«…О, детская немыслимая стойкость!»
Дети блокадного Ленинграда... Какие испытания выпали на их долю? Что им пришлось пережить? В спектакле «Я не хочу умирать», поставленном по мотивам двух произведений: «Должна остаться живой» Людмилы Никольской и «Ленинградские новеллы» Олега Шестинского, современные школьники познакомились с историями из жизни своих сверстников, оказавшихся узниками блокадного кольца.
Детям блокады, которых в осаждённом Ленинграде насчитывалось 400 тысяч, приходилось выживать в условиях холода и голода, под свист и разрывы снарядов и бомб, теряя близких и знакомых – родителей, одноклассников, друзей.
«Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек, - писал в путевых заметках Александр Фадеев, - дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сёстрами. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолётов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом… И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю малышам, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке».
Тема блокады задела всех. Плакали и зрители, и юные актёры. «В зале плакали даже скупые на слёзы мужчины», - отметила Татьяна Евгеньевна Паешкова, директор детской музыкальной школы №2.
По словам Татьяны Евгеньевны, спектакль на военную тему учащиеся её школы представляли впервые. Ранее они готовили, в основном, сказочные постановки. И, конечно, работа над спектаклем имеет для ребят огромное воспитательное значение. Они узнали, что такое война, заинтересовались историей России, изменили отношение к родителям и друг к другу.
Но, как подчеркнула директор школы, такие серьёзные и сложные роли, требующие понимания чувств и переживаний детей блокадного Ленинграда, давались юным артистам нелегко.
Ребята сначала не понимали, почему в блокаду не было еды, почему люди ели клей, кожаные ремни и другие несъедобные вещи. «Мы не могли представить, как люди себя чувствовали в подобной ситуации, из-за чего умирали, поэтому не знали, с какими эмоциями выходить на сцену. Постепенно узнавая, как жили в блокаду люди, как им было тяжело, как они трудились, чтобы получить 350 граммов хлеба, и приходило понимание, как следует себя вести», - рассказали исполнительницы главных ролей - Лиза Шилькова (она играла девочку Таню, у которой во время бомбёжки погибла мать) и Арина Хакимова, сыгравшая маму Тани.
О военных событиях и переживаниях детей блокадного Ленинграда своим ученикам рассказывала преподаватель музыкальной школы и режиссёр этого спектакля Надежда Мерзлякова. Объяснения педагога и пережитое на сцене помогли ребятам полнее осознать значение истинных жизненных ценностей. «Мы теперь больше ценим родителей, бережнее относимся к хлебу и к еде вообще. Раньше, бывало, нарежешь хлеба, он остаётся и засыхает. А теперь нарезаем столько, сколько нужно», - пояснили девочки.
Роли в спектакле исполняли учащиеся театрального отделения детской музыкальной школы № 2 - в возрасте от 5 до 14 лет.
Спектакль «Я не хочу умирать» был по достоинству оценен специалистами театрального искусства краевого значения.
Постановка коллектива из Чайковского в апреле этого года получила первое место в краевом конкурсе-фестивале детских театральных коллективов «Театральный портал», который проходит в столице Пермского края ежегодно.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее