Дмитрий Батин: «Пермская хоровая капелла мальчиков – это бренд!»
Сегодня, 26 сентября, своё 45-летие отмечает пермский композитор, дирижёр, хормейстер Пермской хоровой капеллы мальчиков Дмитрий Анатольевич Батин. Во время проведения фестиваля искусств Д.М. Кабалевского в Чайковском летом прошлого года нам удалось побеседовать с ним.
Пермской хоровой капелле мальчиков 55 лет – возраст, достойный восхищения. А опыт, накопленный за эти годы, даёт свои плоды – коллектив является неоднократным лауреатом престижных конкурсов как городских и региональных, так и всероссийских и международных, много гастролирует по всему миру, участвует в концертах по всей России.
Инициатором создания, организатором и первым художественным руководителем хора мальчиков был выпускник Ленинградского хорового училища и Горьковской консерватории Юрий Николаевич Пучков – талантливый музыкант, высококлассный специалист, хормейстер, молодой педагог Пермского музыкального училища. Человек, увлеченный исключительно делом продвижения искусства хорового пения, сумевший увлечь и заинтересовать пермских мальчишек.
В составе капеллы семь хоров – это своеобразная лестница мастерства. В первом классе происходит «посвящение» в капелланы. Со второго класса мальчики знакомятся с двухголосием и пением а-капелла. В это время капелланы поют в составе концертного хора. Третий и четвёртый год продолжается работа с учётом происходящей в этом возрасте голосовой мутацией – мальчишки привыкают к своему новому голосу. Затем воспитанники попадают в хор юношей и смешанный хор. После окончания капеллы кто-то уходит, кто-то остаётся в мужском хоре, а некоторые продолжают свой музыкальный путь. Самые одарённые и увлечённые выпускники трудятся в лучших музыкальных коллективах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Ярославля, Екатеринбурга, Перми.
Все хористы изучают сольфеджио, музыкальную литературу, осваивают игру на различных музыкальных инструментах. Но основной музыкальный предмет, конечно, хор – ему посвящено больше всего занятий и репетиций. Учитывая возраст и темперамент мальчишек, результаты хоровой капеллы были бы невозможны без грамотно подобранного педагогического состава. В коллективе работает более шестидесяти преподавателей, из них пятеро имеют звание «Заслуженный работник культуры России», четверо награждены почётным знаком Министерства культуры России, четверо имеют звание профессора, два - доцента. Более половины педагогов работают в капелле свыше 25 лет.
В этот день Пермская хоровая капелла мальчиков подарила чайковцам классические и народные, русские и итальянские, в инструментальном сопровождении и спетые а-капелла музыкальные произведения. Коллектив представил замечательную программу, пронизанную профессионализмом, тепло и восторженно встреченную чайковским зрителем.
После концерта мы побеседовали с художественным руководителем хоровой капеллы мальчиков Дмитрием Анатольевичем Батиным. Дмитрий Анатольевич руководит 4 года мужским хором и 2 года хором мальчиков. На данный момент это один из лучших в России оркестровщиков: простотой и оригинальностью его музыкальных обработок восхищаются многие.
- Дмитрий Анатольевич, приятно видеть Вас в нашем городе. В 2004 году Вы уже были участником фестиваля Кабалевского, сейчас Вы приехали с коллективом хоровой капеллы мальчиков. Вспомните Ваш первый фестиваль…
- Закончив консерваторию, я стал хормейстером хора «Млада», на тот момент уже довольно известного. В этом коллективе появилась возможность мне поработать с двадцатью детьми. Хотя на тот момент я не очень был готов к этому, но всё же решился. Тогда с этим хором мы стали дипломантами 2 степени IX фестиваля искусств детей и юношества им. Д. Б. Кабалевского. По-моему, Астрид Линдгрен сказала: «Для детей надо писать, как для взрослых, только лучше». Так и здесь – с детьми нужно работать, как со взрослыми, только лучше. С профессионалами работать, с одной стороны, сложнее, а с другой, легче, потому что люди уже с опытом и понимают тебя быстрее. С детьми надо быть настоящим, искренним, умным, интересным, чтобы они за тобой пошли. После двух лет работы с мальчишками вижу, что какое-то зерно в них прорастает, и мне это интересно.
- Как Вы сами пришли к музыке, творчеству? Расскажите Вашу историю.
- Мои родители были далеки от музыки. Но в то время, когда я рос, было необходимо и престижно, чтобы ребёнок учился в музыкальной школе. Ребёнок получал весь набор – спортивная, музыкальная, общеобразовательная школы и это было нормально. В пять лет меня отдали на скрипку. Этому поспособствовал музыкальный руководитель в детском саду, которая сказала моим родителям о том, что у меня феноменальный слух. Моя неусидчивость помешала заниматься, но в 8 лет я снова оказался в музыкальной школе, которую благополучно закончил по классу скрипки. Кстати говоря, мне это очень пригодилось, когда я начал писать музыку для оркестра – я понимал, как устроен этот инструмент.
- Да, в то время было престижно учиться в музыкальной школе. А как сейчас мальчики приходят в хор?
- Пермская хоровая капелла – это бренд. Престиж хорового пения именно среди мальчишек сохраняется, чему я очень рад. На родительских собраниях я всегда упоминаю один известный факт: перед речью английской королевы всегда идёт выступление хора мальчиков! Совсем недавно мы побывали с мужским хором на гастролях в Германии, где слышали хор мальчиков. Он тоже очень востребован и постоянно выступает. Хотя в Европе это, как правило, кружок, который не даёт музыкального образования, как у нас в школах. Наше же музыкальное образование даёт ребёнку ещё и выбор – после окончания музыкальной школы он может выбрать продолжить его или что-то другое. И даже если ребёнок не идёт по музыкальной дороге дальше, у него лучше развита память, отличная способность к языкам, особенно к восточным, построенным на интонации. Музыкальный ребёнок более организован, более ответственен – он понимает, что не может подвести коллектив. Мне кажется, эти качества культурного, развитого человека необходимы нашим детям.
- Какие ещё качества воспитывает хор, кроме собранности, дисциплинированности?
- Это чувство локтя – умение быть в коллективе, петь в коллективе. Когда каким-то животным чутьём ребята чувствуют друг друга, поддерживают – это можно воспитать только в хоре. Если говорить об отличии сольного и хорового пения, то в хоре есть приём – цепное дыхание, когда один берёт дыхание, а другие нет, получается бесконечная, безразмерная музыка, она будто льётся, как бескрайняя река…Это тоже очень впечатляет. Нельзя не упомянуть о русском, православном пении, которое очень отличается от зарубежной манеры. У меня в мужском хоре есть уникальные басы, которых в Европе просто нет. Такие голоса вызревают только на Севере – в Сибири, к примеру: чем севернее, тем ниже голос. И конечно совсем другая культура пения – мы никогда не сможем петь, как немцы. И наоборот. Я стараюсь, чтобы ребята знали свои традиции, культуру – мы очень много поём русской музыки – и современной, и классической, потому что мы русский хор, кто, если не мы, будет пропагандировать нашу культуру?
- Как мальчики проводят свободное время?
- Они самые обычные дети, сидят в телефонах, только немного культурнее, образованнее, чувствительнее, потому что общаются с самыми высокими образцами музыки.
- Раньше был более развит коллективизм. Сейчас время развития личности. Есть ли востребованность в хоровом движении сегодня?
- Вы верно заметили системную смену в нашем обществе. В XX веке было много войн, катаклизмов, требовалось какое-то единение народа. Спад в этом плане был в 90-е – 2000-е годы, а сейчас снова идёт волна единения, патриотизма – массовое пение опять в моде. На площади в Чайковском во время вручения наград победителям фестиваля мы поём сводным хором – это более 300 человек, масштабность впечатляет! Столько ребят с горящими глазами, понимающих значимость этого события!
- За рубежом от вас ждут именно русской музыки?
- Конечно, им это ценно. Кстати, в Германию мы привезли подарок – произведение великолепного популярного немецкого композитора Шумана «Вечерняя звезда». Для меня это символ немецкого романтизма. После концерта немцы подходят к нам: «Вы спели такое красивое произведение на немецком языке. А что это?» Я был поражён, что этот пласт у них забыт и даже предложил приглашать нас чаще, пообещав познакомить их с их немецкой классикой.
- Мы плавно перешли к культуре – русской и зарубежной, в связи с этим вопрос – какой Вы видите культуру XXI века?
- Мне кажется, нужно развивать академизм, это наша, музыкантов, задача. Не только поддерживать, но и развивать культуру. В 20 веке были великолепные композиторы, много сделавшие для развития русской музыки. Сейчас нет таких имён, но надеюсь, появятся.
- Общаетесь ли Вы с другими, подобными вашему, коллективами?
- С хором мальчиков я всего два года, мне это интересно, и я начал наводить контакты. Недавно познакомился с руководителем чайковского хора мальчиков «Песельник». Я общался также с руководителем нижегородской хоровой капеллы мальчиков. В Пермском крае есть несколько мужских ансамблей, с которыми мы тоже поддерживаем отношения. У мальчишек природой заложен интересный металлический призвук в голосе, который отличает их от девочек. Соответственно, для работы с мальчиками и девочками нужны разные приёмы. Мне кажется, и руководить хором мальчиков нужно мужчине, чтобы их голоса не потеряли вот эту самую уникальность.
- Есть ли российские или зарубежные хоровые коллективы, на которые Вы равняетесь?
- Учась в нижегородской консерватории, я видел работу легендарной личности, дирижёра Льва Сивухина. Сейчас его именем названо хоровое училище в Нижнем Новгороде, когда-то им созданное. Как он общался с детьми, какие произведения делал, я почерпнул с того времени. К сожалению, его уже нет с нами… Среди современных мне очень близко питерское хоровое училище, также в Екатеринбурге очень интересный хор мальчиков при филармонии. Ни за кем пристально я не слежу, но если получается, с удовольствием смотрю.
- Вы часто выступаете за рубежом. Расскажите о самой яркой вашей поездке.
- Недавняя поездка в Германию, потому что на концерте люди плакали, особенно после исполнения «Ах ты, степь широкая». Это дорогого стоит. Много было эмигрантов, которые в глубине души тоскуют по России, они сказали много тёплых слов после концерта.
- Кто в составе мужского хора?
- Это выпускники Пермской хоровой капеллы мальчиков, которые стали врачами, адвокатами, преподавателями, чиновниками... Я долго думал, что их всё же увлекает в хоровом пении, что они, оставляя семьи, два раза в неделю приходят на репетиции? Наверно, какая-то потребность в культуре…
- Как Вы понимаете искусство в целом и понятие музыки в частности?
- Музыка – самый странный вид искусства, на мой взгляд. Если картину, скульптуру ты можешь посмотреть, потрогать, то музыка – это невербальное, я не понимаю, как она цепляет, доходит до сердца, это чудо какое-то.
- Что Вы можете пожелать современным родителям?
- Наше музыкальное образование даёт ребёнку выбор. Я не был хорошим учеником в музыкальной школе, родители настаивали, чтобы я получил музыкальное образование. И сейчас я им очень благодарен. Они дали мне возможность выбрать – в музыку, на завод или ещё куда-то. Поэтому современным родителем нужно не ограничивать своих детей!
- Мы благодарим Вас за интервью. Желаем Вам дальнейших творческих успехов. Надеемся, что и в нашем городе хоровое исполнительство мальчиков как необходимая составляющая современного эстетического образования будет иметь дальнейшее развитие.
Светлана Мартюшева,
Вера Мухаметдинова
Справка. Дмитрий Анатольевич Батин
Композитор, дирижёр, хормейстер, член Союза композиторов РФ, член Союза театральных деятелей РФ, доцент Пермского государственного института культуры. Дипломант международных конкурсов, лауреат премии в сфере культуры и искусства города Перми.
В 1989 году окончил детскую музыкальную школу по классу скрипки, а после Пермское музыкальное училище. В 1998 году окончил кафедру хорового дирижирования Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки.
Работал руководителем детского хора ДМШ № 2 Перми, хормейстером хора «Млада». Руководил хором Пермского дома учителя. С 2005-го — дирижер камерного оркестра Пермского института культуры. Руководитель хора отделения вокального искусства и руководитель оперного класса в Пермском музыкальном колледже.
В 2004-м начал работать в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского, с 2010 по 2014 год — главный хормейстер театра.
С 2014 года руководитель мужского хора Пермской капеллы мальчиков, с 2016 – художественный руководитель Пермской хоровой капеллы мальчиков.
Дмитрий Батин известен, прежде всего, как автор произведений для хора. В последнее время пишет оперы для детей. Является автором гимна Пермского Мотовилихинского завода.
В составе концертного хора мальчиков - ребята с 9-12 лет. В мужском хоре поют выпускники хоровой капеллы мальчиков. Старожилу мужского хора 44 года.
Как живёшь, дальнобой?
Накануне Дня автомобилиста нам удалось интересно побеседовать с чайковским дальнобойщиком Валерием Вершининым. Он сейчас далеко, на пути в Якутию вышел с нами на связь из Тынды – столицы БАМа. Разговор получился душевный и позитивный. О настоящей мужской профессии, о мечтах, о водительском братстве – в эксклюзивном интервью «Частному Интересу»