«Мир, созданный святыми»
Одним из самых ярких детских воспоминаний любого человека наверняка являются рисунки на страницах любимых книжек. А ведь и правда, в иллюстрировании детской книги проявляется особый талант. Чаще всего через книгу ребенок впервые знакомится с искусством, поэтому так значительна роль художника-иллюстратора. Подлинный мастер создает книгу, способную влиять на эстетический вкус, «воспитывать глаз» ребенка. Яркие, ясные в понимании окружающего мира иллюстрации не страдают прямолинейной дидактичностью, они помогают юным читателям открыть доброту в себе. Здесь цвет становится проводником эмоционального настроения. Многие детские книги даже построены по типу книжки-картинки, где графика доминирует над литературой.
В рамках проекта «Открой книгу – открой мир!» еженедельник «Частный Интерес» начинает рассказывать читателям о лучших иллюстраторах детской книги. Чтобы, выбирая книгу для своего малыша, родители обращали внимание не только на имя автора текста, но и на имя художника, на красоту рисунков и качество их исполнения.
Сегодня мы познакомим вас с творчеством замечательного российского графика, художника, иллюстратора Бориса Диодорова.
«Сказочное путешествие…»
Борис Аркадьвич родился в 1934 году. Он полюбил книги с самого детства. И вместе с дедушкой «лечил» старенькие и потрепанные, приводя их в полный порядок. Любил читать, воображая себя на месте героев, рисовал. И хотя закончил театрально-декорационное отделение Художественного института имени В.И. Сурикова, еще студентом начал рисовать книжные иллюстрации. Слава к художнику пришла после появления книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф с его иллюстрациями – в 1980 году он был удостоен высшей награды Всесоюзного конкурса «Искусство книги» диплома имени первопечатника Ивана Федорова и «Золотого яблока» на престижной международной выставке иллюстрации в Братиславе, на БИБ-81.
Вся книга будто пронизана дыханием северной страны, где возможны самые разные загадочные чудеса и превращения. Северная сказка начинается с белоснежной суперобложки, на которой нарисован белый гусь с красным клювом и крошечный мальчик в красном колпачке, пригревшийся под его крылом. Каждая иллюстрация – это законченная картина, ритмически красиво выстроенная, как например, полет гусиной стаи над ночным средневековым городом или танец длинноногих журавлей с гибкой шеей и точеными головками, помещенных на мерцающем серебристом фоне. Изысканность рисунка – иллюстрации выполнены в технике офорта (офорт – это гравюра на металле, исполненная тонкой иглой), с добавлением особым способом цвета, придающего «сказочное» мерцание – сочетается с увлекательным рассказом о дружбе Нильса и гуся Мартина.
Первое знакомство с книгой у Бориса Диодорова состоялось благодаря деду, в четыре года. «Он превратил это в какое-то священнодействие, – рассказывал в одном из интервью художник. – Посмотрел мои руки: «Пойди-ка помой!» Потом усадил меня за стол с белой скатертью и достал том «Войны и мира» сытинского издания 1912 года с иллюстрациями художника-баталиста А.П. Апсита. И когда я открыл ее, то увидел мир, который я никогда не видел в окружающих меня пространствах (хотя в театр меня уже водили в это время). И я понял, что есть мир красоты, мир, созданный святыми, как мне тогда казалось. Потому что я не мог представить, что это может нарисовать обычный человек, художник». |
Художник играющий
А следующей работой Диодорова стали иллюстрации к знаменитой сказке Алана Милна в пересказе Бориса Заходера «Винни Пух и все-все-все» – «Тут я наигрался вдоволь», – признавался художник. Он создал чудесный дом самого детства, добрый, ласковый, приветливый, простодушный, как сама сказка. Пушистость штрихов (рисунки исполнены пером и тушью), мягкая подцветка акварелью рождают очаровательных персонажей, которые включены в бесконечно увлекательные игры. Чего стоит «игра» с шарфиком добродушного Пуха, единственной его одежды, который он, придя в гости к кролику, из вежливости снимает с себя. Проиграна не только каждая подробность в рисунке, но и каждая деталь в оформлении, недаром даже нумерация страниц в окружении то пчелок, то лесных цветов, а если Пуху доводится плутать по лесу, то и нарисованный заголовок к этой главе похож на лабиринт. Словом, совершенно исполненная детская книга, одна из лучших в творчестве художника, а может быть и лучшая вообще.
«Добро побеждает в вечности»
Однако самой большой любовью Бориса Диодорова остается творчество Г.Х. Андерсена. Со сказками Андерсена Борис Аркадьвич познакомился еще до войны. Легендарного сказочника он всегда считал русским писателем. Во всяком случае, к русской культуре великий датчанин всегда был неравнодушен. «Андерсен любил Пушкина и много лет мечтал приобрести его автограф, – рассказывал в одном из своих интервью Борис Аркадьевич. – Однажды ему это удалось, и до конца жизни он не расставался с листочками бумаги, где Пушкин написал стихотворение «Пробужденье» и отрывок из элегии «Мечты, мечты! Где ваша сладость?». Теперь бесценные автографы хранятся в Королевской библиотеке в Копенгагене».
Диодоров говорит, что каждую сказку Андерсена он иллюстрировал по пять лет. «Я книгу делаю годами. Я страдаю». Когда работал над макетом к «Русалочке» и дошел до момента, где Русалочка, отказавшись убивать принца, обрекает себя на гибель, – незаметно для себя горько плакал. «В переводе Ганзенов, – говорит Борис Аркадьевич, – в этот эпизод была заложена энергетика людей, поверивших в эту ситуацию. А у других переводчиков, выстроивших этот отрывок, может быть, красивее, – нет веры. И им – не веришь.
Я уверен, что главное, когда иллюстрируешь Андерсена – это вера в жизнь вечную. Иначе некоторые его сказки могут показаться страшными. Его еще современники упрекали в том, что добро порой проигрывает в его сказках. На что он отвечал: «Добро побеждает в вечности».
В 2001 году как один из выдающихся детских художников мира, Борис Аркадьевич получил главную международную награду в области детской книги – золотую медаль Г.Х. Андерсена.
При подготовке материала была использована информация с Интернет-сайтов gcink.nios.ru, www.fairyroom.ru, redakzia.ru, ruskline.ru.
Борис Диодоров работал главным художником легендарного издательства «Детская литература». Проиллюстрировал более трехсот книг, в последнее время сотрудничает с издательствами США, Франции, Японии, Германии, России, Испании и многих других стран.
Мария Картазаева: «Это мой любимый город и мой любимый театр»
Актриса Чайковского театра драмы и комедии Мария Картазаева уже полгода работает в должности исполняющего обязанности художественного руководителя театра. Она возглавила театр в трудные для него времена, сохранила труппу и с большим оптимизмом смотрит в театральное будущее