Данко нашего времени
В рамках проекта «Открой книгу – открой мир!» еженедельник «Частный Интерес» рассказывает читателям о поэте Владимире Высоцком.
Продолжение. Начало в № 32.
«Но знаю я, что лживо, а что свято»
Стихотворения Владимира Высоцкого дают богатую пищу для размышлений о жизни, о человеческих судьбах, о свободе и несвободе, о вере и истине, о добре и зле. Во многих стихотворениях говорится о Судьбе: «Две судьбы», «Песня о Судьбе», «Две просьбы» и др. Судьба в них нечто непонятное и сильное, неохватное и могущественное – врывается по неизвестным причинам в понятное, сознательно построенное, любимое и вообще человечески-обозримое. Судьба – это рок, это фатум. И если в «Двух судьбах» лирический герой (сам поэт?) пытается противостоять Судьбе, проявляет активность в борьбе за свою жизнь:
Греб до умопомраченья,
Правил против ли теченья,
на стремнину ли, –
А Нелегкая с Кривою
От досады, с перепою
там и сгинули!
то в «Песне о Судьбе» судьба в образе бездомного бешеного пса преследует поэта:
Куда ни втисну душу я,
куда себя ни дену,
За мною пес – Судьба моя,
беспомощна, больна, –
Я гнал ее каменьями,
но жмется пес к колену –
Глядит, глаза навыкате,
и с языка слюна.
Тесно связана с темой Судьбы другая философская тема, волнующая поэта, – это загадки жизни и смерти. Из стихов «Кони привередливые», «Райские яблоки», «Мой Гамлет», «О фатальных датах и цифрах» становится понятно, насколько глубоко осознавал поэт свое предназначенье. Если человек не видит ничего, кроме жизни, и ослеплен ее непосредственным явлением, то относится к смерти как к ужасу, как к трагедии. Тот же, кто считает свою жизнь нужной и своевременной, потому что сумел выразить себя, так или иначе жил для других, спокоен перед смертью:
Я до секунд всю жизнь свою измерил –
И худо-бедно, но тащил свой воз.
Но знаю я, что лживо, а что свято, –
Я понял это все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята, –
Мне выбора, по счастью, не дано.
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу...
«Я люблю, и значит – я живу!»
В поисках нравственных идеалов Высоцкий обращается к вечным темам: свобода, дружба, любовь, человечность. Одним из сильнейших источников духовности человека является любовь. Этому чувству поэт посвятил множество стихотворений: «Здесь лапы у елей дрожат на весу...», «Запомню, оставлю в душе этот вечер...», «Романс», «Мне каждый вечер зажигает свечи...», «Люблю тебя сейчас...», «Баллада о Любви» и др. Какая же любовь заполняет душу поэта? Это романтическая любовь, которая порождает пыл, порыв и экстаз, ведет к обожанию возлюбленной, превращаясь в мистическое, сверхъестественное чувство, которое не оставляет места для ревности, мести, упреков. Лирический герой готов «припасть губами» к следам возлюбленной, построить «хрустальный дом на горе» и быть верным псом на цепи при нем, может любоваться любимой «как Мадонной Рафаэлевой». Любовь заполняет душу:
Мне каждый вечер зажигает свечи,
И образ твой окуривает дым, –
И не хочу я знать, что время лечит,
Что все проходит вместе с ним.
Особое место занимает «Баллада о Любви», пронизанная необыкновенно светлым лирическим чувством любви: «Страна Любви – великая страна!». Эта страна трагична:
Но многих захлебнувшихся любовью
Не докричишься – сколько ни зови, –
Им счет ведут молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови,
И мы поставим свечи в изголовье
Погибшим от невиданной любви.
Но рефреном проходят в этом стихотворении слова, утверждающие, что для лирического героя понятия «жить» и «любить» тождественны:
Я поля влюбленным постелю –
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит – я люблю!
Я люблю, и значит – я живу!
Владимир Высоцкий говорил: «Счастье – это путешествие, необязательно из мира в мир... Это путешествие может быть в душу другого человека, путешествие в мир писателя или поэта... И не одному, а с человеком, которого любишь». |
«Я спешу, и усталости ноги не чуют»
Само представление о счастье включало в себя высокий духовный уровень общения между людьми. Поэт говорил: «Счастье – это путешествие, необязательно из мира в мир... Это путешествие может быть в душу другого человека, путешествие в мир писателя или поэта... И не одному, а с человеком, которого любишь».
О дружбе, которую Владимир Высоцкий понимал как духовное единение и взаимопонимание, написано немало стихотворений. Это и дружба, построенная на чувстве взаимной выручки, и дружба, спасающая от одиночества, и боевая дружба, и посвящения друзьям. Стихотворения Высоцкого о дружбе звучат как призыв к пробуждению человеческих чувств, сострадания, душевной отзывчивости, участия, огромной взаимоответственности. В стихотворении «Если где-то в глухой неспокойной ночи...» лирический герой готов придти другу на помощь, как бы далеко он ни находился. Оно звучит как призыв откликнуться, отозваться:
Лирический герой Высоцкого воспринимает окружающий мир как борьбу противоположностей – Добра и Зла. Возможность выбора между Добром и Злом не ограничивается какой-либо конкретной ситуацией, она присутствует во всем многообразии жизненных явлений. Лирический герой считает, что со Злом надо бороться. Равнодушие и пассивное наблюдение тоже Зло, порок не меньший, чем подлость и предательство:
Если руки сложа
Наблюдал свысока
И в борьбу не вступал
С подлецом, палачом –
Значит, в жизни ты был
Ни при чем, ни при чем!
А зло, как бы ни меняло свое обличье, на протяжении веков остается неизменным по своей сути:
И во веки веков, и во все времена
Трус, предатель – всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война,
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее