«Я пишу о счастье!»
Рубрика:
Газетные материалы
Четверг,09.10.2008
По приглашению народного писателя Удмуртской Республики Вячеслава Ар-Серги и чайковского писателя Александра Абдулаева Борис Лукин приехал в наш город. Встреча столичного поэта с жителями Чайковского состоялась 26 сентября в аудитории Чайковского института физической культуры, где его слушателями стали, в основном, студенты. Несмотря на то, что Борис Лукин перешагнул за сорокалетний рубеж, поэт сразу нашёл контакт с молодёжью, разговаривая с ребятами на равных. Доверяя обаянию столичного гостя, несколько студентов прислали на суд профессионального литературного критика свои лирические сочинения. Поэт отметил, что среди молодёжи нашего города живёт романтика душевного порыва с острым желанием любить. Значит, расцветают в городе росточки поэтических дарований, которым открывается возможность вырасти в раскидистое дерево творческого мастерства.
За плечами поэта интересная и сложная жизнь. Детство и юность Бориса Лукина прошли в городе Горьком. Окончив МВТУ имени Баумана и Литературный институт, он остался жить и работать в Москве. Член Союза писателей России. Редактор специального молодёжного приложения «Литературный резерв». Лауреат VIII Артиады народов России.
Как трудна дорога к познанию мира, так тернист путь поэта к познанию своей души. Поэзия Бориса Лукина — не для сиюминутного понимания. В ней — глубина и мудрость человека, откровенно размышляющего о пережитом.
— Вы пишете стихи о счастье. Но всё же мотив светлой печали пронизывает всё ваше творчество. Жизненные испытания — ваш духовный опыт. Для молодых людей было непонятно, как можно, открывая душу, не попасться на крючок уныния, которое всегда сопровождает человека чувственного и ранимого? Как писать негрустные стихи?
— Надо жить, а не бояться жизни! Опираясь на свой жизненный опыт, подсказать другому, как стать счастливым. Пожелание молодым — чтобы не грустить, меньше ходите в Интернет! Там — тоска зелёная! Больше гуляйте, встречайтесь с людьми. Чем больше общаетесь с людьми, тем лучше будете жить на свете. Друзья — это вечно, а Интернет — это тюремная решётка для души.
Счастье не бывает без потерь. Не принимая тёмные стороны жизни, не познаешь поэзию счастья. Болезнь приходит тоже к счастью, потому что она даётся нам как спасательный круг, когда тонет душа, чтобы дать нам время подумать и исправиться. Все душевные муки надо принимать с благодарностью, потому что каждая неприятность, произошедшая с нами, — это урок жизни, который нам надо усвоить и провести работу над ошибками, чтобы больше их не повторять.
Для меня счастье — это занятие любимым делом, присутствие рядом любимых и любящих людей — семьи и друзей. Счастье — это память о родителях, которая существует во мне на генном уровне. Родовая память первая приходит ко мне в самые сложные моменты жизни и возвращает желание жить.
Я счастлив, когда во мне существует гармония! Но это блаженство чаще случается, когда я пишу стихи. Поэзия — это слегка идеализированные картины. Реальная жизнь вносит свои коррективы и очень жёстко врывается в мир поэта. В те моменты, когда я не пишу стихов, я остаюсь человеком, в котором живёт душа, впитывающая всё, что происходит со мной в жизни, человеком, замечающим детали, которые не видят другие. Я иначе чувствую происходящие со мной события. Таким образом, рождается поэзия, в которой я стараюсь рассказать людям о счастье.
— Счастье для вас неразрывно связано с любовью, с любимой женщиной. Вы боготворите только жену, или все женщины для вас — богини?
— По‑моему, женщина — это единственное существо на планете, которое превосходит всех! Почему? Объясняю. Господь создал женщину последней. Значит, она — явно высшее творение. Женщина — завершающий аккорд Бога. Женщина во всех отношениях приспособленней к этому миру. Мало того, она создана как друг и товарищ мужчине. Как же её не любить-то?! Я обожаю женщин всех без исключения! Женщины даже когда врут, всё равно говорят правду. Это фантастические существа, и нашему уму они непостижимы.
— Как вы в наш безбожный век, в то время, когда нам упорно внушали презрение к антинаучным церковным догмам, пришли к вере?
— Я думаю, это перст Божий. У меня много друзей-священников, с которыми мы учились в литинституте. После долгих мытарств они приняли сан. Учась в литинституте, мы уже делились на тех, кто идёт в «мир», и тех, кто собирается уходить в веру. Я не стал священником, хотя принимал сторону вторых.
Гордыня у творческих людей особая. «Я же не «червь», как я могу кому-то руку поцеловать?!» Очень тяжело прийти к священнику на исповедь. Первый шаг, как в тумане, как в наркотическом сне…
Это было в начале 90‑х. Москва и тогда была богата храмами. И возле моего дома стояла старинная церковь. Я вошёл в храм и оказался в окружении бабушек, шипящих, как клубок змей. Если бы не батюшка, который окликнул меня с другого конца церкви и подозвал к себе, я, может быть, больше уже в храм не явился. Мне повезло. Священник меня исповедовал, причастил. С тех пор я хожу на исповедь достаточно часто.
— Ваша иерархия ценностей? Чего бы вы не захотели терять в первую очередь?
— У простого человека есть несколько обязанностей: Господа любить, семью, родителей. А у писателя ещё есть ответственность перед талантом своим. Как человек мирской и, в первую очередь, человек любящий, на вопрос «Что у тебя не отнять?» я бы сказал: «Жену и детей!» Я цепляюсь за них, потому что они для меня — самое светлое и лучшее, что есть на свете. Но если у меня будет выбор, то я ещё захвачу свой дар — писать стихи.
А жить со своими детьми, женой и талантом я нигде не смогу, кроме России. Я уже пробовал жить в разных странах, но это ни к чему не привело. Я всё равно возвращаюсь к могилам своих родителей, своих предков.
— Шестеро детей в наше время — большая редкость и героическая ответственность. Как хватило смелости стать многодетным отцом?
— После второго ребёнка дети уже не считаются. Когда много детей, старшие начинают помогать младшим, да и материальных расходов становится меньше.
Многие боятся самого факта — «дети» — и не понимают, насколько душа богатеет от появления рядом родных существ, которые помогают развитию родителей.
У меня пять дочерей и один сын. Младшей доченьке — 6 лет, а сыну — 10. Самой старшей — 26, и она уже испытала крутые виражи жизни. С 14‑ти лет она нырнула в богемную жизнь, став известной фотомоделью. Слава Богу, она поняла, что эта жизнь — не для человека! Распрощавшись с карьерой фотомодели, она закончила театральное училище и стала сниматься в кино. Переосмыслив и этот выбор, она поступила в мединститут и учится теперь на третьем курсе.
Дети все разные, но я переживаю за всех одинаково. Когда впервые пришёл свататься мальчик к моей дочери, я не спал всю ночь, как будто меня самого приходили сватать. А потом я привык. Женихи стали заходить почаще.
— И вы всем отказывали?!
— Нет, почему же! Сегодня свататься ходят только приличные люди. Так что мне повезло. Они все были хорошие ребята. Только моя дочь всем отказывала. До сих пор она не может определиться в выборе. Да и другие дочери замуж пока не торопятся.
— Дело в том, что дочери выбирают в мужья парней, похожих на отца. Им трудно найти человека, похожего на вас, — мужчину решительного, успешного, мудрого, умеющего любить и боготворить женщину. Таких мужчин в наше время почти не осталось. Вы — образец авторитарного «домостроевца» дореволюционной эпохи, берущего на себя все основные материальные и организационные работы по дому.
— Я очень сложный человек. Со мной непросто жить в быту. У меня много недостатков. Быть женой поэта или писателя — страшный подвиг. Не каждая женщина выдержит такое. Поэтому наша встреча с Галиной была не случайной. Я всегда мечтал о такой женщине, которая будет любить моих детей, заботиться обо мне, принимать всё, что я делаю, и при этом не отворачиваться от меня, когда я «не в духе». Я достаточно жёсток в обычной жизни, и поэтому ей приходится подстраиваться, подчиняться. Но Галина всегда остаётся мудрой, любящей женой и матерью. Низкий поклон терпеливым жёнам писателей!
— Значит, вам повезло. Вы нашли свою половинку. Кем работает ваша жена?
— Моя жена работает женой и мамой. А хобби у нее — любящая женщина. Это её стихия. Но она абсолютно самостоятельный человек. У неё — свои интересы. Она уже научилась писать детские стихи, хотя обучалась профессии экономиста-бухгалтера. Она — умелая рукодельница. У меня в доме — 36 окон, и на каждое из них Галина сшила занавески. У нас — большой розарий. Жена выращивает розы. Каждый день с огромной цветочной клумбы она нарезает цветы и дарит их друзьям и соседям.
— Несколько лет вы работали школьным учителем. Это был поиск себя или какое-то принципиальное решение?
— Когда мои детишки подросли до пятого класса, я понял, что их там ничему не учат. И я пошёл работать учителем в школу и 5 лет преподавал русский и литературу. Я учил своих детей, пока они не окончили школу, а потом ушёл вместе с ними.
Если мы свои душевные открытия не смогли передать следующему поколению, мы не выполнили миссию родителей.
— Сейчас вы с семьёй живёте в Подмосковье, в селе Архангельское, в старинном имении известного архитектора Бове. Как вы решились отказаться от городской жизни и переехать на вольные луга? Чем отличается для вас сельская жизнь от городской?
— Удовольствием и радостью жизни, конечно! В селе вдруг понимаешь, что вокруг существует мир, в котором есть свои голоса.
В городе — ровный гул, который не утихает даже ночью. Москва живёт круглые сутки! Шум такой, что даже ночью шёпотом не поговоришь.
А в деревне через некоторое время приходит желание что-либо посадить, вырастить, сходить на рыбалку. В городе рыбалка — это хобби. А в деревне — добыча, которой питаешься неделю.
Конечно, я не сразу стал земледельцем. В первое время, как только приехал в село, нанимал соседа, чтобы он в моём саду деревья посадил. И что бы вы думали?! Все деревья засохли! Потому что без любви хозяина к своей родной земле были посажены! На следующий год я сам взялся за дело. Из леса выкопал ёлочки и сосенки и перенёс в свой сад. Благо — земли много! Есть где и кусочку леса пристроиться. Теперь у меня — огромный цветущий сад, плодами которого мы питаемся круглый год. Этот год — снова урожайный!
Я получаю удовольствие от сельской работы. В процессе труда рождаются стихи. Кошу траву, и стихи сами на ум приходят. Люблю разгребать во дворе снег зимой. Когда я работаю, дети помогают. Если я за косу взялся, идут следом и траву собирают.
Человеку необходимо уметь работать руками. Физический труд облагораживает душу. Мужчина должен уметь обработать деревяшку, а женщина — шить и вязать.
— С женой у вас было обоюдное согласие в село переехать?
— Нет! Я её сослал, как на каторгу! Через год, когда я предложил ей вернуться, она объявила: «Я в город не хочу!» Теперь мы живём полноценной деревенской жизнью. Завели кроликов, собаку, кошку. У нас есть всё!
— Как вы совмещаете труд сельский и городскую службу? Как вам на всё хватает времени?
— Сначала я ездил на работу на машине. И был так взвинчен, что готов был на «преступление». Это же Москва — пробки! Но потом стал передвигаться на электричке и понял, как это чудесно — отдохнуть за чтением книги под мерный стук колёс. Полтора часа ежедневного чтения и столько же обратно, итого — 3 часа в сутки меня никто не тревожит! Это — счастье!
У нас, слава Богу, рабочий день — всего 5 часов. И бизнесом мы не занимаемся. Отработал и — домой! Я чувствую себя совершенно полноценным человеком.
— Трудно работать редактором?
— Нудно. В «Литературной газете» есть несколько отделов. Политика, общество, театр… Я — один из редакторов отдела «Литература». Моя обязанность — обрабатывать чужой текст или написать свой. Это происходит на автомате. Главное, не потерять желание всё это делать!
За плечами поэта интересная и сложная жизнь. Детство и юность Бориса Лукина прошли в городе Горьком. Окончив МВТУ имени Баумана и Литературный институт, он остался жить и работать в Москве. Член Союза писателей России. Редактор специального молодёжного приложения «Литературный резерв». Лауреат VIII Артиады народов России.
Как трудна дорога к познанию мира, так тернист путь поэта к познанию своей души. Поэзия Бориса Лукина — не для сиюминутного понимания. В ней — глубина и мудрость человека, откровенно размышляющего о пережитом.
— Вы пишете стихи о счастье. Но всё же мотив светлой печали пронизывает всё ваше творчество. Жизненные испытания — ваш духовный опыт. Для молодых людей было непонятно, как можно, открывая душу, не попасться на крючок уныния, которое всегда сопровождает человека чувственного и ранимого? Как писать негрустные стихи?
— Надо жить, а не бояться жизни! Опираясь на свой жизненный опыт, подсказать другому, как стать счастливым. Пожелание молодым — чтобы не грустить, меньше ходите в Интернет! Там — тоска зелёная! Больше гуляйте, встречайтесь с людьми. Чем больше общаетесь с людьми, тем лучше будете жить на свете. Друзья — это вечно, а Интернет — это тюремная решётка для души.
Счастье не бывает без потерь. Не принимая тёмные стороны жизни, не познаешь поэзию счастья. Болезнь приходит тоже к счастью, потому что она даётся нам как спасательный круг, когда тонет душа, чтобы дать нам время подумать и исправиться. Все душевные муки надо принимать с благодарностью, потому что каждая неприятность, произошедшая с нами, — это урок жизни, который нам надо усвоить и провести работу над ошибками, чтобы больше их не повторять.
Для меня счастье — это занятие любимым делом, присутствие рядом любимых и любящих людей — семьи и друзей. Счастье — это память о родителях, которая существует во мне на генном уровне. Родовая память первая приходит ко мне в самые сложные моменты жизни и возвращает желание жить.
Я счастлив, когда во мне существует гармония! Но это блаженство чаще случается, когда я пишу стихи. Поэзия — это слегка идеализированные картины. Реальная жизнь вносит свои коррективы и очень жёстко врывается в мир поэта. В те моменты, когда я не пишу стихов, я остаюсь человеком, в котором живёт душа, впитывающая всё, что происходит со мной в жизни, человеком, замечающим детали, которые не видят другие. Я иначе чувствую происходящие со мной события. Таким образом, рождается поэзия, в которой я стараюсь рассказать людям о счастье.
— Счастье для вас неразрывно связано с любовью, с любимой женщиной. Вы боготворите только жену, или все женщины для вас — богини?
— По‑моему, женщина — это единственное существо на планете, которое превосходит всех! Почему? Объясняю. Господь создал женщину последней. Значит, она — явно высшее творение. Женщина — завершающий аккорд Бога. Женщина во всех отношениях приспособленней к этому миру. Мало того, она создана как друг и товарищ мужчине. Как же её не любить-то?! Я обожаю женщин всех без исключения! Женщины даже когда врут, всё равно говорят правду. Это фантастические существа, и нашему уму они непостижимы.
— Как вы в наш безбожный век, в то время, когда нам упорно внушали презрение к антинаучным церковным догмам, пришли к вере?
— Я думаю, это перст Божий. У меня много друзей-священников, с которыми мы учились в литинституте. После долгих мытарств они приняли сан. Учась в литинституте, мы уже делились на тех, кто идёт в «мир», и тех, кто собирается уходить в веру. Я не стал священником, хотя принимал сторону вторых.
Гордыня у творческих людей особая. «Я же не «червь», как я могу кому-то руку поцеловать?!» Очень тяжело прийти к священнику на исповедь. Первый шаг, как в тумане, как в наркотическом сне…
Это было в начале 90‑х. Москва и тогда была богата храмами. И возле моего дома стояла старинная церковь. Я вошёл в храм и оказался в окружении бабушек, шипящих, как клубок змей. Если бы не батюшка, который окликнул меня с другого конца церкви и подозвал к себе, я, может быть, больше уже в храм не явился. Мне повезло. Священник меня исповедовал, причастил. С тех пор я хожу на исповедь достаточно часто.
— Ваша иерархия ценностей? Чего бы вы не захотели терять в первую очередь?
— У простого человека есть несколько обязанностей: Господа любить, семью, родителей. А у писателя ещё есть ответственность перед талантом своим. Как человек мирской и, в первую очередь, человек любящий, на вопрос «Что у тебя не отнять?» я бы сказал: «Жену и детей!» Я цепляюсь за них, потому что они для меня — самое светлое и лучшее, что есть на свете. Но если у меня будет выбор, то я ещё захвачу свой дар — писать стихи.
А жить со своими детьми, женой и талантом я нигде не смогу, кроме России. Я уже пробовал жить в разных странах, но это ни к чему не привело. Я всё равно возвращаюсь к могилам своих родителей, своих предков.
— Шестеро детей в наше время — большая редкость и героическая ответственность. Как хватило смелости стать многодетным отцом?
— После второго ребёнка дети уже не считаются. Когда много детей, старшие начинают помогать младшим, да и материальных расходов становится меньше.
Многие боятся самого факта — «дети» — и не понимают, насколько душа богатеет от появления рядом родных существ, которые помогают развитию родителей.
У меня пять дочерей и один сын. Младшей доченьке — 6 лет, а сыну — 10. Самой старшей — 26, и она уже испытала крутые виражи жизни. С 14‑ти лет она нырнула в богемную жизнь, став известной фотомоделью. Слава Богу, она поняла, что эта жизнь — не для человека! Распрощавшись с карьерой фотомодели, она закончила театральное училище и стала сниматься в кино. Переосмыслив и этот выбор, она поступила в мединститут и учится теперь на третьем курсе.
Дети все разные, но я переживаю за всех одинаково. Когда впервые пришёл свататься мальчик к моей дочери, я не спал всю ночь, как будто меня самого приходили сватать. А потом я привык. Женихи стали заходить почаще.
— И вы всем отказывали?!
— Нет, почему же! Сегодня свататься ходят только приличные люди. Так что мне повезло. Они все были хорошие ребята. Только моя дочь всем отказывала. До сих пор она не может определиться в выборе. Да и другие дочери замуж пока не торопятся.
— Дело в том, что дочери выбирают в мужья парней, похожих на отца. Им трудно найти человека, похожего на вас, — мужчину решительного, успешного, мудрого, умеющего любить и боготворить женщину. Таких мужчин в наше время почти не осталось. Вы — образец авторитарного «домостроевца» дореволюционной эпохи, берущего на себя все основные материальные и организационные работы по дому.
— Я очень сложный человек. Со мной непросто жить в быту. У меня много недостатков. Быть женой поэта или писателя — страшный подвиг. Не каждая женщина выдержит такое. Поэтому наша встреча с Галиной была не случайной. Я всегда мечтал о такой женщине, которая будет любить моих детей, заботиться обо мне, принимать всё, что я делаю, и при этом не отворачиваться от меня, когда я «не в духе». Я достаточно жёсток в обычной жизни, и поэтому ей приходится подстраиваться, подчиняться. Но Галина всегда остаётся мудрой, любящей женой и матерью. Низкий поклон терпеливым жёнам писателей!
— Значит, вам повезло. Вы нашли свою половинку. Кем работает ваша жена?
— Моя жена работает женой и мамой. А хобби у нее — любящая женщина. Это её стихия. Но она абсолютно самостоятельный человек. У неё — свои интересы. Она уже научилась писать детские стихи, хотя обучалась профессии экономиста-бухгалтера. Она — умелая рукодельница. У меня в доме — 36 окон, и на каждое из них Галина сшила занавески. У нас — большой розарий. Жена выращивает розы. Каждый день с огромной цветочной клумбы она нарезает цветы и дарит их друзьям и соседям.
— Несколько лет вы работали школьным учителем. Это был поиск себя или какое-то принципиальное решение?
— Когда мои детишки подросли до пятого класса, я понял, что их там ничему не учат. И я пошёл работать учителем в школу и 5 лет преподавал русский и литературу. Я учил своих детей, пока они не окончили школу, а потом ушёл вместе с ними.
Если мы свои душевные открытия не смогли передать следующему поколению, мы не выполнили миссию родителей.
— Сейчас вы с семьёй живёте в Подмосковье, в селе Архангельское, в старинном имении известного архитектора Бове. Как вы решились отказаться от городской жизни и переехать на вольные луга? Чем отличается для вас сельская жизнь от городской?
— Удовольствием и радостью жизни, конечно! В селе вдруг понимаешь, что вокруг существует мир, в котором есть свои голоса.
В городе — ровный гул, который не утихает даже ночью. Москва живёт круглые сутки! Шум такой, что даже ночью шёпотом не поговоришь.
А в деревне через некоторое время приходит желание что-либо посадить, вырастить, сходить на рыбалку. В городе рыбалка — это хобби. А в деревне — добыча, которой питаешься неделю.
Конечно, я не сразу стал земледельцем. В первое время, как только приехал в село, нанимал соседа, чтобы он в моём саду деревья посадил. И что бы вы думали?! Все деревья засохли! Потому что без любви хозяина к своей родной земле были посажены! На следующий год я сам взялся за дело. Из леса выкопал ёлочки и сосенки и перенёс в свой сад. Благо — земли много! Есть где и кусочку леса пристроиться. Теперь у меня — огромный цветущий сад, плодами которого мы питаемся круглый год. Этот год — снова урожайный!
Я получаю удовольствие от сельской работы. В процессе труда рождаются стихи. Кошу траву, и стихи сами на ум приходят. Люблю разгребать во дворе снег зимой. Когда я работаю, дети помогают. Если я за косу взялся, идут следом и траву собирают.
Человеку необходимо уметь работать руками. Физический труд облагораживает душу. Мужчина должен уметь обработать деревяшку, а женщина — шить и вязать.
— С женой у вас было обоюдное согласие в село переехать?
— Нет! Я её сослал, как на каторгу! Через год, когда я предложил ей вернуться, она объявила: «Я в город не хочу!» Теперь мы живём полноценной деревенской жизнью. Завели кроликов, собаку, кошку. У нас есть всё!
— Как вы совмещаете труд сельский и городскую службу? Как вам на всё хватает времени?
— Сначала я ездил на работу на машине. И был так взвинчен, что готов был на «преступление». Это же Москва — пробки! Но потом стал передвигаться на электричке и понял, как это чудесно — отдохнуть за чтением книги под мерный стук колёс. Полтора часа ежедневного чтения и столько же обратно, итого — 3 часа в сутки меня никто не тревожит! Это — счастье!
У нас, слава Богу, рабочий день — всего 5 часов. И бизнесом мы не занимаемся. Отработал и — домой! Я чувствую себя совершенно полноценным человеком.
— Трудно работать редактором?
— Нудно. В «Литературной газете» есть несколько отделов. Политика, общество, театр… Я — один из редакторов отдела «Литература». Моя обязанность — обрабатывать чужой текст или написать свой. Это происходит на автомате. Главное, не потерять желание всё это делать!
Просмотров: 738
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: