Первый опыт самостоятельности


Четверг,02.10.2008
Учимся говорить и видеть «ловушки»
Урок продолжается. «Решите задачи письма» читают дети вместе с Ольгой Николаевной задание в учебнике русского языка. Упражнение сложное, в нем много новых слов, поэтому Ольга Николаевна помогает ребятам и пишет некоторые слова на доске. В одном из них она намеренно делает ошибку и спрашивает учеников: «Все ли слова на доске написаны правильно?». К таким вопросам дети привыкли. Практически на каждом уроке учительница устраивает им такие «ловушки», чтобы создать ситуацию, в которой ребятам придется объяснить свое мнение. И, действительно, ученики Ольги Николаевны, не боясь ошибиться, с удовольствием предлагают свои варианты ответов. «Таким образом,  мне удается вовлечь в занятие практически каждого ребенка, по ответам учеников я вижу, кто уже усвоил материал, а кому нужно подумать об этом еще», -говорит педагог.
Таких приемов, ненавязчиво вовлекающих ребят в учебный процесс в арсенале Ольги Курочкиной немало. «Было время, когда я увольнялась из школы и работала в педагогическом училище, рассказывала Ольга Николаевна. Работа со взрослыми многому меня научила. И главное, что я поняла тогда, это то, что детей очень важно научить говорить». По ее словам, сегодня открыто  выражать свое мнение без страха ошибиться и быть непонятым не привыкли даже взрослые. С кого же брать пример детям? Поэтому на уроках Ольги Курочкиной дети говорят. Говорят о том, что не поняли, или, наоборот, поняли, о том, что увидели и что пропустили, о том, что предлагают изменить, переделать или добавить. Больше всего учителя радует, когда ученики дают друг другу советы. «Дети очень искренние помощники,  за успехи своих одноклассников они переживают как за свои собственные. Такую инициативу я всегда поддерживаю, стараюсь сохранить», -говорит педагог.
Ученик в роли учителя
Работая в педагогическом училище, Ольга Николаевна была руководителем по диплому у одной из студенток. За основу диплома ими была принята деятельность известного педагога Амонашвили. «У него я и позаимствовала  все те формы работы с детьми, которые использую по сегодняшний день, говорит Ольга Курочкина. Например, когда учитель меняется местами с учеником. Надо видеть, как Катерина, одна из моих учениц, стоит у доски и объясняет ребятам задания. Она превосходно чувствует себя в роли учительницы, и дети ее слушают с удовольствием. В такой ситуации интерес к учебе значительно повышается у всего класса. Так почему бы это не использовать время от времени.»
Главное, на что этот педагог делает упор во время своих уроков, это проведение физкультминуток и динамических пауз. По ее словам внимание детей не может сохраняться на высоком уровне дольше, чем 10 минут. Даже незначительного перерыва в такой момент достаточно, чтобы отвлечься и снова вернуться к изучению учебного материала. И здесь дети снова демонстрируют свою самостоятельность, гимнастику для ума они выполняют не только под руководством Ольги Николаевны, но и сами, по очереди, становясь на время дежурными, отвечающими за проведение  физкультминуток.
Творчество детей Ольга Николаевна развивает такими заданиями, которые и взрослому удается выполнить не с первого раза. Например, дети тренируются в письме левой рукой или, что еще сложнее, рисуют и правой и левой рукой одновременно. О таком, развивающем образное мышление упражнении Ольга Курочкина услышала на педагогических курсах. Узнав, что в Санкт Петербурге такое рисование практикуется уже много лет, она сначала сама потренировалась, а затем и детей научила. Потом ребята рассказывали ей о том, что чувствовали, когда рисовали двумя руками. «В голове мурашки какие-то бегают», - говорили ученики, а потом учили тому же своих родителей.
Коллективное перевоспитание
Среди профессиональных достижений Ольги Николаевны Курочкиной есть успешный опыт перевоспитания второгодника. «К нам в класс привели оставшегося на второй год мальчика, это случилось на четвертом году обучения того класса, который у меня был в то время. Первые две недели было очень сложно. Чтобы создать ситуацию, в которой ребенок потянется за теми, кто учится хорошо, а не переманит в свою компанию других детей, требовалось и время и терпение. В этом мне очень помогли сами ученики и, конечно, моя с ним индивидуальная работа. Так получилось, что домой нам нужно было ходить в одном направлении. Пока он ждал меня после уроков, мы разговаривали, обсуждали его поведение, а также поведение других ребят и учебу. Постепенно у ребенка изменилось отношение к школе, а значит и оценки. Теперь он учится в 6 классе, и мне рассказывают, что этот бывший двоечник теперь даже на тройки учиться не хочет и исправляет тройки на четверки. Это моя гордость», - делится Ольга Николаевна. А потом добавляет: «Когда наш второгодник  понял, что выражать свое мнение можно на уроках, не нарушая дисциплины, и все остальные ученики будут его слушать, у него появился интерес к школе. На этом примере хорошо видно, насколько важно научить ребенка говорить и позволять ему это делать».
Рефлексия на каждом уроке
Урок русского языка, на котором я побывала, закончился рефлексией - ученики обсудили с Ольгой Николаевной изученную тему, сами поставили себе оценки за словарный диктант, проанализировали причины сделанных ими ошибок. При этом они не стеснялись говорить учительнице: «Мне нужно было быть внимательнее» или «Я отвлекся и, поэтому, ошибся». В результате никаких обид за полученные на уроке оценки, только желание проявить себя лучше на следующем занятии.
С учениками 2 «В» класса Ольга Николаевна заранее готовится к переходу в старший блок. Ученики с первого класса собирают портфолио, вкладывают в него дневники, грамоты, табеля и учебные ведомости. «Постепенно там и фотографии появятся», - говорит учитель. Ребятам очень интересен этот процесс, к тому же он стимулирует их к получению хороших оценок. С таким отношением к знаниям они продолжат успешно учиться и дальше. Уже сейчас, про выпускные классы Ольги Николаевны завуч старшего блока говорит: «Это какие-то особенные дети, им все интересно, за ними большое будущее». И большая заслуга в этих успехах детей принадлежит их первому педагогу Ольге Курочкиной.





Просмотров: 851


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Авторские статьи
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам