Осада ОСАГО
Весной увеличивается число автомобилей, колесящих по дорогам нашей страны. Это связанно с тем, что те автовладельцы, которые предпочитают хранить своих железных коней зимой в гаражах, выезжают на дороги общего пользования. Им же предстоит оформить и полис ОСАГО, который в ближайшее время может принести неприятные сюрпризы.
Споры вокруг целесообразности обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в последнее время поутихли. Действительно, теперь виновникам мелких ДТП не приходится слишком волноваться из-за необходимости восстанавливать транспортные средства – эти заботы легли на плечи страховых компаний. Да и с появлением европротокола время оформления мелких аварий существенно сократилось.
Но вот пострадавшим приходится прилагать существенные усилия для получения достойных выплат. В очередной раз из удобного инструмента нечестные на руку компании создали повод для волнения и нервотрёпки. Редко когда выплаты страховой компании устраивают пострадавших, и всё чаще судам приходится откровенно заставлять страховщиков платить. Последние же предпочитают не обращать внимания на требования государства вести бизнес цивилизованно.
Среди водителей всё чаще появляется недовольство относительно тарифов ОСАГО, а также компенсационных выплат. Постоянно появляющиеся слухи об увеличении стоимости полиса лишь активизируют социальную напряжённость.
Не нравится – идите в суд
Этой фразой часто пользуются менеджеры страховых компаний, чтобы успокоить автовладельцев, получающих крохи на ремонт машин, попавших в ДТП. Действительно, всё чаще страховщики занижают выплаты, руководствуясь какими-то своими экспертизами и формулами оценки ущерба, которые ничего общего с реальным положением дел и стоимостью запчастей не имеют. Не стало лучше и с введением механизма направления страховщиками транспортных средств на ремонт: перевод средств страховыми компаниями на счета СТО задерживается, качество работ часто оставляет желать лучшего.
Новшеством, которое ещё сильнее усложнило жизнь автовладельцев, стало размещение центров урегулирования убытков в наиболее дальних городах регионов. Логика здесь проста – далеко не все автовладельцы будут согласны ехать за сотни километров, чтобы добиться своей правды.
Из числа наиболее распространённых нарушений со стороны страховщиков можно упомянуть превышение сроков производства страховой выплаты или вынесения мотивированного отказа в такой выплате. Многие предпочитают не обращать внимания на подобные вещи, а ведь это является прямым нарушением законодательства, за которое страховые компании могут понести материальную ответственность.
Уже и суды пошли навстречу тем автомобилистам, которым было отказано в выплате причитающихся сумм или произведено возмещение не в полном объеме, заставляя страховщиков оплачивать и моральный ущерб. За период с 2012 по 2013 год компенсации составили от 500 до 50 тыс. рублей.
Однако пострадавшие от деятельности страховых компаний не спешат обращаться в суд, считая, что добиться со страховщиков положенных выплат будет сложно. Да и сами страховые агенты пугают профессиональными юристами и большими временными затратами. Но практика показывает, что суды чаще всего встают на сторону пострадавших.
Хочешь ОСАГО? Купи страхование жизни
В прошлом году некоторые представители филиалов крупной страховой компании, имеющей в своём названии часть именования нашей страны, решили повысить свою прибыль путём навязывания дополнительных услуг. Покупателям полиса ОСАГО предлагалось застраховать свою жизнь, и только в этом случае можно было рассчитывать на оформление необходимых документов.
Естественно, водители стали жаловаться, и делом решила заняться Федеральная антимонопольная служба. Ей и удалось выяснить, что факт навязывания дополнительных услуг присутствовал. ФАС обязала страховую компанию прекратить нарушения, при этом в ведомстве упомянули, что в ближайшее время мы можем ждать новых дел. Так как в чёрном списке уже значатся тридцать компаний по всей России.
С появлением прецедента, который грозит наказанием за нечестное ведение бизнеса, можно ожидать снижения прессинга на водителей.
Бумаги нет, ответственности тоже
Новая схема, придуманная страховыми компаниями, – это отсутствие бланков ОСАГО. При этом довольно часто они появляются, если вы выражаете желание застраховать жизнь, здоровье или оформить КАСКО на автомобиль. Как утверждают сами страховщики, у них увечился приток клиентов от обанкротившихся компаний, поэтому они и испытывают нехватку бланков.
При этом в местном отделении Федерации автовладельцев России сообщили, что подобным образом страховые компании просто стараются добиться повышения тарифов ОСАГО, о котором довольно давно говорится. Схему с навязыванием допуслуг практически прикрыли, поэтому приходится теперь действовать из-под полы. Повлиять на страховщиков в этом случае государственные власти практически не могут. Остаётся лишь сменить компанию-страховщика или ехать в другой город, где вас могут застраховать.
«С тех пор, как мы ввели налог на воздух, вы стали меньше дышать!»
Страховые компании не перестают жаловаться на убытки от ОСАГО уже несколько лет. Некоторые заявляют о стопроцентной убыточности данного бизнеса. Однако удивительное дело, что страховщики не отказываются от данного вида страхования. Любой бизнесмен скажет, что работать в убыток себе компании просто не будут, так как это противоречит здравому смыслу.
А тем временем банки продолжают настаивать на повышении тарифов ОСАГО. Ранее по заказу Центрального банка независимые организации выяснили, что тарифы должны быть увеличены на 18,9-23,6 %.
В обмен на повышение тарифов изменятся суммы компенсаций. Так, компенсация жизни и здоровья увеличится до 500 тысяч, а по материальному ущербу – до 400 тысяч рублей. Сейчас они составляются порядка 120 тыс. Планируется изменить и европротокол, который можно будет составлять при ущербе менее 50 тыс. рублей, в отличие от нынешних 25 тыс.
Но уже сейчас многие эксперты говорят, что добиваться положенных компенсаций придётся с боем.
Пыль в глаза?
Но настолько ли убыточно страхование по ОСАГО? Согласно Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховые компании обязаны направлять на выплаты 80 % от фонда полученных средств. На практике же ситуация абсолютно не соответствует законодательному акту.
Согласно исследованиям, которые провели специалисты Федерации автовладельцев России, средняя сумма выплат по страховым случаям составляет порядка 30 тыс. рублей. Недоплата составляет в среднем 60 %. При этом по результатам обращений в суды можно увеличить реально получаемую компенсацию практически в четыре раза. В большинстве случаев страховщики в судебном порядке уже оказались неспособными оспорить результаты независимых экспертиз.
В последние годы наблюдается тенденция, согласно которой страховые компании всё больше и больше снижают процент выплат, получая огромные прибыли. При этом отказаться от ОСАГО водители просто не могут, так как данная процедура навязана государством сверху.
Не всё однозначно и с увеличением компенсационных выплат. По статистике, при ДТП крайне редко наносится ущерб в 400 тыс. рублей. К тому же, приобретение полиса ОСАГО решает проблему.
Будь начеку!
Пока же в кабинетах высших чинов продолжаются споры о тарифах, простые водители вновь остаются со страховщиками один на один. И единственный способ противостоять их противоправным действиям – это искать правду в судах и надзорных органах.
При покупке полиса ОСАГО лучше всего приходить на приём к менеджерам с диктофоном и записывать всё происходящее. Если вам будут навязывать дополнительные услуги, то вежливо от них откажитесь и попросите оформить полис без них. В случае отказа у вас будет аудиозапись разговора, с которой можно идти в прокуратуру или ФАС.
Если вас не устраивает выплата по ущербу, то отправляйтесь на независимую экспертизу. Все затраты вам в последующем возместит суд. И не стоит воспринимать всерьёз угрозы страховщиков – это не более чем попытка психологического давления.
Не бойтесь противостоять беззаконию, так как судебная практика показывает, что водители способны защитить свои права и поставить на место страховые компании.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее