В мир сказок мы откроем дверь…


Четверг,29.01.2009
Первый шаг в волшебный мир
Удивительно, но сказка является таким же необходимым этапом психического развития малыша, как и игра. Исследования показали, что у детей, которым регулярно читают вслух, речь и интеллектуальные способности начинают развиваться в более раннем возрасте. Если ребенку нравится проводить время за книгой − это залог того, что он будет хорошо учиться в школе. Поэтому одна из первых обязанностей родителей − привить своему чаду любовь к чтению, которую он пронесет через всю жизнь.
С какого же возраста нужно читать детям книги? Одни полагают, что только после двух лет, другие − с двух-трех месяцев, а третьи начинают знакомить малышей с миром сказок, когда те еще находятся в материнской утробе. Ведь известно, что ребенок, ожидающий своего появления на свет, реагирует на все ощущения, чувства, эмоции, слова и мысли мамы… Поэтому ему, как и новорожденному, можно выразительно рассказывать ваши любимые стихи, читать художественную литературу, от которой вы сами получаете удовольствие. Всё это поможет малышу познакомиться со своим родным языком, уловить речевой ритм, интонационное разнообразие…

Нарисуй мне сказку

Благодаря тому, что печатное слово вызывает в сознании определенный видеоряд, ребенок постепенно учится видеть внутренним взором картины, нарисованные писателем, у него появляется связь между словом и внутренними образами, развивается фантазия. Происходит это не сразу, а постепенно, поэтому идти нужно «от простого к сложному»: сначала следует подбирать книги с простым ритмичным текстом, с хорошими крупными иллюстрациями, которые будут давать толчок «видеоряду», но не заполняя его целиком, а оставляя место для воображения. Со временем текст может становиться все сложнее, а картинки к нему − детальней.
Кстати говоря, хорошая детская книжная иллюстрация − это не просто добавление к тексту, а художественное произведение своего времени. Она служит многим целям: воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка.
Без сомнения, магия многих сказок была бы неполной без рисунков выдающихся художников. Например, Эрнеста Шепарда, который иллюстрировал «Винни-Пуха» Алана Милна (четвертое место в рейтинге лучших детских книг) и «Ветер в ивах» Кеннета Грэма (восьмое место). «Наверное, карандаш Шепарда был сделан из особого материала, − пишет в своей статье, размещенной на Интернет-сайте Antrakt.ng.ru, Ольга Батлер, − Во многом благодаря ему герои повестей быстро стали любимыми и узнаваемыми типажами… Оказаться втянутым в приключения этих удивительных зверушек несложно – достаточно полюбоваться картинками… Эрнст Шепард − не просто знаток животных и гений безукоризненной линии. Он не жалел времени, чтобы проникнуться духом произведений. Именно поэтому рисунки к «Ветру в ивах» и «Винни-Пуху» навсегда остаются в памяти вместе с бессмертными текстами их создателей. Все остальные художники, иллюстрировавшие эти произведения, так и не смогли подняться до его уровня. Копировщики тоже не смогли. К примеру, нарисованные Шепардом виннипуховские характеры растиражированы в мультфильмах Диснея – и одновременно опошлены американскими сиропными улыбками. Настоящий, британский Винни-Пух улыбался крайне редко, он был очень серьезный медвежонок, мыслитель».
Если «Винни-Пух» и «Ветер в ивах» обязаны своей популярностью сразу двум людям − писателю и художнику, то некоторые детские книги целиком и полностью выходили из-под руки одного человека. Например, без авторских иллюстраций невозможно представить себе «Приключения муми-троллей» финской писательницы Туве Янссон, повести чеха Йозефа Лады, оказавшего сильное влияние на творчество автора знаменитых детских мультиков Зденка Миллера, духовного отца известного чешского «Кротика». Или неподражаемые сказки известного художника-мультипликатора Владимира Сутеева, которые стали любимыми для нескольких поколений малышей.

Будьте, как дети!
Выбирая книгу для ребенка, стоит учитывать некоторые правила. Во-первых, издание должно быть высококачественным: никакой пахнущей краски и расслаивающихся страниц, крепкий корешок и достаточно крупный шрифт. Во-вторых, детские психологи рекомендуют проверять содержание книги до того, как вы начнете читать ее малышу. Не поленитесь, пролистайте ее еще в магазине, убедитесь, что в книжке нет злых героев, драк, слез и прочих негативных моментов − как в тексте, так и на рисунках.
Но успех детской книги во многом зависит и от настроения того, кто ее читает. Не бубните сказку себе под нос, ликуйте и радуйтесь вместе с героями, грустите, если они грустят… Читая стихотворение, помогите малышу ощутить заложенный в нем ритм, отстукивайте его ладошкой или ногой. Попробуйте приблизиться к уровню восприятия ребенка, изображайте то, что можете изобразить: какой круглый колобок, какой зубастый волк. Со временем вы будете вознаграждены любовью вашего малыша к чтению, а пока сможете снова ощутить себя ребенком.
В любое время семейные чтения дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети вырастают незаметно, потому-то так важна сказка, рассказанная малышу. В ней содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь. Благодаря этому у ребенка развивается логическое мышление и умение слушать, он усваивает структуру произведения, законы развития сюжета, расширяет словарный запас, учится чему-то новому. Если он все время просит вас почитать одни и те же книги, это не значит, что они не дают ничего полезного, хорошо известные герои путешествуют с ним в его фантастическом мире, он оттачивает образное мышление. Специалисты провели исследование, в результате которого выяснили, что ребенок, которому ежедневно читают вслух, задает по книгам десять-пятнадцать тысяч вопросов в год! А чем больше знаешь, тем больше хочется узнать.

Тепло души, а не машины
Но рассказывать сказки, как и петь колыбельные, нужно обязательно самому, не передоверяя столь ответственную миссию музыкальному центру или компьютеру. Даже самое выразительное чтение с диска менее полезно для малыша, чем личный контакт, теплые объятия и живой рассказ. Учеными доказано, что люди общаются не только словами. Огромную часть информации несут интонации, тембр голоса, жесты, мимика, а также образы, возникающие у нас в воображении при рассказе. При общении ребенок «считывает» часть информации непосредственно из головы взрослого, таким образам обучаясь соотносить вербальную информацию − слова, звуки, речь − с образами и картинами, возникающими в воображении рассказчика. Постепенно он учится строить свои собственные… А еще такой «мультфильм в голове» отвлекает малыша от внешнего мира, помогая ему легче перейти в мир снов, становящихся продолжением сказки.
Именно поэтому многие книги по воспитанию говорят, что во время чтения или рассказывания малышу сказки ни в коем случае нельзя думать о недоваренном супе или петь колыбельные, размышляя о любимом сериале или новых сапогах. Такое несоответствие слов и образов очень вредно для ребенка. Аудиозапись же не несет образов вообще, что тоже не слишком полезно.

«Я − положительный герой!»
Через сказку легче всего объяснить детям первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Малыш отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает подрастающему поколению добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания − не быть злодеем. Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в виде образов сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
Нельзя не согласиться с тем, что в наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию одной сферы − интеллектуальной. Родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к усилиям, к которым он часто не готов ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка − одно из самых доступных средств для развития эмоций маленького человека, которое во все времена использовали учителя и родители. Никакие, даже сверхнужные знания не должны опережать нравственного развития ребенка.

Что и когда читать?
Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте какая сказка будет особенно полезна. Однако помните, что приведенный ниже список произведений не претендует на право называться единственно верным.
Малышу до 3-х лет важно привить умение воспринимать поэзию, чувствовать ритмы родного языка. Вам пригодятся: народные сказки, песенки и потешки, сказки Корнея Чуковского и Владимира Сутеева, стихи Агнии Барто, Бориса Заходера, Самуила Маршака, Александра Пушкина…

От 3 до 5 лет. В этот период у малыша формируется система мышления. Пересказывайте друг другу прочитанные сказки. Сравнивайте их между собой. Рисуйте на тему сказок. Додумывайте свои «концовки» или повороты сюжетных линий. Обратите внимание на произведения Григория Остера, Николая Сладкова, Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена. Малышу будут интересны книги: «Серебряное копытце» Павла Бажова, «Рассказы и сказки о животных» Виталия Бианки, стихи Юнны Мориц и Ирины Токмаковой, «Аленький цветочек» Сергея Аксакова, «Серую Шейку» и «Аленушкины рассказы» Дмитрия Мамина-Сибиряка, «Дядя Федор, Пес и Кот», «Вера и Анфиса» Эдуарда Успенского, «Ежик в тумане» и другие сказки Сергея Козлова, «Домовенок Кузька» Татьяны Александровой, «Приключения Незнайки и его друзей» и другие рассказы Николая Носова, «Приключения Буратино» Алексея Толского, «Маугли», «Рики-тики-тави» Редьярда Киплинга, «Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинный чулок», «Ронья, дочь разбойника» Астрид Линдгрен, «Винни-Пух» Алана Милна, «Кума-Лиса» Йозефа Лады.

Ребятам в возрасте от 5 − 7 лет и старше обязательно понравятся книги: «Дядушка Ау», «Лошадь, которая потеряла очки» Ханну Мякеля, «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Волшебник изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» и другие произведения Александра Волкова, «Маленькая Баба-Яга» и «Маленький Водяной» Отфрида Пройслера, «Путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлеф, «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса, «Хоббит, Или Туда и Обратно» Джона Роуэлла Толкиена, «Щелкунчик и мышиный король» Эрнста Гофмана, «Питер Пен и Венди» Джеймса Барри, «Ветер в ивах» Кеннета Грэма, «Повелитель волшебных ключей», «Астрель, принцесса сумерки» и другие сказки Софьи Прокофьевой, «Приключения Карандаша и Самоделкина» Юрия Дружкова, «Медвежонок по имени Паддингтон» Майкла Бонда, «Денискины рассказы» В. Драгунского, «Приключения капитана Врунгеля» Андрея Некрасова, «Сказки дядюшки Римуса» Джоэля Харриса, «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик» Валентина Катаева, «Три толстяка» Юрия Олеши, «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Яна Ларри.

Информация

Десять лучших детских книг по итогам опроса, проведенного британской организацией «Booktrust»:
1. "Хроники Нарнии" – Клайв Стэйплз Льюис
2. "Очень голодная гусеница" – Эрик Карл
3. Цикл "Великолепная пятерка" – Энид Блайтон
4. "Винни-Пух" – Алан Александр Милн
5. "Большой добрый великан" – Роальд Даль
6. "Гарри Поттер и принц-полукровка" – Джоан Роулинг
7. "Тайна волшебного дерева" – Энид Блайтон
8. "Ветер в ивах" – Кеннет Грэм
9. "Алиса в стране чудес" – Льюис Кэрролл
10. "Дочурка Груффало" – Джулия Дональдсон


Слово «сказка» появляется в письменных источниках приблизительно в XVI веке, но тогда оно обозначало перечень чего-либо или описание. То же, что мы привыкли называть сказкой, наши далекие предки именовали «кощуной». И лишь в XI веке, после крещения Руси, кощуна потеряла как свой мифологический, сакральный смысл, так и само имя.


Мнения
Какие детские произведения вы считаете самыми лучшими?


Татьяна Канюкова, преподаватель русского языка, литературы и культуры речи Чайковского профессионально-педагогического колледжа:
− Я очень люблю русские народные сказки, в том числе и в литературной обработке, − они учат детей различать добро и зло, любить, понимать людей… Из авторских же произведений сразу вспоминаются повести и рассказы Льва Давыдычева, Николая Носова, Константина Паустовского, сказки Шарля Перро, Ганса Христиана Андерсена, Астрид Линдгрен… Значение хороших детских книг переоценить невозможно: они развивают ребенка как личность, учат понимать жизнь, воспитывают нравственность, прививают любвь к Родине…
К сожалению, в последние пятнадцать лет мы убеждаемся, что молодые люди всё меньше и меньше читают, выбирая вместо книги телевизор или компьютер. Конечно, кто-то может сказать, что сейчас экранизировано достаточно много литературных произведений, и потому читать их незачем. Но всё-таки я думаю, что кино никогда не сможет заменить книгу. Согласитесь, гораздо интереснее сначала прочитать роман, а уже потом смотреть фильм, снятый по нему. Ведь режиссер, работая над кинолентой, по-своему интерпретирует взятое за основу произведение. И, между прочим, порой бывает весьма интересно сравнить ваши точки зрения, увидеть разницу в понимании одного и того же литературного произведения совершенно разными людьми.

Ольга Волохина, библиотекарь школы № 3:
− Мне нравятся книги, которые прошли испытание временем и поколениями. Это, прежде всего, произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака и Агнии Барто. Посредством доступных, ярких, выразительных образов, небольших, но интересных сюжетов, они учат малышей красивому и правильному языку, грамотной речи. Мои дети и внук выросли на этих книгах. Начинать читать их можно еще до того, как ребенок научится сидеть и говорить. Кроме того, стихотворные произведения воспитывают у детей чувство ритма, малыши знакомятся с музыкой стиха...
Если говорить о зарубежных писателях, то мне нравятся сказки Редьярда Киплинга, а также «Хроники Нарнии» Клайва Стейплза Льюиса. Также мне по душе пришлись произведения современного российского автора Дмитрия Емеца, который пишет для подростков книги в жанре фэнтези, − в его произведениях всегда заложена очень глубокая нравственная подоплека.
Меня очень радует, что в последнее время начали переиздаваться книги русских и советских писателей, на которых выросло мое поколение. Я очень надеюсь, что это благоприятно скажется на формировании русской языковой культуры.





Просмотров: 1038


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Авторские статьи
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам