Живет на свете звездочет
Удмуртского иллюстратора Василия Мустаева отличает проницательный ум, трезвый взгляд на жизнь, любовь к детям и природе. Об этом и многом другом он рассказал нам во время интервью.
Василий Мустаев – далеко не новичок в деле иллюстрации. Жители нашего города могли видеть его работы на выставках в Чайковской художественной галерее. На протяжении последних двадцати семи лет он работает литературным редактором детского журнала на удмуртском языке «Кизили», что в переводе на русский язык значит «Звездочка». Двадцать семь лет – это большая часть жизни художника, который недавно отметил свой пятидесятилетний юбилей. Как признается Василий Геннадьевич, за годы работы в журнале он и его команда прошли через многое, но любовь к искусству спасла издание от закрытия.
Оставалась одна дорога
– Василий Геннадьевич, расскажите, пожалуйста, как проходило Ваше становление как художника?
– Моя бабушка работала уборщицей в нашей сельской библиотеке, мама была фельдшером, а папа – трактористом. Мне оставалась одна дорога – в художники, потому что их не было в семье.
В детстве я любил литературу, историю, физкультуру, не любил черчение. Окончил школу с похвальным листом за изучение географии и физкультуры. В то время я уже сотрудничал с детской газетой. Я был очень любознательный и много читал, а потом нашел ребят, которые меня немного «поднатаскали» и я поступил в Кунгурское училище на гончара-формовщика. До этого момента я глины в руки не брал – только топтал.
Поначалу учился неохотно, напирал на общехудожественные дисциплины – рисунок, живопись, скульптура. А потом в 1982 году один мой знакомый открыл для меня то, что глину можно использовать, как масляные краски, как тот же гипс или металл и делать из нее совершенно удивительные вещи. После этого я влюбился в этот материал и окончил училище с отличием. Правда, после выпуска я больше не работал с глиной, но сейчас все чаще задумываюсь, что хотел бы делать из этого материала кувшины для вина и горшки для каши.
«Когда я впервые познакомился с Василием Геннадьевичем, он напомнил мне сказочного лесовичка, живущего в лесу», – сказал чайковский писатель Александр Абдулаев, друг Василия Мустаева. |
По окончании училища я отслужил в армии, а по возвращении на родину устроился художником-ретушером в детскую газету. Там я полдня рисовал картинки к текстам, а полдня ретушировал фотографии: открывал и закрывал глаза, улучшал и ухудшал человеческие физиономии. А затем меня пригласили в детский журнал «Кизили», который на тот момент еще только создавался. Они искали художественного редактора, а я, молодой и амбициозный, с удовольствием согласился на эту должность.
Тогда в моей жизни появился замечательный друг, художник, наставник Константин Филиппович Гарипов. К сожалению, пятнадцать лет назад он ушел из жизни. Мне его очень не хватает. Я до сих пор чувствую его присутствие и советуюсь с ним, потому что он никогда не лукавил. Он был чудесным человеком. Таких художников уже нет. Он – мастер от Бога. Он говорил, что не хочет рисовать академически и не делал этого. Он рисовал, как ребенок.
– А есть ли в Вашей творческой копилке иллюстрации к детским или взрослым книгам?
– Да, параллельно с работой в журнале я сотрудничаю с книжным издательством. Всего мною были проиллюстрированы и оформлены около ста пятидесяти изданий, но дело не в количестве. Можно сделать одну книгу и остаться в истории, а можно выпустить тысячу книг и остаться там, где был. В числе авторов, с которыми я работал, действительно есть писатель из вашего города – мой друг Александр Абдулаев. Мы познакомились в 2005 году в Чайковской художественной галерее. Сначала мы с ним оформили одну книгу, а совсем недавно вышло еще одно наше совместное творение. За это время мы очень сблизились и регулярно поддерживаем связь.
– Василий Геннадьевич, Вы сами выбирается произведения, которые хотели бы иллюстрировать?
– Да. Произведение должно меня чем-то зацепить, пусть даже это будет всего одно слово.
«Я постоянно хожу, как беременная женщина, и рожаю какие-то новые идеи, которые потом переношу на бумагу», – поделился Василий Мустаев. |
Влюбленный в город и работу
– В начале мая в стенах Чайковской художественной галереи открылась Ваша шестая персональная выставка. В Ижевске Вы выставляетесь не так часто, как у нас, расскажите, с чем это связано?
– Впервые в настоящем музее я оказался в десять лет, а Чайковская художественная галерея стала для меня вторым настоящим музеем. Тогда я учился в девятом классе и уже точно решил, что хочу стать художником. В то время одним из моих любимых художников был Алексей ч Саврасов и именно здесь я впервые увидел один из вариантов его работы. Я не верил своим глазам, глядя на подпись моего кумира. С того момента я и влюбился в вашу галерею, которую до сих пор считаю одной из лучших в России. Конечно, здесь нет такого большого количества работ, как в крупных городах, но все они высочайшего качества. А еще я очень люблю ваш город. Здесь царит особая атмосфера, которую не описать словами, и живут прекрасные люди.
– С какими сложностями сталкивается художественный редактор детского журнала?
– В данный момент я чувствую себя абсолютно счастливым человеком, потому что я занимаюсь любимым делом и работаю в чудесном коллективе. Раньше редакторы мне многого не позволяли, а сейчас я могу творить свободно, но, как выяснилось, это даже сложнее. Тогда цензура была политической, теперь же она превратилась в цензуру рубля или доллара, которую невозможно обмануть. Так что приходится сокращать тиражи и экономить на каждой мелочи. Из-за этой цензуры сейчас и дети практически не читают.
Художник-ребенок
– Что дается легче: иллюстрации к детским рассказам или к книгам для взрослых?
– Если честно, все дается нелегко, потому что рисунок – это обманка, а врать всегда непросто. Мне часто задают подобные вопросы, но я не знаю ответа на них. Чарльз Дарвин пытался доказать, что человек произошел от обезьяны, а то что взрослые произошли от детей – не нужно доказывать. Что было раньше: ребенок или взрослый я не знаю, но знаю, что в душе я остался пятилетним мальчуганом.
– Как отзываются о Ваших работах юные читатели журнала «Кизили»?
– Думаю, дети по-разному отзываются о моих работах, но они видят в них своего ровесника. Ведь я с ними не сюсюкаюсь, а говорю на одном языке. Они, как правило, не понимают те работы, которые я сам не понимаю. У меня даже есть поклонники – это совсем маленькие детки и пенсионеры преклонного возраста. Хотя первые – от рождения художники, им просто не нужно мешать.
– Как Вы любите проводить свободное от творчества время?
|
Спасибо!
|
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее