Культуру вождения – воспитывай с рождения!


Четверг,06.11.2008
− Павел Васильевич, расскажите, пожалуйста, как Вы начали преподавать правила дорожного движения?
− В начале 2000-х я работал преподавателем истории и обществоведения в профессиональном лицее № 13 города Губахи. В качестве дополнительной нагрузки мне предложили вести ПДД. Попробовал, что-то получилось. Затем от теории постепенно перешел к практике и пересел в кресло инструктора по вождению. В то время большую поддержку мне оказывал мой наставник Александр Урванцев. Несмотря на то, что он был моим руководителем, работали мы как коллеги, за что я ему очень благодарен. Позднее я перебрался в Чайковский и продолжил обучать водителей здесь. Могу сказать, что деятельность в этом направлении − то, что я угадал в жизни. За девять лет мне ни разу не довелось пожалеть о своем выборе.
­­− Вы помогаете будущим водителям подготовиться к сдаче столь важного для них экзамена в ГИБДД, а помните ли, как Вы сами получили водительское удостоверение?
− Я имею три водительские категории (А, В, С) и получал права дважды. Но, думаю, что у любого человека воспоминания о сдаче первого экзамена в ГАИ остаются на всю жизнь! Мне тогда исполнилось восемнадцать лет, на дворе стоял 1983 год, конец мая. Вопросов в билете было десять, допускалась одна ошибка. (Сейчас, как мы знаем, двадцать вопросов и две ошибки.) Могу похвастаться: я сдал экзамен за один день. (Улыбается.)
− Что больше всего привлекает Вас в вашей работе?
− Неверное, то, что этот вид деятельности соответствует моему характеру, темпераменту. Преподавание невозможно без общения с людьми, постоянного движения. Кроме того, приятно видеть, что ты кому-то приносишь пользу. Это вдохновляет, помогает работать дальше. Я даже не знаю, что мне нравится больше: преподавать ПДД или быть в роли инструктора по вождению − интересно и то, и другое. В первом случае ты работаешь с группой, ставишь для нее определенные задачи, главная из которых − успешная сдача экзамена в ГИБДД. При обучении вождению − лично общаешься с курсантом, стремишься как можно лучше подготовить его к самостоятельной жизни на «большой дороге». Если человек волнуется за рулем, − стараешься успокоить его, сделать так, чтобы он поверил в свои силы. Ведь большинство курсантов − это люди, которым уже за сорок лет. У них много сомнений, неуверенности в себе, особенно, конечно, у женщин. Но чем больше навыков вождения они приобретают, тем меньше страха остается. А когда ты, как инструктор, видишь, что твой ученик начинает легко управлять автомобилем, то… это очень приятно.
− С кем Вам легче работать: с мужчинами или женщинами?
­− Мне кажется, что легче работать с женщинами. Они более дисциплинированные, внимательнее относятся к рекомендациям инструктора. Мужчина же по природе лидер, порой он самонадеян, нетерпелив и, не обладая достаточными навыками вождения, старается проявить себя, например, обогнать другую машину или двигаться на высокой скорости… Впоследствии это становится причиной совершения ошибок на дороге.
−  Отсюда следует другой вопрос: кто, на ваш взгляд, более ответственно ведет себя за рулем, мужчины или женщины? Или, может быть, это не зависит от пола?
− Я думаю, что зависит. Пусть разница не очень существенная, но она есть. По своему опыту могу сказать, что хорошо подготовленная в плане вождения женщина управляет транспортным средством более качественно и безопасно. Повторяю: именно хорошо подготовленная. Женщины по натуре такие: где-то хитрее, где-то уступчивей, но при этом всегда добиваются своей цели, пусть и другим путем, − не таким грубым, как мужчины. Эти качества женского характера обязательно будут проявляться и за рулем.
− Сейчас остро стоит вопрос о том, чтобы увеличить сроки подготовки водителей с двух месяцев до полугода. Как вы считаете, насколько это целесообразно?
− Я уверен, что подготовить грамотного водителя за два-три месяца практически невозможно. Поэтому, если человек получает права категории В, C, D E, чтобы выполнять профессиональные обязанности на легковом автомобиле, грузовике или автобусе, то обучение должно быть намного глубже, в том числе и в плане устройства транспортного средства. В связи с этим последнее время рассматривается вопрос о разделении всех категорий на подкатегории: любители и профессионалы.
В принципе, для водителей-любителей трех месяцев в автошколе было бы достаточно. Хотя, я считаю, что необходимо увеличить количество часов, отведенных на практическое вождение. Сегодня, наверно, около половины курсантов выпускаются недостаточно подготовленными именно с точки зрения приобретенных практических навыков. Если освоить теорию они еще успевают, то с нуля научиться качественно управлять автомобилем − нет. И чем старше курсант – тем больше ему надо кататься, чтобы достичь необходимого уровня безопасности дорожного движения. Поэтому я посоветовал бы родителям заниматься со своими детьми вождением, − пусть ребята катаются на велосипедах, мопедах и с юного возраста начинают приобретать необходимые навыки. В будущем это положительно скажется на их безопасности. Сегодня водительское удостоверение необходимо так же, как паспорт. Рано или поздно человек поймет, что ему нужны права и станет водителем. Однако ему будет легче освоить навыки вождения в восемнадцать лет, нежели в сорок.
− Кстати, сотрудники ГИБДД ОВД по Чайковскому муниципальному району отмечают, что водители-профессионалы гораздо реже попадают в дорожно-транспортные происшествия, нежели любители.
− Да, и это при том, что профессионалы проводят за рулем несравнимо больше времени. Ситуация объясняется просто: водители, являясь сотрудниками предприятий, каждый год проходят курсы переподготовки и сдают техминимум. Они подтверждают свои знания правил дорожного движения, демонстрируют умение качественно управлять транспортным средством, вспоминают устройство автомобиля. Это очень даже нелишне и для любителей. Сейчас непрофессиональные водители, однажды получив права, не пересдают экзамен в ГИБДД. Хотя раньше они были обязаны подтверждать свое право управления автомобилем каждые десять лет, при обмене водительского удостоверения, а также при восстановлении после утери или лишения прав. Сейчас этого нет. Хотя от того, насколько хорошо водитель знает ПДД, зависит жизнь и здоровье всех участников дорожного движения.
− Статистика утверждает, что в основном в дорожно-транспортные происшествия попадают водители со стажем около одного года. Однако довольно часто причиной ДТП становится и нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов. Например, за восемь месяцев 2008 г. на территории Чайковского района по вине пешеходов произошла 1/4 часть ДТП. Как вы считаете, стоит ли сегодня в обязательном порядке преподавать ПДД в общеобразовательных учреждениях?
− Да, изменения в сфере безопасности дорожного движения должны коснуться не только водителей, но и пешеходов, велосипедистов… Сегодня в школах занятия по ПДД проводятся факультативно и потому охватывают далеко не всех учащихся. Но если водитель расписывается за получение водительского удостоверения и сдает экзамен в ГИБДД, то почему пешеход, являясь равноправным участником дорожного движения, не должен подтверждать свои знания Правил? Элементарно: чтобы объяснить ребенку, как нужно вести себя на дороге, родители, учителя и воспитатели сами должны знать и соблюдать ПДД.
− Как Вам кажется, что нужно сделать, чтобы на дороге наконец-то повысилась солидарность водителей?
− Солидарностью можно назвать этику водителя. Её не просто не хватает, а крайне не хватает. Причем не только по отношению водителей друг к другу, но и по отношению к пешеходам. Однако за два месяца обучения в автошколе сделать водителя этичным невозможно. Известно: какой человек в жизни – такой он и на дороге. Поэтому, какие мы вышли из родительского дома – такими мы проявляем себя везде, в том числе и за рулем. Это проблема нашей культуры, воспитанности и образованности…
− Нарушали ли вы сами ПДД и штрафовали ли вас?
− Признаюсь, нарушал. Незначительно превысил скорость, не более десяти километров в час. Ограничение было – до девяноста километров, а я ехал около ста.
Но здесь есть один нюанс. Я всегда говорю своим ученикам и водителям, проходящим переподготовку, что существует две категории нарушителей. Первая − это когда человек нарушил правила по невнимательности, случайно, и постарается впредь не повторять своих ошибок. И вторая − когда он преступает закон постоянно, по-русски говоря, в наглую. Например, водитель видит, что по пешеходному переходу идут люди, и все равно едет, не останавливаясь и никому не уступая дорогу. Или он припарковался в неустановленном месте, скажем, на газоне, − что сейчас можно видеть сплошь и рядом, − наносит вред природе, травку зеленую вытаптывает. Вот это уже совсем другая категория нарушителей, и бороться с ними надо более жесткими методами.
− Значит, Вы одобряете недавнее ужесточение санкций за нарушение правил дорожного движения?
− Да, я думаю, здесь все было сделано правильно. А как можно иначе подходить к наказанию нарушителей, если наша страна на протяжении нескольких лет занимает одно из первых мест в мире по количеству погибших в ДТП? Например, сейчас за нарушение правил обгона виновника лишают водительского удостоверения. Почему? Потому что в прошлом году в Пермском крае более шестисот человек погибло в дорожно-транспортных происшествиях, основная причина которых – нарушение правил обгона.  
Но есть и другая сторона медали. Чтобы понять, о чем речь, достаточно посмотреть, на что похожи отечественные дороги и проезжие части при отсутствии на них разделительных полос, технически продуманных транспортных развязок, современного покрытия, со спрятанными в зарослях дорожными знаками… Все это играет немаловажную роль в количестве дорожно-транспортных происшествий. И поэтому я считаю, что иногда водителям надо быть смелее и при возможных судебных разбирательствах отстаивать свои права, указывая на неудовлетворительное состояние дорог. В общем, проблему снижения аварийности можно решать только комплексно.
− Как Вы думаете, какими качествами должны обладать безупречный водитель и сотрудник ГИБДД?
− Безупречный водитель должен, в первую очередь, соблюдать правила дорожного движения, быть воспитанным и предупредительным. А сотрудник ГИБДД − грамотно подходить к своей службе и разбору ситуаций, возникающих на дороге. К сожалению, сегодня инспекторы почти не используют такие методы работы с водителями, как рекомендация или предупреждение. В определенных случаях это может повлиять на человека намного эффективней, чем штрафные санкции. Хотя нужно признать, что в последние годы грамотность инспекторов ГИБДД стала выше. Так что положительные изменения на дороге все-таки есть, и это радует.





Просмотров: 705


Возврат к списку


0
Елена Савенко
Совершенно верно Безупречный водитель должен, в первую очередь, соблюдать правила дорожного движения, быть воспитанным и предупредительным. А сотрудник ГИБДД ? грамотно подходить к своей службе и разбору ситуаций, возникающих на дороге.
Имя Цитировать 0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
 
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам