терем-теремок», «Художник-сказочник Виктор Васнецов», «Прогулка по Третьяковской галерее» и другие. Это играет большую роль в воспитании и образовании детей, развитии языковых навыков; они учатся рассуждать, формулировать свои мысли, связывать предложения в текст, грамотно выстраивать речь.
«В наш век на детей выливается необычайно мощный поток самой разнообразной информации. Первоклассники приходят в школу маленькими, но уже много знающими людьми, − рассказывает Наталья Шмыкова. − Хочется, чтобы годы, когда ребенок впитывает сведения об окружающем мире как губка, не пропали для него даром. А потому не должно быть ни малейших сомнений в высокой культурной и нравственной ценности получаемой информации. В художественном музее закладывается своеобразный фундамент будущего образования детей. Полученный здесь материал, безусловно, пригодится им и в дальнейшей жизни».
В основном галерею посещают воспитанники детсадов, младшие и средние школьники. Старшеклассников же в музее увидишь нечасто. Организованно приходят на экскурсии студенты, учащиеся ПУ, если, например, среди обязательных предметов у них есть культурология. Но и это лишь в том случае, если педагог настаивает на посещении художественной галереи.
«Пожалуй, все сознательные родители хотели бы видеть своего ребенка умным, образованным и воспитанным. Но закладывать эти качества необходимо с детства, − продолжает Наталья Сергеевна. − Постоянно обогащая внутренний мир и личность малыша, можно быть уверенными, что он привыкнет получать подлинное наслаждение не от бегания по магазинам, а от посещения Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа, Лувра, от путешествий по культурным столицам мира…»
Наверное, не случайно в древней Греции слова «культура» и «воспитание» являлись однокоренными.
Просмотров: 807
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: