«Он выпестовал Балтийский флот…» Адмирал Н. О. ЭССЕН


Четверг,13.11.2008
Окончив в двадцатилетнем возрасте Морское училище с отличием и удостоившись за это чести быть занесенным на мраморную доску, Николай Оттович после производства в гардемарины получил назначение на броненосный фрегат "Герцог Эдинбургский" и совершил на нем двухлетнее заграничное плавание. Уже в звании мичмана он прослушал курс лекций по механическому отделу в Николаевской морской академии, а в 1891 г. окончил Адмиралтейский класс. Проплавав в должности артиллерийского офицера крейсера "Адмирал Корнилов" на Дальнем Востоке, Н.О.Эссен в звании лейтенанта в 1897 г. на "Владимире Мономахе" вернулся в Россию. Затем - служба командиром миноносца № 120 ("Пакерорт") и старшим офицером мореходной канонерской лодки "Грозящий" в составе средиземноморской эскадры адмирала Скрыдлова.
   В 1899 г. за отличие в службе Николаю Оттовичу присвоили очередное звание капитана 2-го ранга. Его назначили командиром парохода "Славянка" - флагманского корабля отряда миноносок. Последний зимовал в Петербурге, и энергичный Эссен, который не мог остаться без реального дела, попутно стал преподавать в Морском корпусе теоретическую механику и девиацию. В 1902 г. Николай Оттович получил новое назначение - командиром построенного в Германии для эскадры Тихого океана быстроходного разведчика, крейсера II ранга "Новик", готовившегося к переходу в Порт-Артур.   
   Вспыхнувшая война с Японией ярко высветила таланты командира "Новика", покрывшего в последующих боевых эпизодах экипаж корабля неувядаемой славой.
Выведя из строя три русских корабля в ночь на 27 января 1904 г. в результате атаки миноносцев, противник утром подтянул к Порт-Артуру главные силы. "Новик" немедленно вышел в разведку и, обнаружив японские крейсера, лихо атаковал "Якумо". Только получив попадание восьмидюймого снаряда, крейсер вернулся в гавань для исправления повреждений. В этом эпизоде Николай Оттович и экипаж "Новика" показали павшим духом морякам эскадры пример исполнения воинского долга, мужества и отваги. Быстро исправив повреждения в доке, 12 февраля "Новик" участвует в бою с японской эскадрой, неоднократно выходя в разведку и поддерживая миноносцы. Под флагом командующего эскадрой адмирала С. О. Макарова корабль идет на выручку гибнущего "Стерегущего". Эти действия обращают внимание адмирала на энергичного и отважного офицера, а после столкновения "Севастополя" с "Пересветом" командиром первого 16 марта назначается Николай Оттович.
   К 15 мая ремонт броненосца закончили, но еще 27 апреля Эссена как командира флагманского корабля (после гибели "Петропавловска") назначили флаг-капитаном при временно исполняющем должность старшего флагмана командующего эскадрой Тихого океана контр-адмирала В. К. Виттефта. Николай Оттович решительно высказался в пользу выхода эскадры в море для боя с противником после исправления поврежденных броненосцев, но разные взгляды Витгефта и Эссена на использование флота привели к замене последнего на посту начальника штаба и переносу адмиральского флага на вышедший из ремонта "Цесаревич".
   Возвращаясь 10 июня в Порт-Артур после встречи русской эскадры с противником, "Севастополь" подорвался на мине. В гавани вновь приступили к исправлению повреждений, на этот раз при помощи кессона, освободившегося после ремонта "Ретвизана", и 25 июля броненосец вновь вступил в строй. Через три дня порт-артурская эскадра пыталась с боем прорваться во Владивосток. Получив повреждения и имея на борту 60 раненых, "Севастополь" вместе с пятью кораблями возвратился в гавань. С этого времени флот прекратил активные действия, и его роль свелась к обеспечению сухопутной обороны крепости. 10 августа, после обстрела позиций противника, "Севастополь", возвращаясь в гавань, вновь подорвался на мине. Какие чувства при этом испытал Эссен, хорошо передают следующие строки: "Я был очень удручен всем случившимся. Только два месяца прошло после получения первой пробоины. Сколько было потрачено труда и забот для исправления. Броненосец благополучно выдержал жестокий бой 28 июля - и вот, предстоял снова тяжелый труд с перспективой работать под огнем неприятеля во время бомбардировок". В конце августа с помощью прежнего кессона приступили к исправлению повреждений. Эта работа затруднялась постоянным орудийным обстрелом японцев, причем в "Севастополь" только за два дня попало семь снарядов и позже еще пять. К 24 октября броненосец был отремонтирован и принял участие в перекидной стрельбе. После занятия японцами в конце ноября Высокой горы началась агония Порт-Артура и флота. Командир "Севастополя" не мог допустить гибели корабля в гавани: получив разрешение командующего эскадрой адмирала Р.Н.Вирена, он перевел броненосец в бухту Белый Волк. Защищенный сетью, корабль подвергся многочисленным атакам миноносцев, выпустивших по нему в общей сложности 180 торпед. Экипаж "Севастополя" мужественно защищался, но все же в броненосец попали две торпеды. После нескольких дней упорной работы повреждения устранили, и корабль возобновил перекидную стрельбу, которая была для японцев полной неожиданностью. В ответ противник засыпал место стоянки "Севастополя" снарядами; десять попали в броненосец и вывели его из строя. Николая Оттовича назначили начальником Ляотешанского отдела обороны, подчинив ему все находящиеся в районе сухопутные части и береговые батареи. С корабля свезли команду, запасы провизии и все лишнее. 18 декабря японцы заняли все важнейшие укрепления крепости, и вечером следующего дня Вирен разослал командирам оставшихся судов распоряжение выполнить приказ об их уничтожении. "Севастополь" отбуксировали на 50-саженную глубину и приготовили к затоплению. Последним с начавшего быстро крениться корабля перешел на портовое судно «Силач» Н.О.Эссен. Многострадальный "Севастополь" перестал существовать и, в отличие от затопленных во внутренней гавани Порт-Артура судов, не попал впоследствии в руки врага.
   В начале 1905 г. Николай Оттович, награжденный за храбрость Георгиевским крестом и произведенный в капитаны 1-го ранга, вернулся в Россию. Его назначили заведующим стратегической частью военно-морского ученого отдела Главного Морского штаба и командиром 20-го флотского экипажа. В марте следующего года Эссена командируют в Англию в качестве командира строящегося там крейсера "Рюрик", но уже через полгода отзывают в Россию, доверив ему ответственную должность начальника Отряда минных крейсеров. На этом посту с августа 1906 г. по ноябрь 1908 г. Николай Оттович, по словам одного из современников, "нашел благородное поприще для проведения на деле тех своих выводов, к которым ему пришлось прийти собственным горьким опытом в 1904 году". Интенсивные тренировки и многочисленные учения сделали из Отряда минных крейсеров основное боевое ядро возрождающегося Балтийского флота. Особое внимание Эссен уделял подготовке инициативных офицеров, разделявших его взгляды и ставших впоследствии командирами вновь построенных кораблей.
Николай Оттович настойчиво проводил в жизнь идеи адмирала С.О. Макарова, который говорил, что "в море - значит дома". В любое время года и в любую погоду без помощи лоцманов корабли плавали в Финском заливе, шхерных районах и по всей акватории Балтийского моря, осваивая самые отдаленные его уголки. Миноносцы стали совершать зимние походы, что раньше считалось немыслимым. Весь свой богатый опыт Эссен вложил в боевую подготовку флота и добился в этом впечатляющих успехов. Николая Оттовича часто видели на палубах миноносцев; вместе с их экипажами он переносил все тяготы морской службы, что являлось лучшим примером для подчиненных.
После командования Отрядом минных крейсеров в 1908 г. Эссена назначили начальником соединенных отрядов Балтийского флота, а через год - начальником Морских сил Балтийского моря. На этом посту он добился коренной перестройки в работе береговых учреждений, полностью подчинив их потребностям действующего флота, и в этом деле он стал прямым последователем адмирала С. О. Макарова. Под руководством командующего еще в 1912 г. разработали план действий Балтийского флота на случай войны, предусматривавший создание минно-артиллерийских позиций в Финском заливе для обороны подступов к столице.
   Разразившуюся мировую войну Балтийский флот встретил в полной готовности и своими действиями парализовал сильнейшего противника. Врагу не удалось добиться каких-либо ощутимых результатов, и крайний правый фланг фронта был надежно прикрыт в течение трех лет. Подготовка Черноморского флота к ведению боевых действий во многом велась на основе идей адмирала Эссена (это звание ему присвоили в 1913 г.), выработанных на Морских силах Балтийского моря. За успешное руководство флотом в первые месяцы войны Николая Оттовича наградили орденом Белого Орла с мечами.
   Отдавая всего себя делу, Эссен мало заботился о своем здоровье. Надорвавшись, его организм не выдержал обыкновенной простуды, и 7 мая 1915 г. в Ревеле адмирал скончался. Ярким солнечным днем 15 мая Петроград прощался со знаменитым флотоводцем. Любимый корабль адмирала, эскадренный миноносец "Пограничник", на котором Эссен чаще всего держал флаг, доставил его тело к пристани у "Спаса на водах" - памятника русским морякам, погибшим в русско-японскую войну. После отпевания в этой церкви Николая Оттовича похоронили со всеми воинскими почестями под звуки артиллерийского салюта на кладбище Новодевичьего монастыря. И сегодня можно увидеть скромный памятник адмиралу, установленный на месте вечного покоя его близких.
   Дело Н. О. Эссена продолжили его многочисленные последователи, В первые послереволюционные годы его творческое наследие активно изучалось и пропагандировалось на страницах советской флотской печати. Вновь интерес к адмиралу пробудился после окончания Великой Отечественной войны, но, к сожалению готовившаяся к печати книга о нем так и не увидела свет. Долг советских исследователей - отдать должное боевой биографии и неустанным трудам Н. О. Эссена по укреплению отечественного флота, написать правдивые строки о жизни этого замечательного патриота России.
                                     

       Чайковское городское казачье общество выражает надежду, что серия публикаций  о военной истории России, воинской доблести офицеров и солдат будут интересны молодежи и будут использоваться в качестве учебных материалов на уроках истории.





Просмотров: 809


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам