Век-волкодав


Рубрика: Культура
Среда,08.05.2013
Век-волкодав
Еженедельник «Частный Интерес» начинает реализацию проекта «Открой книгу – открой мир!», направленный на популяризацию читающего образа жизни. В связи с этим представляем очерк пермского поэта, писателя, краеведа Яна Кунтура, посвященный некоторым стихотворениям Осипа Мандельштама.
Он ясно ощущал время, время как толщу, как дальнюю бесконечную дорогу, по которой каждому предстоит пройти свой участок. Он тонко чувствовал связь между этими временами-отрезками, понимая при этом постоянную преемственность идущих, историческую ли, литературную ли, и себя в этой цепочке, свое место, достойное место, ту «чашу на пире отцов», которой он не должен посрамить.
«Я в сердце века. Путь не ясен. / А время удаляет цель…»

Он постоянно ощущал тяжесть этой поклажи, переложенной на его плечи предшественниками, ответственность за нее, перед тем, кто будет идти дальше, когда он уже будет не в состоянии…
«Чур! Не просить, 
                    не жаловаться, цыц!
Не хныкать!
Для того ли разночинцы
Рассохлые топтали сапоги,
чтоб я теперь их предал?
Мы умрем, как пехотинцы,
Но не прославим
Ни хищи, ни поденщины, 
                                          ни лжи».

А время возвращается, вернее, возвращаются ситуации и состояния, но еще более усугубленные его толщей. И то, чему противостояли когда-то в другую эпоху в другой (уже другой) стране, снова торжествует, обретая более хитрые лицемерные формы. Но путник должен идти по времени, пока в состоянии, иначе цепочка преемственности прервется и не будет уже ни Данте, ни Ариосто, ни Бодлера, ни Достоевского. Лишь костры. Существует лишь один достойный закон для осознающего себя путника – закон совести. Хотя порой бывает мучительно страшно, хочется спрятаться от настоящего, сбежать.
Но приходится идти, обратной дороги нет. Идти, зная, что твое время, твой век уже остались за спиной. Нужно идти против воли по чужому времени, которое надо по возможности сделать своим, пусть не сжиться с ним, не мимикрировать под него, но хотя бы описать, оставить, взять в свой узелок. Таким, какое оно есть, каким его чувствуешь, без установок свыше.
Да, у каждого путника есть свой век. У кого-то он совпадает со столетием, вписан в столетие, в одну ровную эпоху. А у кого-то, менее везучего, век разломан на две части: кусок в одном столетии и кусок в другом, кусок в одной эпохе и кусок в другой, причем абсолютно не схожих, даже полярных. Путь начинается в одной долине, но через перевал переходит в другую, чужую… В одной – кастальские ключи и виноградные лозы, среди античных колонн, в другом – выж-женная степь с белеющими костями, с перекати-полем и глухими колючими зарослями в лощинах… Позвоночник века сломан…

«Но разбит твой позвоно-чник, / Мой прекрасный жалкий век».
Но век иногда может представляться и не дорОгой… Да, век – это прекрасная зверюга, умница-лохматенция, знающая своего хозяина, которая не даст его в обиду, это громадная добродушная собака, радостно кидающаяся на плечи хозяину, чтобы лизнуть его в нос, потому что хозяин – это не волк, хозяин просто не может быть волком, хотя судьба и своеволие других так стремятся обрядить его в волчью шкуру…

«Но не волк я по сути своей: / Запихай меня лучше, как шапку, в рукав…»
Если и быть волком, то вольным волком «жаркой шубы сибирских степей», а не загнанным издерганным, забившимся в угол лагерным юродивым, при этом осознающим свое настоящее место. Юродивым не по диагнозу, а по осознанному выбору:

«Стук дятла сбросил с плеч. Прыжок. И я в уме»...
Но сможет ли кто-нибудь заглянуть в зрачки волкодава, не подпускающего к себе никого, кроме хозяина. Заглянуть, чтобы разглядеть там то настоящее, которое никогда не откроется постороннему. Сможет ли кто-нибудь склеить своей здоровою «кровью-строительницей» его искалеченную временем и событиями спину.

«Кровь-строительница хлещет / Горлом всех земных вещей…»
Жизнь продолжается, но остается только трепетать, от боязни, что твой позвоночник снова кто-то переломит. Ведь он такой хрупкий – век человека на земле, а его несут и несут в жертву чьей-то идее, чьей-то выгоде, как и сейчас…

«Снова в жертву, как ягненка, / Темя жизни принесли»
Да, можно, можно еще гармонически, объединить обломки-колена и «флейтою связать», подстроиться‑мимикрировать, и зазмеиться по траве полномерной гибкой гадюкой. И, может, тогда все вернется, как и ушедшая весна…
«Но разбит твой позво-ночник, / Мой прекрасный жалкий век!»
Поздно, да и не годится. Остается только смотреть назад, где за волочащимися парализованными конечностями еще видны следы славного, счастливого времени, в котором можно было бы «…жизнь просвистать скворцом / Заесть ореховым пирогом…», но когда-нибудь все равно обглоданный рыбами сломанный костяк века море истории вынесет на песок… и
«Льется, льется безразличье / На смертельный твой ушиб».
Кровь-строительница — жизнь вечная, бесконечная цепочка рождений и смертей, жизнь всех будущих поколений… И можно поступить по-другому, ведь «куда как страшно нам с тобой…», да не судите строго…

«А стены проклятые тонки, / И некуда больше бежать, / И я, как дурак, на гребенке / Обязан кому-то играть…»

«Мне хочется бежать от моего порога. / Куда? На улице темно, / И, словно сыплют соль мощеною дорогой, / Белеет совесть предо мной».
Страх, он присутствует всегда, он вечен, он родился раньше рождения. Поэтому он боится смертельно, но все-таки почему-то всегда, словно против воли, выворачивает наперекор своему страху, то разрывая расстрельные списки Блюмкина, то давая пощечины новейшим литературным аристократам. Голова направляет в одну сторону, а ноги ведут в другую… Не ноги, а сердце… Голова говорит: «Смирись!», а руки дают пощечину… Существует лишь один достойный закон для осознающего себя путника – закон совести.
«Не для того ли разночинцы / Рассохлые топтали сапоги, / чтоб я их предал?
Разве можно бросить ту поклажу, доставшуюся от предшественников? Слишком хорошо он знал предыдущие исторические отрезки дороги Времени и видел, как относились идущие следом к тем, кто поступал подобным образом. Как после к ним относилось само играющие и провоцирующее Время в лице потомков. Поэтому нужно «с веком вековать» и поднимать больные веки века…
«И с известью в крови для племени чужого / Ночные травы собирать».

«Я должен жить, хотя я дважды умер…»

«Я должен жить, дыша и большевея, / и перед смертью хорошея, / Еще немного поиграть с людьми!»
И никому, кроме этой «трамвайной вишенки страшной поры», не удалось так точно показать свое время, передать его дух, вернее, один из позвонков своего переломленного века. Никому из его современников не удалось выразить этот холодящий ужас, когда «под собою не чуешь страны» «и всю ночь напролет ждешь гостей дорогих», наезжающих в «воронках». Об этом заговорили после, из другого времени, а современники не смогли проговорить его так открыто и сильно… Не могли: кто-то не умел, кто-то не чувствовал, кто-то остерегался… Не их вина, все мы люди…
«Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть в твои зрачки?»

Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?

Кровь-строительница хлещет
Горлом из земных вещей,
Захребетник лишь трепещет
На пороге новых дней.

Тварь, покуда жизнь хватает,
Донести хребет должна,
И невидимым играет
Позвоночником волна.

Словно нежный хрящ ребенка,
Век младенческой земли.
Снова в жертву, как ягненка,
Темя жизни принесли.

Чтобы вырвать век из плена,
Чтобы новый мир начать,
Узловатых дней колена
Нужно флейтою связать.

Это век волну колышет
Человеческой тоской,
И в траве гадюка дышит
Мерой века золотой.

И еще набухнут почки,
Брызнет зелени побег,
Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный жалкий век!

И с бессмысленной улыбкой
Вспять глядишь, жесток и слаб,
Словно зверь, когда-то гибкий,
На следы своих же лап.

Кровь-строительница хлещет
Горлом из земных вещей
И горячей рыбой мещет
В берег теплый хрящ морей.

И с высокой сетки птичьей,
От лазурных влажных глыб
Льется, льется безразличье
На смертельный твой ушиб.



Информация:

Осип Эмильевич Мандельштам (1891‑1938) – поэт, переводчик, родился 3 января 1891 года в Варшаве.

В 1897 году вместе с семьей переехал в Петербург. С 1900 по 1907 год в биографии Мандельштама проходит обучение в Тенишевском училище. С 1908 по 1910 год учится в Гейдельбергском университете, что в Сорбонне. Затем снова возвращается в Петербург, архитектурой, обликом которого не перестает восхищаться. В 1911 году поступает в Петербургский университет, на историко-филологическое отделение.
Первые стихи Осипа Мандельштама были написаны в направлении символизма. Последующее же творчество Мандельштама происходило под влиянием акмеистов. В 1913, 1916, 1922 годах выходит три издания книги «Камень».
В 1919 году в биографии Осипа Мандельштама произошло знакомство с Надеждой Хазиной, которая впоследствии стала женой поэта. Ей была посвящена вторая книга поэзии Мандельштама, вышедшая в 1923 году. Несколько лет (с 1925 по 1930) Мандельштам посвятил написанию прозы. В 1928 году был опубликован сборник стихотворений Мандельштама, несколько его статей.
После этого в биографии Осипа Мандельштама наступает период, когда поэт стремится создать новую культуру в стране. За антисталинское произведение отправлен в ссылку. С 1934 по 1937 год он находится в Воронеже, после разрешения на выезд снова арестован, на этот раз сослан на Дальний Восток. В декабре 1938 года Мандельштам скончался от тифа.


Автор: Ян Кунтур

Просмотров: 2947


Возврат к списку


Чтобы оставить комментарий пожалуйста авторизуйтесь:
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
sos/cmc
  • подарили праздник? «Накануне Дня пожилого человека по всему городу было объявлено о том, что 1 октября пенсионеры смогут совершить бесплатные поездки на общественном транспорте. Но многие, сев в автобус, были неприятно удивлены требованием кондуктора оплатить проезд. К...
  • Такой букет нам ненужен... отдай кому хочешь! «Говорят, лучший подарок – это цветы. И, сколько себя помню, Первого сентября все школьники идут на торжественную линейку с цветами. Кто – со скромными букетиками с собственного огорода, кто – с огромными букетами роз, купленными в специализированных...
  • безалаберные личности «Не в первый раз становлюсь невольным свидетелем того, как в торговых центрах теряются дети, а их родителям нет до этого никакого дела – видимо, обилие товаров сносит «крышу». Например, сегодня (30 августа) в ТК «Акварель» из дверей одного из...
  • "И так сойдет!" В субботу, проходя мимо приемного покоя, заметила, что там начался ямочный ремонт. На радостях я даже сфотографировала свежее покрытие – наконец-то здесь можно будет спокойно ездить! Но радоваться пришлось совсем недолго: на следующий день – в воскре...
  • «Фестивальная» «Утром 7 июля я проходила мимо обновленной площадки «Фестивальная», открывшейся 4 июля, и была поражена, увидев на ней буквально кучи мусора. Такой беспорядок я наблюдала здесь впервые. Считаю, что следить за чистотой должны все, кто посещает эту пло...
  • «Газель» завалила сразу два контейнера «По какому праву индивидуальные предприниматели выбрасывают свой мусор в контейнеры, установленные во дворах домов?
  • Наши дороги «Наши дороги находятся в настолько отвратительном состоянии, что вечером 12 апреля мой автомобиль в буквальном смысле слова провалился в яму!
  • "Обращаюсь к народным избранникам..." «Обращаюсь к народным избранникам, кои считают себя властью. На протяжении многих лет участок территории между ул. Строительной и родником у хлебозавода являет собой печальное зрелище.
  • Тараканы в садике «Я вожу своего ребенка в один из детских садов нашего города. И уже в который раз замечаю, что по дошкольному учреждению в открытую «прогуливаются» тараканы.
  • Двойные квитанции «8 марта, зайдя в подъезд, я увидела у почтовых ящиков слегка разворошенную стопку квитанций по оплате коммунальных услуг.
Авторские статьи
Интервью

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»

Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее

Другие новости:

Напишите нам