Изучая краеведение – развиваем краелюбие.
Рубрика:
Газетные материалы
Четверг,13.11.2008
Это послужило одной из главных причин, по которой научно-практическая конференция «Культурно-историческое наследие края в гражданском образовании» была организована именно в нашем городе. Все выступившие с докладами участники конференции отметили высокую роль краеведения и музейных средств в образовательных программах, которые призваны приобщать детей к культуре. В этой связи, директор Чайковского краеведческого музея Раиса Михайловна Романова рассказала о деятельности нашего музея. С момента зарождения в 1962 году идеи о создании краеведческого музея в Чайковском начались исследовательские работы по изучению истории родного края группой заинтересовавшихся этим людей. По словам Раисы Михайловны, к исследовательским работам сразу же были подключены школьники. Именно так в Чайковском краеведческом музее появилась первая коллекция музейных предметов – она была подарена музею учеником школы № 3, который, увлекшись палеонтологией, собрал в районе Воткинской ГЭС коллекцию останков древних животных. Другие учащиеся встречались со старожилами города и района, записывали их воспоминания и, таким образом, тоже пополняли фонд музея. «На сегодняшний день в музее собрано около 17000 музейных предметов, которые отражают историю Чайковского муниципального района от древности до наших дней, - сказала Раиса Романова. Дети – основные посетители музея – имеют возможность увидеть богатейшую коллекцию редкой книги, уникальный архив Воткинской ГЭС, фотоколлекцию негативов по истории города и личные архивы наших знаменитых горожан.»
Цените мнения рядовых обывателей
По словам старшего научного сотрудника Пермского филиала института истории и археологии Уральского отделения РАН Павла Анатольевича Корчагина, самый простой и эффективный способ включить региональный компонент в образовательную программу – познакомить учащихся с личными документами рядового обывателя (представителя малой родины), которые несут в себе его личное мнение о каком либо историческом событии. «Например, в солдатских письмах можно прочитать субъективные мнения людей о политике, а также причинах побед или поражений в тех или иных сражениях. Эти документы подтверждают выводы профессиональных историков и политологов, но дети, получая эту информацию из другого источника, воспринимают ее иначе. У них формируется ощущение включенности и сопричастности судьбе малой родины, а через малую родину и всей России», - сказал Павел Анатольевич.
Подобного рода информацию сложно найти в учебниках. По словам Павла Корчагина, новые пособия для преподавателей издаются очень маленьким тиражом. При этом есть и другая проблема. Так, например, все учебники по истории Урала, изданные в Свердловске, исключительно «свердловскоцентричны». Они не отражают реального положения вещей, так как ограничивают Урал приближенными к Свердловску территориями.
Книги о малой родине: часть истории и средство развития краелюбия
В своем выступлении Павел Анатольевич также обратил внимание слушателей на то, что у современных школьников и студентов представление об истории и географии нередко складывается на основе художественных произведений, написанных по «реальным событиям». Но на каждой странице некоторых из таких книг может содержаться по 4-5 фактических ошибок. В тоже время формирование чувства принадлежности к своей малой родине возможно как раз через художественные произведения. С учетом такого положения вещей сотрудничество образовательных учреждений с музеями оказывается, как нельзя кстати, подвел итог своему докладу Павел Анатольевич.
Координатор проекта, помощник главы администрации г. Сарапул Татьяна Борисовна Пеганова, также затронула в своем докладе тему формирования любви к малой родине у детей посредством знакомства с музейными документами. «Один из наших «чердачных» археологов обнаружил на чердаке старинного дома в Сарапуле, под слоем голубиного помета, переписку частной семьи. Более 300 писем рассказывали захватывающую историю жизни семьи из 12 человек. Столько подробностей о быте, традициях, нравах коренных сарапульцев того времени, нет ни в одном учебнике истории», - сказала Татьяна Борисовна.
Знаменитых горожан надо включить в образовательный процесс
Мы привыкли, что краеведение – это события, факты, предметы. Но, по словам Татьяны Пегановой, художественные произведения писателей родного края, позволяют приоткрыть культуру повседневности, обыденности, нравственной жизни людей. С учетом этого в 2005 году в Сарапуле была организована деятельность по переизданию всех художественных произведений, написанных когда-то знаменитыми жителями этого города. Например, «Записки кавалерист девицы Надежды Дуровой». Эта книга может рассказать об уездном городе Сарапуле времен 18 века много интересного. «Читая, как дочь городничего, дерзкая и вольная Надежда Дурова, покорно садилась в почтовый день и отвечала на письма, подписывала конверты, дети видят историю развития почты, уклад жизни горожан и много других интересных деталей, - говорила на конференции координатор проекта из Сарапула. А, читая описание родных для автора книги мест, мы можем увидеть жизнь реки, на которой живем (тогда ее по праву называли труженицей), а также названия улиц и парков, которые сохранились и по сей день.»
Краеведческие экскурсии по договору
Методист Чайковского ДИМЦа Инна Александровна Вылегжанина, отметила, что через активные формы исследовательской деятельности учащихся в области краеведения, обеспечиваются условия для их успешной социализации. При этом происходит не просто приспособление к социуму, а освоение детьми социального пространства, формирование ценностных ориентиров и чувства сопричастности судьбе малой родины. Методическим комплексом для реализации этого направления образовательных программ в Чайковском является краеведческий музей. Хорошо, что сейчас детей приводят в музеи уже в дошкольном возрасте. «Если в Сарапуле существует форма абонемента при работе музея с детскими учреждениями, то у нас это работа приобрела договорную форму, то есть детский сад или школа может заключить с краеведческим музеем договор на проведение экскурсий и тематических занятий о родном городе и крае, что они и делают.»
По итогам мероприятия участники конференции решили, что работу по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность необходимо продолжить. При этом особое внимание должно быть уделено следующим направлениям: исследовательской деятельности, социальной практике учащихся основной школы, использованию потенциала историко-культурного наследия в детских садах, а также развитию новых методических подходов в изучении истории малой родины.
Гостям из Перми конференция запомнилась
«Мне уже говорили, что в Чайковском проводятся хорошие научные конференции по интересным темам, - сказала после мероприятия старший научный сотрудник отдела истории Пермского краевого музея Татьяна Починовав. - И, действительно, мне здесь понравилось. В одном месте собрались люди, увлекающиеся и краеведением и историей музеев и работники школ и детских садов. В нашем большом городе было бы гораздо сложнее это организовать. Я рада, что смогла приехать в Чайковский.»
Цените мнения рядовых обывателей
По словам старшего научного сотрудника Пермского филиала института истории и археологии Уральского отделения РАН Павла Анатольевича Корчагина, самый простой и эффективный способ включить региональный компонент в образовательную программу – познакомить учащихся с личными документами рядового обывателя (представителя малой родины), которые несут в себе его личное мнение о каком либо историческом событии. «Например, в солдатских письмах можно прочитать субъективные мнения людей о политике, а также причинах побед или поражений в тех или иных сражениях. Эти документы подтверждают выводы профессиональных историков и политологов, но дети, получая эту информацию из другого источника, воспринимают ее иначе. У них формируется ощущение включенности и сопричастности судьбе малой родины, а через малую родину и всей России», - сказал Павел Анатольевич.
Подобного рода информацию сложно найти в учебниках. По словам Павла Корчагина, новые пособия для преподавателей издаются очень маленьким тиражом. При этом есть и другая проблема. Так, например, все учебники по истории Урала, изданные в Свердловске, исключительно «свердловскоцентричны». Они не отражают реального положения вещей, так как ограничивают Урал приближенными к Свердловску территориями.
Книги о малой родине: часть истории и средство развития краелюбия
В своем выступлении Павел Анатольевич также обратил внимание слушателей на то, что у современных школьников и студентов представление об истории и географии нередко складывается на основе художественных произведений, написанных по «реальным событиям». Но на каждой странице некоторых из таких книг может содержаться по 4-5 фактических ошибок. В тоже время формирование чувства принадлежности к своей малой родине возможно как раз через художественные произведения. С учетом такого положения вещей сотрудничество образовательных учреждений с музеями оказывается, как нельзя кстати, подвел итог своему докладу Павел Анатольевич.
Координатор проекта, помощник главы администрации г. Сарапул Татьяна Борисовна Пеганова, также затронула в своем докладе тему формирования любви к малой родине у детей посредством знакомства с музейными документами. «Один из наших «чердачных» археологов обнаружил на чердаке старинного дома в Сарапуле, под слоем голубиного помета, переписку частной семьи. Более 300 писем рассказывали захватывающую историю жизни семьи из 12 человек. Столько подробностей о быте, традициях, нравах коренных сарапульцев того времени, нет ни в одном учебнике истории», - сказала Татьяна Борисовна.
Знаменитых горожан надо включить в образовательный процесс
Мы привыкли, что краеведение – это события, факты, предметы. Но, по словам Татьяны Пегановой, художественные произведения писателей родного края, позволяют приоткрыть культуру повседневности, обыденности, нравственной жизни людей. С учетом этого в 2005 году в Сарапуле была организована деятельность по переизданию всех художественных произведений, написанных когда-то знаменитыми жителями этого города. Например, «Записки кавалерист девицы Надежды Дуровой». Эта книга может рассказать об уездном городе Сарапуле времен 18 века много интересного. «Читая, как дочь городничего, дерзкая и вольная Надежда Дурова, покорно садилась в почтовый день и отвечала на письма, подписывала конверты, дети видят историю развития почты, уклад жизни горожан и много других интересных деталей, - говорила на конференции координатор проекта из Сарапула. А, читая описание родных для автора книги мест, мы можем увидеть жизнь реки, на которой живем (тогда ее по праву называли труженицей), а также названия улиц и парков, которые сохранились и по сей день.»
Краеведческие экскурсии по договору
Методист Чайковского ДИМЦа Инна Александровна Вылегжанина, отметила, что через активные формы исследовательской деятельности учащихся в области краеведения, обеспечиваются условия для их успешной социализации. При этом происходит не просто приспособление к социуму, а освоение детьми социального пространства, формирование ценностных ориентиров и чувства сопричастности судьбе малой родины. Методическим комплексом для реализации этого направления образовательных программ в Чайковском является краеведческий музей. Хорошо, что сейчас детей приводят в музеи уже в дошкольном возрасте. «Если в Сарапуле существует форма абонемента при работе музея с детскими учреждениями, то у нас это работа приобрела договорную форму, то есть детский сад или школа может заключить с краеведческим музеем договор на проведение экскурсий и тематических занятий о родном городе и крае, что они и делают.»
По итогам мероприятия участники конференции решили, что работу по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность необходимо продолжить. При этом особое внимание должно быть уделено следующим направлениям: исследовательской деятельности, социальной практике учащихся основной школы, использованию потенциала историко-культурного наследия в детских садах, а также развитию новых методических подходов в изучении истории малой родины.
Гостям из Перми конференция запомнилась
«Мне уже говорили, что в Чайковском проводятся хорошие научные конференции по интересным темам, - сказала после мероприятия старший научный сотрудник отдела истории Пермского краевого музея Татьяна Починовав. - И, действительно, мне здесь понравилось. В одном месте собрались люди, увлекающиеся и краеведением и историей музеев и работники школ и детских садов. В нашем большом городе было бы гораздо сложнее это организовать. Я рада, что смогла приехать в Чайковский.»
Просмотров: 886
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: