«Может быть когда-нибудь к лучшему придем…»
Рубрика:
Газетные материалы
Четверг,04.12.2008
Да и кто не согласится, что наша система образования, некогда лучшая в мире, скатилась на последние места по эффективности. Переход на современные методы организации учебного процесса – это и есть комплексный проект модернизации образования. В него входит и укрепление материальной базы учебных учреждений, и переход на гибкую школьную программу, учитывающую индивидуальные способности и потребности учащихся, и независимую оценку качества преподавания и усвоения знаний, и введение новой системы оплаты труда работников образования, повышения их квалификации, и привлечение общественности к управлению школой, и многое другое.
Всё это невозможно не одобрить. Но вот два пункта проекта селян насторожили. Во-первых, подушевое финансирование школ. Излишне расшифровывать это понятие, каждому и так ясно, что здесь подразумевается такое количество денег, спущенных «сверху», сколько в школе обучается детей. Если, допустим, обучение одного первоклассника обходится по норме в 22942 рубля в год, то малокомплектная деревенская школа с десятком учеников получит только 229420 рублей на всё: на зарплату учителя, на отопление, освещение и ремонт помещения, на учебные пособия и прочие школьные нужды. Чем больше учеников, тем больше денег, но где взять детей в еле тлеющих деревнях? Правда, в последнее время начался ощутимый демографический сдвиг, но ведь новорождённым нужно ещё до школьного возраста дорасти. А дождётся ли школа их вырастания? Вряд ли. Только год собирается государство терпеть убыточные школы, финансируя их за счёт профицита успешных, многолюдных учебных заведений. Потом ещё немножко поддержит, и всё – класс на замок, детей на автобус, и поехали в базовую школу километров за 10 -15!
Родители учеников Фокинской базовой школы уже вплотную познакомились с «прелестями» поездок от деревни до села и обратно. Одна из мам очень ярко описала мытарства своего первоклассника, вынужденного просыпаться в 6 часов утра, чтобы успеть на семичасовой рейс автобуса. Возвращается он около пяти часов вечера, проведя почти полсуток вне дома. Как он питается в это время – неизвестно. Но хуже сего – это зимнее ожидание автобуса, а потом поездка по гололёду неизвестно с каким водителем. Может быть, насчёт качества перевозки родительница и погорячилась: в ФСШ все автобусы новые, а водители опытные, но то, что у детей много времени тратится впустую, что нагрузки на них чересчур высоки – бесспорно.
Кстати, пикантная подробность. До деревни Карша пролегает дорога повышенной опасности, по которой запрещено ездить даже рейсовым автобусам. Естественно, школьный автобус тем более не может ездить по этой трассе. Но в Карше проживает больше десятка ребятишек школьного возраста. Вы думаете, как они добираются до Фок? На служебном автобусе кирпичного завода, приезжающем за рабочими в Каршу и Чумну! И обратно на нём же. Я удерживаюсь от комментариев по этому поводу, и только молю Бога, чтобы водитель служебного автобуса был не менее квалифицированным, чем водители лицензированного автотранспортного предприятия, а сам автомобиль не хуже школьного. Думаю, каршанские родители молятся о том же. И потихоньку уезжают из Карши. Отсутствие школы всегда влечёт за собой «разбегание» и затухание деревни.
Правда, сейчас считается, что деревни губит безработица, хотя селяне ещё помнят те времена, когда работы было вдоволь, но «безшкольные» деревни не выживали. Этим, к слову казать, широко пользовались в шестидесятые годы, когда на крестьян обрушилась очередная реформа – укрупнение колхозов. Деревенские жители ни за что не хотели переезжать на центральные усадьбы, даже если в деревне закрывался магазин, медпункт, клуб. И только закрытие школы заставляло людей переселяться на новые места. Сейчас цель другая – экономия средств. Подсчитано, что подвоз деревенских детей к базовым школам в Фоки, Сосново, Альняш и Прикамский более выгоден, чем содержание малочисленных деревенских образовательных учреждений. Но деревням эта экономия может обойтись очень дорого.
Ещё один пункт программы, не слишком-то подходящий селу – создание новых образовательных центров. Эти прекрасно оснащённые, современные школы для старшеклассников будут труднодоступны для сельских подростков. НОЦ организуются только в городах, но о каких-то общежитиях для негородских учеников ничего не говорится. Это значит, что деревенскому ученику придётся или ездить ежедневно в город на автобусе (от Альняша, Вассят более 50 километров), или жить на съёмной квартире. И то, и другое достаточно обременительно физически и чревато большой тратой времени и средств. Конечно, программа предусматривает и сохранение старших классов в некоторых базовых школах, но только в качестве временной меры. Что будет дальше, не хочется думать, но очень уж это напоминает дискриминацию по территориальному признаку.
Понятно, что все рассуждения по поводу уже действующей программы – это размахивание кулаками после драки. К тому же после драки, в которой мы и не участвовали. За село опять всё решили в верхних эшелонах власти, и ему снова придётся самостоятельно искать пути следования в указанном направлении. Как же много новаций обрушилось на крестьян за последние десятилетия! Как же много и упорно власти старались сделать, как лучше! Но получалось, как всегда. Вот и комплексная модернизация образования – чем она обернётся для села? Последним добивающим ударом? Или мостиком в новую жизнь? Как бы хотелось верить в последнее.
Всё это невозможно не одобрить. Но вот два пункта проекта селян насторожили. Во-первых, подушевое финансирование школ. Излишне расшифровывать это понятие, каждому и так ясно, что здесь подразумевается такое количество денег, спущенных «сверху», сколько в школе обучается детей. Если, допустим, обучение одного первоклассника обходится по норме в 22942 рубля в год, то малокомплектная деревенская школа с десятком учеников получит только 229420 рублей на всё: на зарплату учителя, на отопление, освещение и ремонт помещения, на учебные пособия и прочие школьные нужды. Чем больше учеников, тем больше денег, но где взять детей в еле тлеющих деревнях? Правда, в последнее время начался ощутимый демографический сдвиг, но ведь новорождённым нужно ещё до школьного возраста дорасти. А дождётся ли школа их вырастания? Вряд ли. Только год собирается государство терпеть убыточные школы, финансируя их за счёт профицита успешных, многолюдных учебных заведений. Потом ещё немножко поддержит, и всё – класс на замок, детей на автобус, и поехали в базовую школу километров за 10 -15!
Родители учеников Фокинской базовой школы уже вплотную познакомились с «прелестями» поездок от деревни до села и обратно. Одна из мам очень ярко описала мытарства своего первоклассника, вынужденного просыпаться в 6 часов утра, чтобы успеть на семичасовой рейс автобуса. Возвращается он около пяти часов вечера, проведя почти полсуток вне дома. Как он питается в это время – неизвестно. Но хуже сего – это зимнее ожидание автобуса, а потом поездка по гололёду неизвестно с каким водителем. Может быть, насчёт качества перевозки родительница и погорячилась: в ФСШ все автобусы новые, а водители опытные, но то, что у детей много времени тратится впустую, что нагрузки на них чересчур высоки – бесспорно.
Кстати, пикантная подробность. До деревни Карша пролегает дорога повышенной опасности, по которой запрещено ездить даже рейсовым автобусам. Естественно, школьный автобус тем более не может ездить по этой трассе. Но в Карше проживает больше десятка ребятишек школьного возраста. Вы думаете, как они добираются до Фок? На служебном автобусе кирпичного завода, приезжающем за рабочими в Каршу и Чумну! И обратно на нём же. Я удерживаюсь от комментариев по этому поводу, и только молю Бога, чтобы водитель служебного автобуса был не менее квалифицированным, чем водители лицензированного автотранспортного предприятия, а сам автомобиль не хуже школьного. Думаю, каршанские родители молятся о том же. И потихоньку уезжают из Карши. Отсутствие школы всегда влечёт за собой «разбегание» и затухание деревни.
Правда, сейчас считается, что деревни губит безработица, хотя селяне ещё помнят те времена, когда работы было вдоволь, но «безшкольные» деревни не выживали. Этим, к слову казать, широко пользовались в шестидесятые годы, когда на крестьян обрушилась очередная реформа – укрупнение колхозов. Деревенские жители ни за что не хотели переезжать на центральные усадьбы, даже если в деревне закрывался магазин, медпункт, клуб. И только закрытие школы заставляло людей переселяться на новые места. Сейчас цель другая – экономия средств. Подсчитано, что подвоз деревенских детей к базовым школам в Фоки, Сосново, Альняш и Прикамский более выгоден, чем содержание малочисленных деревенских образовательных учреждений. Но деревням эта экономия может обойтись очень дорого.
Ещё один пункт программы, не слишком-то подходящий селу – создание новых образовательных центров. Эти прекрасно оснащённые, современные школы для старшеклассников будут труднодоступны для сельских подростков. НОЦ организуются только в городах, но о каких-то общежитиях для негородских учеников ничего не говорится. Это значит, что деревенскому ученику придётся или ездить ежедневно в город на автобусе (от Альняша, Вассят более 50 километров), или жить на съёмной квартире. И то, и другое достаточно обременительно физически и чревато большой тратой времени и средств. Конечно, программа предусматривает и сохранение старших классов в некоторых базовых школах, но только в качестве временной меры. Что будет дальше, не хочется думать, но очень уж это напоминает дискриминацию по территориальному признаку.
Понятно, что все рассуждения по поводу уже действующей программы – это размахивание кулаками после драки. К тому же после драки, в которой мы и не участвовали. За село опять всё решили в верхних эшелонах власти, и ему снова придётся самостоятельно искать пути следования в указанном направлении. Как же много новаций обрушилось на крестьян за последние десятилетия! Как же много и упорно власти старались сделать, как лучше! Но получалось, как всегда. Вот и комплексная модернизация образования – чем она обернётся для села? Последним добивающим ударом? Или мостиком в новую жизнь? Как бы хотелось верить в последнее.
Просмотров: 627
Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Вход |
Авторские статьи
Интервью
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее
Другие новости: